Глубокое недоверие в обществе к выводам профессионалов по «Царскому Делу» вполне закономерно. А все началось с непрофессиональной работы следователя Владимира Соловьева. В начале 90-х на него свалилось сразу два резонансных дела: по Екатеринбургским останкам и о гибели Сергея Есенина. Обстоятельствами смерти великого русского поэта вынужденно занялся Есенинский комитет при Союзе писателей после первых публикаций с доказательствами убийства поэта. Работа Комиссии под председательством советского есениноведа Ю.Л. Прокушева велась всеми, включая следователя Соловьева, на общественных началах и, видимо, поэтому особого энтузиазма у профессионалов, к которым обратился Союз писателей, не вызывала.
Свою статью на эту тему следователь Владимир Соловьев озаглавил «Поэт себя не убивал?» В ней он долго и методично рассказывал на примере вскрытия в Петропавловской крепости могилы великого князя Георгия, родного брата последнего Российского императора, до чего же это ужасно проводить эксгумацию. При этом он безоговорочно во всем доверился уважаемому есениноведу Прокушеву, автору многочисленных книг, в которых самоубийство поэта не ставилось под сомнение. Так одно из двух дел удалось замять. А расследование по «Царскому Делу» проводил, спустя рукава.
И вот результат. В обществе нет доверия ни к власть имущим, ни к существующим трактовкам исторических событий. Но как же нам жить без осмысления своей истории, в которой все переплетено? Приведу один пример, который соприкасается с «Царским Делом».
Есенинское поле притяжения огромно. Однако существуют свидетельства о гибели поэта, неизвестные многочисленным почитателям его творчества, а также Генеральной Прокуратуре РФ, которая до сих пор так и не решилась завести уголовное дело по факту гибели великого русского поэта в связи с новыми открывшимися обстоятельствами. А таких обстоятельств становится все больше и больше, и они действительно приоткрываются, поскольку Сергея Есенина любят в народе. Более того, он давно стал символом России.
17 сентября в Центральном доме литераторов на вечере «НАС НЕ ЗАБУДЕТ РУСЬ...», посвященном памяти Сергея Есенина, прозвучали весьма значимые в этом отношении выступления. Видеозапись велась и может быть представлена профессиональным следователям.
Материалы любительской писательской Комиссии по выяснению обстоятельств смерти С.А. Есенина, изданные ее председателем, советским есениноведом Ю.Л. Прокушевым в виде отдельной книги, полны противоречий, несмотря на участие в работе Комиссии некоторых профессионалов. Кроме того, за рамками этого издания, осуществленного к 100-летию со дня рождения поэта Есенинским Комитетом при Союзе писателей России, остались чрезвычайно убедительные свидетельства.
Так 17 сентября 2018 года член Союза писателей России Григорий Петрович Калюжный рассказал под видеозапись о том, с какой страшной тайной ушла из жизни в 1957 году жена поэта Софья Андреевна Толстая-Есенина.
Однако, по его словам, остался человек из ее ближайшего окружения, кто эту тайну знал. Это ее двоюродная сестра Наталья Михайловна Дитерихс, дочь белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса, создателя в армии Колчака православных дружин Святого Креста и мусульманских Зеленого Знамени для борьбы с большевиками. Именно ему Верховный Правитель России адмирал Колчак поручил, как монархисту, расследовать обстоятельства убийства Царской Семьи. Собрав материалы, Михаил Константинович издал в эмиграции книгу «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале». Связь с родными и близкими, оставшимися в России, он, как и следовало ожидать, безвозвратно потерял.
Его родная сестра Ольга Константиновна, невестка Льва Николаевича Толстого, до появления Сергея Есенина в жизни своей дочери Сони жила в Москве в Троицком переулке (затем Померанцевом). Это была та самая квартира, которая по трагическому стечению обстоятельств станет последней крышей над головой поэта перед «Англетером».
Отъезд Есенина из Москвы в Ленинград Наталья Дитерихс не застала. 27 декабря она была рядом с опечаленной Соней и невольно проникла в тайну, которую лучше было бы не знать дочери генерала Дитерихса и без того во всем виноватой.
Говорят, что время лечит раны. Так или иначе, но 13 лет лагерей Наталью Михайловну Дитерихс-Полуэктову не сломили. И в конце концов, уже в 1989 году она нашла в себе силы заглянуть в музей Льва Николаевича Толстого. Ее приняли довольно радушно. Более того, молодая очаровательная сотрудница музея Людмила Викторовна познакомила ее со своим будущим мужем писателем Григорием Калюжным.
Наталья Михайловна после смерти сына жила неприкаянно и нуждалась хоть в какой-то человеческой поддержке. После долгого разговора с молодым писателем она взяла с него слово, что он непременно навестит ее через три дня.
Григорий Калюжный появился через пять дней и застал Наталью Михайловну в слезах. Она рассказала, как мучилась несколько дней подозрениями, что он к ней подослан. Разбитая и усталая заснула, и тут во сне к ней пришел отец со словами о том, что этому человеку можно довериться.
Так началась их дружба, которая длилась пять лет. Наталья Михайловна ушла из жизни в возрасте 92 лет в 1994 году и обрела покой на Немецком кладбище в Лефортове.
За это время она успела молодому писателю Григорию Калюжному, который занимался составлением «Энциклопедии российских сел и деревень», много рассказать о своей жизни на фоне бурной, переломной эпохи. Постепенно подошли и к самой трудной теме о гибели Сергея Есенина. Наталья Михайловна хорошо запомнила тот день, 27 декабря 1925 года.
