Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Новики – корабли и люди

10.09.2018


В этот день 105 лет тому назад Балтийский военно-морской флот пополнился эскадренным миноносцем (эсминцем) «Новик» …

105 лет назад, 28 августа (ст.ст.) 1913 года, Балтийский военно-морской флот пополнился эскадренным миноносцем (эсминцем) «Новик», кораблём развивавшим неслыханную по тем временам скорость – 37,3 узла (70 км/ч). 20 лет этот рекорд оставался непревзойденным среди водоизмещающих судов. Эсминец не зря получил такое имя. Почти забытым ныне словом «новик» (с ударением на последнем слоге) называли в XVI-XVII вв. дворянских детей, только что начавших военную службу. Потом этим словом стали называть вообще всё новое, новаторское, неповторимое, не имевшее аналогов. Корабль был именно таким творением.

Русско-японская война 1904-1905 гг. показала не «гнилость самодержавия», как утверждали и продолжают утверждать русофобы всех мастей (от большевиков-интернационалистов до демократов-космополитов), а ошибки в военно-морской доктрине. Сделав ставку на мощное вооружение кораблей, русское командование не придало должное значение скорости. Самодержавие действительно оказалось бы гнилым, если бы оно не извлекло уроков из той войны. Но уроки оно извлекло – хорошие уроки, и его Морской генеральный штаб (МГШ) сформулировал исключительно продуманные и точные задачи развития военно-морского флота. В их числе было и строительство скоростных многоцелевых кораблей – эскадренных миноносцев, способных быстро настигать противника, атаковать его торпедами и пушками среднего калибра, быстро уходить, ставить мины, сопровождать тяжелые корабли и мн. др., обладая при этом низким силуэтом («малой заметностью»). Это были корабли совершенно нового типа. Надо сказать, что даже «владычица морей» Англия в данном вопросе оказалась в хвосте у России.

В 1909 г. Морской технический комитет при непосредственном участии выдающихся ученых-корабелов А.Н.Крылова, И.Г.Бубнова и А.П.Шершова разработал подробнейшие технические условия, включая методику испытания корабля, затем был объявлен конкурс. Победителем оказался проект Путиловского завода, весь кораблестроительный отдел которого насчитывал 25 чертежников и 9 (!) инженеров во главе Д.Д.Дубницким (по механической части) и Б.О.Василевским (по судостроительной части). 

Корабль был заложен в июле 1910 г., через 11 месяцев спущен на воду, а в апреле 1912 г. предъявлен на испытания. В ходе испытаний, продолжавшихся больше года, проводились тщательные исследования и вносилось много усовершенствований. Дело в том, что «Новик» по разработанной МГШ Судостроительной программе был головным кораблем большой серии эсминцев, закладка которых планировалась в 1913-1914 гг. Большой вклад в совершенствование корабля внесли и сами моряки «Новика» во главе с инженером-механиком Г.Кравченко. 

Отличные ходовые качества и мощное вооружение «Новика» сыграли первостепенную роль в его боевых делах в период 1-й Мировой войны. 17 августа 1915 г. он в бою с двумя вражескими эсминцами уничтожил один и сильно повредил другой. В ноябре 1915 г. он потопил немецкий сторожевой корабль. На минах, поставленных «Новиком», погибли крейсер «Бремен» и эсминец «V-191». В мае 1916 г. при поддержке двух других эсминцев он потопил крейсер «Герман» и 4 вспомогательных корабля противника, в 1917 г. с успехом участвовал в Моонзундском  сражении с германским флотом. Для ликвидации «Новика» немцы учредили большую премию и создали специальную диверсионную группу, которая так и не добилась результата. 

В 1914–1917 гг. в строй вошла целая серия братьев-близнецов «Новика», успешно участвовавших во многих морских сражениях: 11 в составе Балтийского флота и 23 – Черноморского. Половина последних была затоплена в 1918 г. у Новороссийска, чтобы корабли не достались немцам, другая – ушла в Севастополь и сдалась немцам, а в 1920 г. ушла с Белой армией. После революции сам «Новик», названный по иронии судьбы «Яковом Свердловым» – именем одного из самых кровавых палачей русского народа, оставался лучшим эсминцем советского флота. Окончилась жизнь этого легендарного корабля в бою, в 1941 г. 

Такова, вкратце, одна из страничек истории России. Читатель, увидев над заголовком статьи рубрику «русские гении» в недоумении задаст вопрос: – Да, «Новик» – гениальное творение, но кто же здесь гений? Ответ будет необычен: гений здесь – коллективный русский разум, составленный из «косных» чиновников Морского генерального штаба, из столь же «косных» чиновников Морского технического комитета, из инженеров Путиловского завода и из моряков самого «Новика». А таланты, сплоченные любовью к Отечеству, всегда создают гениальные творения.
 
 

Эсминец «Новик». Водоизмещение наибольшее 1360 т,  длина 102, 4 м, ширина 9,53 м, осадка 3,53 м, скорость хода максимальная 37,3 уз (экономическая 21 уз), дальность плавания 740 миль при скорости 32 уз, энергетическая установка: 3 паровые турбины мощностью 42 000 л. с.. Вооружение: 4×102-мм пушки, 4×7,62-мм пулемёта «Максим», 10 глубинных бомб, 50 якорных мин, 4 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата. Экипаж 117 чел.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме