О справедливости, буйных славянах и пенсионной реформе

Отклик на статью Павла Дмитриева «Почему нам никогда не нравится власть, или Зачем славяне позвали Рюрика?»

Пенсионная реформа 
0
998
Время на чтение 5 минут
3 сентября на «Русской народной линии» опубликована любопытная статья правоведа П.Дмитриева «Почему нам никогда не нравится власть, или Зачем славяне позвали Рюрика?», содержащая существенные мысли о нашей русской жизни. И с некоторыми из них хочется поспорить.

Начнем с притчи о виноградарях, работниках одиннадцатого часа, которым хозяин платит так же, как и другим, более старательным работникам. Конечно, это притча о Божественной любви и радости, которая милосердствует и всё покрывает. Близкая мысль заключена в притче о блудном сыне, которого отец по возвращении обнял и посадил рядом с собой, чем вызвал недовольство другого, образцового сына. Однако эти великие парадоксы христианства не отменяют другого краеугольного камня нашей веры, гласящего, что каждому будет дано по делам его. Бог есть любовь, но и справедливость входит в план Божественного домостроительства. В том числе справедливость социальная.
Задуманная ныне пенсионная реформа, как ни странно, имеет прямое отношение к упомянутым «высоким материям». Речь идет о нравственных основаниях внутренней политики государства. П.Дмитриев прав, упрекая наших соотечественников, по меньшей мере, в непоследовательности, когда тридцать лет назад многие мечтали о капитализме, а сегодня хотят получать пенсии по законам социалистического распределения. Однако он ошибается, ставя в пример русским другие, более законопослушные народы, которые не позволяли себе эксцессов вроде социалистических революций. Да, капитал на Западе работал на изобилие и отчасти работает до сих пор, хотя уже виден его закат. Но Россия не Европа и тем более не Америка. Россия – самая большая и самая холодная страна на свете, где себестоимость реального производства всегда выше, чем в теплом климате, и спекулятивный капитал неизбежно утекает из страны в те же оффшоры, какие бы юридические препоны ему ни выставлялись.
Во-вторых – и это главное – капиталистическая система по своей духовной сути есть самая антихристианская. Новейшие технологии ХХI века отнюдь не отменяют самого факта эксплуатации наемного работника. При феодализме основным капиталом была земля, при классическом буржуазном строе ХIХ века – фабрики и заводы. Сегодня таким капиталом являются информационные потоки (и прежде всего спекулятивные деньги, электронные биржи, криптовалюты и т.п.). Работник, продающий свою производительную творческую силу на информационном рынке, остается рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину и носит те же джинсы, что и его финансовый хозяин. Сытый довольный раб – это холоп, хам. Массовое общество и массовая культура и рассчитано на управление подсознанием подобных «демократических» рабов. Фундаментальное противоречие глобального рыночного «человейника» ХХI века состоит в том, что здесь под влиянием виртуализации ключевых ценностей сущего («общество спектакля») человек распадается быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих эпох. Тихий апокалипсис посткапитализма ХХI века происходит в декорациях материального изобилия и технологического процветания, что делает его особенно опасным. В гуманистическом отношении (гомосексуализм как символ свободы и прав человека) конец света уже произошел, только не все это заметили.
В таком контексте по-другому видятся причины и следствия наших революций. Если Февральский переворот 1917 года был типичной буржуазной революцией с масонскими корнями, жертвой которой стала Российская Империя и впоследствии Царь-мученик Николай Второй, то Октябрьский катаклизм оказался началом жестокой социальной войны за иные ценности, чем рыночное устройство цивилизации, где человек и всё человеческое подлежит купле-продаже. Если выстроить ключевые события ХХ века в одну цепь, то можно сказать, что Октябрь стал искуплением Февраля, а Великая Отечественная война – искуплением Октября. С самого зарождения революционной идеологии в России в ней искали столь дорогую для русского сердца правду, а не просто социальное устройство и благополучие. Стремились — сначала только в теории — не столько бедных сделать богатыми, сколько, наоборот, богатых опалить пламенем мирового пожара. Не случайно тогда шутили, что в стране победившего материализма первым делом исчезла материя. Вопреки марксистской идеологической оболочке, русский коммунизм явился превращенной формой идеи праведного бытия, в которую понятие справедливости (каждому по делам его) входит как одна из её граней, не исчерпывая её по существу.

Вот тут и рождается подозрение, что справедливость бывает только в аду, как пишет П.Дмитриев, или о том, что Путин совершил политическую ошибку, поддержав пенсионную реформу. Справедливость, разумеется, меньше, чем всеобщая любовь-радость, но она больше, чем кричащая пропасть между сотней долларовых миллиардеров и ста миллионами русских. Если Столыпин не допросился у народа 20-ти спокойных лет для национального капитала, то Путин попросил у народа несколько лет терпения для достройки Русского Мира. Иными словами, у нас вновь обострилось противоречие между религиозным идеалом – Божественной правдой-радостью (которая всех ровняет не по делам, а по любви), геополитической необходимостью строительства мощного государства (иначе – нападение снаружи и кровавый хаос внутри) и естественной надеждой каждого живого человека на заботу о нем со стороны его государства – заботу, которая при нынешней конфигурации экономики и политики в России не может быть удовлетворена так, как она удовлетворялась, скажем, при социализме 1970-х – 80-х годов.

Чего вы хотите после либерально-буржуазного переворота 1991 года? – вопрос более чем уместный. Путин дал свой ответ на него, выстроив монархическую вертикаль власти и заставив нефтяные и газовые монополии платить налоги. На них выросла наша армия и наша геополитическая субъектность. Почему нельзя обложить подобным социальным обременением сверхдоходы металлургов и химиков, я не знаю. Возможно, это все-таки придется сделать, чтобы не унижать пенсионеров. Кроме того, надо выходить из долларовой зоны, что отчасти и происходит. Много чего в этом направлении надо...

Однако политика – искусство возможного, и вернуть сотни потерянных миллиардов из зарубежных банков не в состоянии сейчас никто. Предали, профукали, проболтали…

Что и говорить, русский народ – не паинька; в соответствии с размерами и природой своего евразийского материка, он чрезвычайно склонен ко всему «фантастическому и беспорядочному (Ф.М.Достоевский). Требовать социализма от новорожденного капитала – вполне в его стиле. Тут и опыт Рюрика (а также Владимира, Александра, Иоанна, Петра…) по упорядочиванию буйных «скифских» стихий окажется не лишним. Однако, в конечном счете, православно-русская цивилизация стремится к достижению более высокого экзистенциального порядка, чем буржуазная.

«Подлинно твоё – не то, что ты взял, а то, что ты отдал» (св. Максим Исповедник). Нынешняя социальная реальность, разумеется, ориентирована на другие ценности. Более того, она не дотягивает даже до советского принципа «от каждого по способностям, каждому по труду», память, о чем сохраняется в народе. Однако за годы своего правления президент Путин, после ряда сильных патриотических шагов, возродил в людях надежду на национальное возрождение, а пенсионная реформа даёт повод русофобам говорить о том, что он о них не думает. Враги России стремятся к взрыву именно государственной вертикали, которую они именуют самодержавно-холопской. В данной ситуации президенту нужна наша поддержка – не случайно он сказал, что надеется на понимание. Нам следует помнить, что только сильная держава монархического типа в союзе с Церковью защищает народ от разрушения (в том числе от превращения людей в «рыночный планктон»), восходя, в конечном счете, к той самой Симфонии, ради которой в нашей истории нередко приносятся добровольные или вынужденные жертвы. Труднее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное. Как сказал один старец, Господь Россию палкой в рай загоняет.

Александр Казин, доктор философских наук, профессор, директор Российского института истории искусств Министерства культуры РФ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., NNXX:

Не знаю ни одного человека, который бы в 90-е и раньше мечтал о капитализме. Мечтали об изменениях, которые сняли бы мешающие жить ограничения, но никто не мечтал о том, чтобы недра, леса, озёра - стали частной собственностью. Не мечтали о безработице, о возможности лишиться единственного жилья, о других вещах, сопутствующих капитализму. Наверное, о капитализме мечтали теперешние олигархи, и осуществили мечту под видом борьбы с коммунизмом, которого и на горизонте не было видно. Но олигархов вблизи видеть не приходилось, так что не знаю людей, мечтавших о капитализме .

Вы сказали- мечтали об изменениях, которые сняли бы мешающие жить ограничения. Напомнило любопытную статью С.Г. Кара-Мурзы "Ирония судьбы Эльдара Рязанова или образ интеллигента без рефлексии (из книги "Манипуляция сознанием")" - как медленно но верно сдвигали советскую матрицу те, кто мечтал о больших свободах. http://userdocs.ru/filosofiya/917/index.html?page=34 Прошу прощения за длинную цитату: «Когда Э.Рязанов снимал фильм, он, скорее всего, мечтал, как и многие интеллигенты, о «социализме с лицом Брыльской». Но это как раз и оказалось антисоветизмом – и потому без больших душевных потрясений Э.Рязанов сдвинулся к прославлению «капитализма с лицом Ельцина». А раньше он точно соблюдал на людях нормы лояльности и был «внутренним эмигрантом», как множество других таких же представителей элиты. Э.Рязанов и своих близких ему героев делал слегка ироничными по отношению к советской реальности, слегка такими же «эмигрантами». Это, кстати, и придавало его фильмам ту пикантность, которая высоко ценилась на рынке. В общем, вполне можно считать, что герои «Иронии судьбы» по своему складу относятся к той части интеллигенции, которая с восторгом приняла перестройку Горбачева и аплодировала Сахарову. А поскольку все эти герои – нестяжатели, люди бескорыстные, то они во время приватизации ничем не поживились и в банды не вступили. В чем же ирония судьбы? В том, что Э.Рязанов и близкие ему художники, снедаемые антисоветским чувством, с любовью отразили и тем самым во многом создали определенный социальный и духовный мирок – а этот мирок оказался возможен только когда он был окружен и защищен грубыми структурами советского жизнеустройства. Э.Рязанов строил ту матрицу, на которой формировались и сходили с экрана в жизнь его герои, в надежде, что эта матрица своей этикой и эстетикой подавит, разложит и уничтожит советский генотип. И вот это произошло – и что же? Не просто этот мирок стал невозможен после гибели советского организма, но и выросший на его матрице культурный тип оказался грубо выброшен из жизни… Каковы же «структуры повседневности» этих героев фильма? Мягкий, интеллигентный уют. Квартира в хорошем доме, довольно дорогая мебель, хрусталь и кофе, клетчатый плед. Полет в Ленинград – для них не бог весть какое приключение, такси тоже вещь привычная. Набор вещей и поступков, входящих в «культурную скорлупу» этих людей, говорит о материальном благополучии и устоявшихся культурных потребностях, ставших привычно удовлетворяемыми. Герои подтрунивают над тем, что дома в разных городах одинаковые, мебель одинаковая, даже ключи к дверям подходят. Ну, мол, и страна! Этот уютный материальный и духовный мирок – их башня из слоновой кости, их экологическая ниша, в которой они отгораживаются от мира. Рождественская сказка допускает чудо – в этой нише случай соединяет две родственные души, и из нее кубарем вылетает чужак Ипполит. При посторонних они споют про вагончик и про тетю, а душу выражают в стихах Ахмадулиной и Цветаевой. Свои профессии считают самыми важными (в шутку, конечно) и заметят, что им за их работу недоплачивают. Заметят без надрыва, с доброй иронией – они выше такой прозы. Близко зная интеллигентов подобного типа, могу сказать, что им и в голову не приходило, что из за их шалостей люди могут лишиться не только пледа и хрусталя, но и теплых квартир. Им всерьез казалось, что все эти квартиры и отопление, поезда и самолеты – не плод тяжелых постоянных усилий и определенной социальной организации, а дано от природы и исчезнуть не может, как воздух. Из за их (и нашей) безответственности мы, идя по этой дорожке, оказались, как страна и культура, под угрозой исчезновения. Ортега– и Гассет писал: «Вера в то, что бессмертие народа в какой то мере гарантировано, наивная иллюзия. История – это арена, полная жестокостей, и многие расы, как независимые целостности, сошли с нее. Для истории жить не значит позволять себе жить как вздумается, жить – значит очень серьезно, осознанно заниматься жизнью, как если бы это было твоей профессией. Поэтому необходимо, чтобы наше поколение с полным сознанием, согласованно озаботилось бы будущим нации». Когда мы смотрели «Иронию судьбы» в сытые застойные времена, мы и не замечали, как многозначительно представление интеллигентных героев фильма о природе социальных благ. Зато сегодня их реплики выглядят как философские утверждения. Мы уже говорили, как оба героя – врач из районной поликлиники и учительница – соглашаются в том, что зарплата у них меньше, чем того заслуживают их профессии. При этом они как будто не замечают, что оба только что получили бесплатно просторные квартиры в хороших домах. Известно, в каком доме около метро «Юго Западная» в Москве снимался фильм, вот и возьмем нынешнюю рыночную цену этой квартиры – 100 тыс. долларов. Это эквивалентно зарплате нынешней учительницы за 100 лет работы. Нет, такую добавку к их зарплате ни учительница, ни врач 70 х годов не замечают. Как не замечают они и того, что на ту их «маленькую» зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на самолете, взять такси и т.д. Они, как дети, не знают, что все это стоит больших невидимых денег, которые и даются им в виде благ как часть платы за их труд для общества. .. уютный мирок героев фильма уничтожен, причем жестоко, под корень, даже с глумлением – в том числе благодаря усилиям Э.Рязанова, Б. Ахмадулиной и прочих «певцов за сценой». Культурный тип, воспетый Э.Рязановым и соблазнивший немалую часть интеллигенции, стерт с лица земли. Нет уже здесь места для получения бесплатных квартир, для тонкости и гордости, для нюансов и недомолвок, для «сумасшедших поступков» на зарплату учительницы. Если ты честен – будешь вынужден вести жестокую борьбу за пропитание и жизнь твоих детей. А значит, станешь «как железные гвозди простым». Эти тонкие интеллигенты с их лирическими камерными песнями под гитару были одним из украшений нашей жизни, и мы их искренне любили. Но их создатели встроили в них, как в гомункулов, ген саморазрушения. А от него пошел вирус, заразивший и их коллег. Плебеи поднимутся, а этих сломали. Когда еще мы сможем позволить себе роскошь снова вырастить такие нежные цветы?»
Ладога& / 10.09.2018, 18:05