Поздно ночью в квартире Толстых раздался звонок. Наталья Дитерихс взяла трубку. Мужской голос попросил к телефону Софью Андреевну. После услышанного Соня побледнела и упала в обморок. Придя в себя, она проговорила: «Сергея застрелили».
К этим воспоминаниям Наталья Михайловна возвращалась не раз. И всегда отмечала, что сказали в телефонную трубку: «Застрелили». С Есениным ее связывали самые теплые отношения, несмотря на то, что, надломленный временем, он становился все грубее. Мог и дубовый стул сломать.
По свидетельствам некоторых современников, в ту ночь позвонили не одной только Софье Андреевне. Так, по словам академика Андрея Николаевича Зелинского, создателя «Литургического Круга Времени», о звонках из Ленинграда он узнал от известного архитектора Стефана Сергеевича Карпова, который в те трагические дни работал в «Англетере» строителем. Так прорывается трудная правда.
Но были не только звонки. Много тайн хранит в себе и посмертная маска поэта. Выдающийся скульптор Николай Александрович Селиванов, который всю жизнь работает над образом Сергея Есенина, специально приехал 17 сентября в ЦДЛ, где собрались, почитатели творчества поэта, чтобы еще раз рассказать о свидетельстве своего старшего коллеги Николая Васильевича Томского, прославленного советского скульптора, лауреата множества премий.
В 1956 году для своей курсовой работы в Суриковском институте Николай Селиванов неожиданно для многих выбрал светлый образ Сергея Есенина, стихи которого долгое время были под запретом. На эскизе появился поэт рядом с березкой. Никто другой за есенинскую тему еще не брался, поэтому профессор Николай Васильевич Томский сделал юноше подарок. Это была посмертная маска Есенина из Ленинграда. Прекрасная и вместе с тем трагичная. С каким-то моцартовским выражением лица, которое оказалось навеки спрятанным под гипсом. Всех студентов поразила рана на лбу. Тогда Николай Васильевич пояснил, что пробоину на лбу при снятии посмертной маски залепили пластилином, но все-таки она видна.
Светлый образ Сергея Есенина на фоне березки, созданный Николаем Селивановым, украсил Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. А посмертная маска поэта с ее тайнами осталась в мастерской скульптора до лучших времен. И они, непременно, наступят.
6 сентября 2010 года ушла из жизни племянница Сергея Есенина, дочь любимой сестры Шуры Светлана Петровна Есенина. В противовес материалам Ю.Л. Прокушева она собрала многочисленные доказательства убийства поэта. Однако ее книга «Не умру я, мой друг, никогда», так и осталась без должного внимания со стороны властей, к которым она обратилась в своем предисловии с горькими словами о том, что Родина обошлась очень жестоко со своим преданным сыном.
В этот сборник вошли и мои статьи «Поэт себя не убивал» и «Первые Есенинские торги. Улики на продажу», которые являются открытыми письмами в Генеральную Прокуратуру с напоминанием о том, что дело по факту гибели великого русского поэта так никогда, по сути, не велось. Его закрыли тут же в январе 1926 года после некролога, написанного Л.Д. Троцким, в котором подчеркивается, что поэт был несроден революции. Правда, существует и другой некролог, написанный Борисом Лавреневым под названием «Казненный дегенератами». Обо всем этом я рассказала более подробно в книге «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина».
Остается ждать, что Следственный Комитет России, закончив свою работу по «Царскому Делу», обратится и к другим трагическим страницам нашей истории, где все переплетено. Итог революции: моря крови, по которым плывут белые яхты... Поэтапный захват власти новой элитой предполагал смену экономических формаций. А народ дважды за одно столетие прогнали в диаметрально противоположных направлениях.
«Никому ведь не станет в новинки,// Что в кремлевские буфера// Уцепились когтями с Ильинки// Маклера, маклера, маклера...», - писал Сергей Есенин в «Стране негодяев» и предсказывал, что Америка шагнет в Россию. Разговор поэтов за столиком в кафе о причастности вождей пролетариата Троцкого и Каменева к махинациям на черной бирже у памятника героям Плевны на Ильинке был подслушан провокатором. Завели уголовное дело. По нему проходили Сергей Есенин, Сергей Клычков, Алексей Ганин и Петр Орешин.
«Дело четырех поэтов», которое сопровождалось товарищеским судом, закрыто в 1927 году в связи с тем, что двоих из обвиняемых уже не было в живых. В марте 1925 года был расстрелян Алексей Ганин за тезисы «Мир и свободный труд народам», где он писал о «секте изуверов». Через несколько месяцев погиб Сергей Есенин.
Официальную версию о самоубийстве поэта поддерживают те, кто боится заглянуть в темные бездны эпохи. А это означает только одно: не настало время перевернуть тяжелую страницу истории, поскольку она еще не прочитана. Мы в том времени. И многие архивы закрыты.
На что надеяться? Только на победу последней, для многих посмертной правды, ради исторической справедливости, которую искали столь долго.
Наталья Сидорина, член Союза писателей России
6. Пересмотр дела о гибели Есенина от 1926 года
5. Пора пересмотреть дело 1926 года!
4. В.Соловьев Наталье Сидориной
3. Re: Саморазоблачение облеченных властью
2. Ответ на 1., Lucia:
1. Re: Саморазоблачение облеченных властью