Прологом, всё-таки, стала поездка-паломничество в Вырицу, где давно не были и куда стремилась душа. Члены совета Собора православной интеллигенции во имя Преподобного Серафима Вырицкого (Александр Беляков, Борис Дверницкий, Александр Казин, Сергей Лебедев и автор этих строк) с родственниками и друзьями приехали прекрасным солнечным утром и молились в монументальном деревянном храме Казанской Божией матери, окруженном вековыми елями, зеленью и цветами.
А потом молились в часовне - месте погребения Святого Серафима и его бывшей супруги, затем монахини. И молились мы, в том числе, о здравии одного из нас, соборян, Николая Михайловича Коняева, известного писателя и публициста, перенесшего тяжелую операцию и находящегося между жизнью и смертью...
А на следующий день, в воскресенье, 16-го сентября во второй половине дня мы узнали, что Николай Михайлович отошел ко Господу... И менее чем через сутки, в понедельник, 17-го, на нас обрушилась весть о скоропостижной смерти ночью, ещё одного замечательного писателя и публициста - Александра Григорьевича Ракова, главного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург». За одни сутки мы лишились двоих выдающихся православных русских людей, настоящих пассионариев (термин, введенный Львом Николаевичем Гумилевым, для определения настоящих подвижников, одухотворенных людей высокой цели идеи).
Судите сами, Николай Коняев не дожил год до своего семидесятилетия, но издал 50книг, причем несколько из них ещё в СССР, где они выходили стотысячными тиражами. А ныне его (вместе с женой Мариной Викторовной) лучшее, как я считаю, достижение - «Русский хронограф» - вышел тиражом 2000 экземпляров. Представляете, две книжищи, каждая по тысяче страниц, значимые даты, масса данных, в том числе новых, о православной Руси-России от Рюрика до Сталина. Раньше и более, чем стотысячный тираж был бы раскуплен. Теперь другое время. Выбирая венок и диктуя надпись на ленте «Николаю Коняеву от соборян» (со дня основания в 1999 г. Он входил в наш совет «Собора православной интеллигенции»), я спросил продавщицу, знает ли она, кто это такой. И когда объяснил ей, что это известный писатель, она ответила, что читать не любит. Мне стало не по себе... Слава Богу, на следующий день, 19 сентября, в Александро-Невскую Лавру проститься с православным писателем пришли сотни людей, которые читают и почитают. И были соболезнования от губернаторов Петербурга и Ленинградской области, и отпевали, служили в Троицком соборе и на Никольском кладбище митрополит Константин (Горянов) и епископ Назарий (Лавриненко)...
Александр Раков в прошлом году отметил семидесятилетний юбилей, очень красиво, достойно, присутствовали супруга Валерия Михайловна, родные, друзья, сотрудники, много батюшек. И в этот последний свой год он как-то помягчел, подобрел, несмотря на изнурительные болезни. И также продолжал уже 26-ой год опекать и охранять «Православный Санкт-Петербург», воистину, народную всероссийскую газету. Труженик, как и Коняев, за семнадцать лет он создал 20 книг.
В многочисленных некрологах в СМИ и интернете отмечалось, что он создал новый литературный жанр - «былинки». Подобно самоотверженной пчеле, он повсюду, в жизни и в стихах сотен поэтов собирал свои былинки. Помню, я рассказал ему, что видел в Милане, около знаменитого готического Миланского собора слепого продавца, торговавшего в ларьке газетами и всякой всячиной. И это превратилось в «былинку». В свой последний год он издал свою последнюю книгу «Домик творчества», в которой по сути подводил итоги и знакомил читателей с реальным, построенным им, домиком-музеем своего времени, своей жизни и творчества. И в этой книжке, как в домике, он собрал всех своих близких и дорогих: родителей, семью, друзей-коллег, их размышления, строки любимых поэтов - и всех сделал своими соавторами. Отпевали Александра Григорьевича 20 сентября в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте, прихожанином которого он был. В воскресенье, 16-го он здесь причастился, а ночью ушел из этой жизни. Настоятель о.Феодор (Гуряк) произнес очень прочувственное прощальное слово, затем было много желавших и сказавших об усопшем, в отличие от прощания на Никольском кладбище в Лавре, где, видимо, был более строгий лимит времени. А потом мы все сопроводили почившего на Серафимовское кладбище, которое было совсем близко и где его упокоили рядом с его любимой матерью.
Не могу не отметить, что дни прощания с нашими замечательными православными писателями были теплыми и солнечными, просто великолепными и лучезарными. И вместе с печалью расставания с ними на душе были тихие свет и благость. Думается, что они достойно выполнили свою христианскую миссию в этом грешном мире и их умиротворенные лица свидетельствовали об этом. Оба были глубоко верующими православными людьми, великими тружениками и талантами, среди предков которых были литературно одаренные личности, и сами они были собственно ровесниками, принадлежащими к пассионарному поколению детей Победы.
Однако мы, православные люди, оставшиеся здесь, в современном совсем не благостном мире, тем более опять в эти дни, напомнившем нам о своей темной стороне подло сбитым в Сирии российским самолетом с пятнадцатью сгоревшими русскими ребятами, - должны помнить, что борьба со злом и коварством продолжается. Поэтому меня, как человека причастного к социальным наукам и публицистике, а по возрасту даже более старшего, чем ушедшие мои соратники, сейчас прежде всего волнует дальнейшая судьба детища Александра Григорьевича Ракова - газеты «Православный Санкт-Петербург».
Обращаюсь к более молодым православным журналистам и писателям, церковным людям и в первую очередь ко всем, связанным с этим легендарным изданием, получившем благословение владыки Иоанна (Снычева): Сделайте всё возможное, чтобы продолжить его выпуск! Теперь настала ваша пора продолжить эту православную миссию Александра Ракова и Николая Коняева! Царствие им Небесное!
Валентин Евгеньевич Семёнов, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета СПб «Собора православной интеллигенции»