2. Ответ на Александр Казин

"...когда тридцать лет назад многие мечтали о капитализме..."

Не знаю ни одного человека, который бы в 90-е и раньше мечтал о капитализме. Мечтали об изменениях, которые сняли бы мешающие жить ограничения, но никто не мечтал о том, чтобы недра, леса, озёра - стали частной собственностью. Не мечтали о безработице, о возможности лишиться единственного жилья, о других вещах, сопутствующих капитализму. Наверное, о капитализме мечтали теперешние олигархи, и осуществили мечту под видом борьбы с коммунизмом, которого и на горизонте не было видно. Но олигархов вблизи видеть не приходилось, так что не знаю людей, мечтавших о капитализме.
NNXX / 10.09.2018, 11:14

1. Re: О справедливости, буйных славянах и пенсионной реформе

Александр, большое спасибо! Очень умная и своевременная статья!
Полтораки / 10.09.2018, 10:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Пенсионная реформа
Давос, Набиуллина и судьба пенсионеров.
Планы глобалистов коснутся всех
01.02.2023
Молодёжь начинает задумываться о пенсии
Потребительская культура и личное благосостояние заставляют их так думать
05.12.2022
Как победить в войне с объединённым Западом
Для победы власть должна повернуться лицом к народу
05.03.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35