«Шмемановщина» появилась не на пустом месте

К 35-летию со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана

Проблемы церковной жизни 
0
1704
Время на чтение 3 минуты
13 декабря исполняется 35 лет со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана. К этой дате наши коллеги с православных сайтов готовят либо пасквили, либо панегирики – в зависимости от того, на какой идейной платформе стоит соответствующее издание.
Пользуясь случаем, позволю себе поделиться теми мыслями, которые были озвучены во время встречи «Балканского клуба» с сербской православной общественностью Белграда в Доме Писателей Сербии полтора месяца назад, 23 октября 2018 года.
На той встрече мы говорили о том, что конфликт с Константинопольским патриархатом может привести к тому, что наши братья во Христе, условно говоря, настроенные проконстантинопольски, будут являть собою воплощение духа «шмемановщины».
Накануне поездки в Белград я проговаривал эти аргументы своим друзьям из Киева. И их очень покоробило то, что имя прот.Александра Шмемана преподносилось в таком не очень приглядном контексте. Тогда я понял, что нужно подробнее остановиться на этом вопросе и постараться сформулировать проблему как можно более сжато и по возможности без оценочной лексики.
Вот, какой текст получился в результате аккуратных дискуссий с моими друзьями, искренне почитающими о.Александра Шмемана:
«Дневник» прот. Александра, который всегда используется в качестве источника цитат для пасквилей, я читал 3 раза. Первый раз просто как книгу. Второй раз – с красным карандашом инквизитора. Третий раз – уже совсем иными глазами. Ко времени третьего прочтения мне довелось проработать и «Дневник» матушки Иулиании Шмеман, и многое другое.
Положа руку на сердце, пришлось признать, что прот. Александр во многом был прав.
У нас часто ругают его за американский патриотизм и за нападки на РПЦЗ. Но если разобраться, то причина любви к Америке коренилась отнюдь не в некой форме смердяковщины, а совсем в ином.
Во-первых, прот.А.Шмеман демонстрировал своё искреннее воодушевление Америкой именно потому, что он перебрался из Франции, которая была воплощением не только безбожия, но и открытой чёрной неблагодарности по отношению к русским беженцам - людям второго сорта. В Америке Шмеман не просто почувствовал себя полноправным членом общества, но и смог потрудиться на ниве Христовой.
Далее. Его выпады против эмигрантов первой волны и того духа, который царил в РПЦЗ, были обусловлены тем, что РПЦЗ – наряду с приходами Греческой, Сербской и пр. диаспорами Православных Церквей в Америке - были, по сути, клубами, объединяющими представителей той или иной национальности.
Прот.А.Шмеман пытался заложить основы Церкви, которая – по замыслу его единомышленников – могла бы вернуть Православию тот универсализм, который был утрачен после Великого Раскола и событий Реформации/Контрреформации.
Но в замыслах всё выглядело хорошо, а на практике мы видим, что когда опыт Православной Церкви в Америке переносится в национальные поместные Церкви – что в СПЦ, что в РПЦ, то получается просто демонстрация фронды и вызывающее неообновленчество.
Отчасти это связано с тем, что «шмемановцы», выступая против того, что им виделось в православной обыденности рутиной, околоцерковным обрядоверием и т.д., вместе с водой выплеснули и ребёнка. Вопросы поставили, вроде бы, верные. А вот ответы получились в духе лютеранства. Т.е. было отвергнуто то, что составляет существо Добротолюбия.
И вот как раз восприятие самой сути спасения через то осмысление, которое даёт нам Добротолюбие, видится, например, мне в качестве святоотеческого пути спасения.
И то, что мы теперь – по прошествии десятилетий – убедились в том, что внешнее в жизни Церкви – это нередко вовсе не «шелуха», обусловленная культурными формами конкретных эпох, но броня, тогда - для энтузиастов «евхаристического возрождения» - было совсем неочевидно.
Шмемановцы выступили против тех наших братьев, которые тщательно исполняют предписания церковные, но, быть может, не всегда за деревьями видели лес. Однако, при этом, увидев «лес», шмемановцы пренебрегли выработанной в православной Церкви аскетической традицией, позиционировав эту традицию в качестве «клиники, пути к прелести и фарисейству».
И незаметно для себя сами пошли по неверному пути.
Однако говорить обо всём этом следует, на мой взгляд, спокойно, погасив факела и отложив в сторону осиновые колья, заботливо заготовленные заранее.
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 23., Кирилл Д.:

1. Во всяком случае, про себя не дерзну утверждать, что постигаю и исполняю волю Бога. 2. А сейчас старый обряд признан Церковью равночестным новому. Как тогда это понимать?

1. Если Вы полностью доверяете и доверяетесь Церкви, то этого уже достаточно, чтобы быть православным. ( Церковь исполняет волю Бога ). 2. Как нисхождение к заблудшим. ( Одновременно идти направо и налево невозможно ).
Василий В.В. / 16.12.2018, 09:36

24. Ответ на 23., Кирилл Д.:

«А сейчас старый обряд признан Церковью равночестным новому» Кем признан? И кем был не признан? Разбейтесь какая инстанция больше, а какая меньше.
М.Яблоков / 16.12.2018, 05:39

23. Ответ на 20., Василий В.В.:

Православный тот, кто исполняет волю Бога, т.е. улавливает и постигает, когда и что нужно делать.

Мне кажется, это как-то слишком круто. Во всяком случае, про себя не дерзну утверждать, что постигаю и исполняю волю Бога. Там не только количество пальцев изменилось, но изменилось и направление обхода престола и храма, количество богослужебных просфор и т.д. И за этими изменениями стоят глубокие смыслы, инициирующие важные и необходимые процессы. Старообрядцы эти смыслы не уловили. Остались глухи к повелению Бога. Имея целостное видение православного вероучения, можно было предугадать эти изменения.

А сейчас старый обряд признан Церковью равночестным новому. Как тогда это понимать?
Кирилл Д. / 15.12.2018, 21:45

22. Ответ на 21., М.Яблоков:

О чем вы?

О событии, положившем начало вчерашним, сегодняшним и будущим проблемам Православной Церкви, когда Рим обманул Христиан, "...в фундамент Церкви заложив раскол."
влдмр / 15.12.2018, 17:24

21. Ответ на 18., влдмр:

О чем вы?
М.Яблоков / 15.12.2018, 08:32

20. Ответ на 17., Кирилл Д.:

Православие не бывает по частям, но только все целиком и во всей своей полноте. Поэтому все это синонимы. И если вы этого не понимаете, то и вы - неправославный. Ясно?Конечно, ясно. И, отчего 350 лет назад раскол случился - тоже ясно. И тогда всем всё было ясно - одним ясно, что неправославный, атеист и враг Церкви - тот, кто тремя перстами крестится, другим - что тот, кто крестится двумя.

Православный тот, кто исполняет волю Бога, т.е. улавливает и постигает, когда и что нужно делать. Там не только количество пальцев изменилось, но изменилось и направление обхода престола и храма, количество богослужебных просфор и т.д. И за этими изменениями стоят глубокие смыслы, инициирующие важные и необходимые процессы. Старообрядцы эти смыслы не уловили. Остались глухи к повелению Бога. Имея целостное видение православного вероучения, можно было предугадать эти изменения.
Василий В.В. / 15.12.2018, 06:53

19. Ответ на 14., М.Яблоков:

Это, конечно, сильный протестантский уклон. С другой стороны, он, наверно, прав в том, что это всё действительно не синоним Православия, хотя и неотъемлемая его часть.Я вам даже бОльшую тайну открою... Православие не бывает по частям, но только все целиком и во всей своей полноте. Поэтому все это синонимы. И если вы этого не понимаете, то и вы - неправославный. Ясно?

А некрещенный сын Юпитера, Верховный Жрец Империи входит в Православие во всей полноте? Шмеман это имел ввиду,... про нелюбовь к Византии.
влдмр / 15.12.2018, 05:51

18. Ответ на 17., Кирилл Д.:

Все в одну кучу не сгребайте. Мы знаем этот демагогический приемчик.
М.Яблоков / 15.12.2018, 04:43

17. Ответ на 14., М.Яблоков:

Православие не бывает по частям, но только все целиком и во всей своей полноте. Поэтому все это синонимы. И если вы этого не понимаете, то и вы - неправославный. Ясно?

Конечно, ясно. И, отчего 350 лет назад раскол случился - тоже ясно. И тогда всем всё было ясно - одним ясно, что неправославный, атеист и враг Церкви - тот, кто тремя перстами крестится, другим - что тот, кто крестится двумя.
Кирилл Д. / 14.12.2018, 22:34

16. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Спасибо, Павел, за обстоятельный ликбез! P.S. Михаил Иванович у нас суров, конечно. А я спокойно отношусь ко всему этому "либерализму". Он тоже, мне кажется, должен быть.
Кирилл Д. / 14.12.2018, 22:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07