170 лет назад, 24 августа (ст. ст.) 1848 года, умер «триумфальный зодчий», выдающийся русский архитектор эпохи расцвета («высокого») классицизма Василий Петрович Стасов.
Родился он 24 июля (ст. ст.) 1769 г. в Москве в небогатой дворянской семье. В 1783 г. из-за смерти отца был вынужден оставить учёбу в гимназии при Московском университете и поступить чертёжником в Экспедицию архитектурных дел. В 1790 г. он уже был помощником архитектора и стал выполнять небольшие проектные заказы, в числе которых -оформление народных праздников в Сокольниках во время коронации Александра I.
Этот проект новому императору очень понравился, и тотза казённый счёт направил архитектора-самоучку в Париж, изучать архитектуру. В 1804 г. из-за обострения отношений Франции с Россией Стасов переехал в Италию, где обучался в римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры св. Луки и где получил звание профессора,и вернулся домой уже признанным архитектором. Правда, произошло это только после заключения Тильзитского мира, в 1808 году.
В Петербурге Василия Петровича направили на службу при генерал-губернаторе для выполнения заданий «по особым высочайшим повелениям». Одной из первых его работ стал проект перестройки части Екатерининского дворца в Царском Селе под учебное заведение - будущий знаменитый Царскосельский лицей (1811). Затем стал комплекс зданий Императорской академии наук на Васильевском острове. Одной из крупнейших его работ стало грандиозное строительство Павловских казарм на Марсовом поле (1817 - 1821). Это здание оформило огромную площадь, служившую для учений, парадов и смотров, а потом и для народных гуляний. В этом творении хорошо виден архитектурный почерк Стасова - лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. Напряжённую работу в Петербурге архитектор в течение 20 лет совмещал с работой в Царском Селе, где по его проектам были выполнены парки и дворцовые интерьеры и построены целые жилые кварталы.
Его очень ценил Александр I: «У меня нет других художников, опричь Стасова». Обсуждая со Стасовым план отделки царского кабинета в Зимнем дворце, он сказал: «Не нужно самоцветов, пусть заменят их создания твоего гения и вкусов».
При новом императоре Николае I В.П.Стасов возводил комплекс зданий Смольного монастыря, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, возглавлял строительство Ямского рынка, складов Инженерного департамента, перестройку здания Училища правоведения истал, по сути, главным архитектором столицы. Почти всеобщественно значимые объекты того времени так или иначе строились с его активным участием. Одни он проектировал сам, проекты других рассматривал и давал своё авторитетное заключение. Будучи членом Совета по строительству Исаакиевского собора, он ещё на стадии проектированияобратил внимание автора, О.Монферрана, на несовершенные пропорции, из-за которых при взгляде вблизи теряется грандиозность сооружения (и оказался прав).Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке «образцовых» проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России.
В эти годы Стасовым были созданы и самые знаменитые его шедевры: Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Провиантские склады в Москве и дворец генерал-губернатора в Вильно Десятинная церковь в Киеве (уничтожена в 1931) и храм в Саратове (уничтожен в 1932). В последние годы жизни он контролировал строительство Нового Эрмитажа.
Похоронен Владимир Петрович в некрополе Александро-Невской лавры. Его дочь Надежда была видной общественной деятельницей, организатором движения за высшее женское образование в России, старший сын Владимир - знаменитым, очень влиятельным искусствоведом, младший Дмитрий - известным адвокатом (дочь последнего Еленастала революционеркой, сотрудницей Ленина).
Казармы Павловского лейб-гвардии полка на Марсовом поле в Петербурге (1817 - 1821). За эту работу императорским указом Стасову была пожалована пожизненная пенсия в размере 2 000 руб. в год. Главный фасад Павловских казарм долгие годы служил величавым фоном для военной жизни столичного Санкт-Петербурга - перед ним проходили смотры, учения, парады, а также праздничные гулянья. В 1928 г. здание передали управлению «Электроток» (позднее - «Ленэнерго»), убрав с фасада скульптурные символы царской власти.На месте полковой церкви разместился клуб работников «Электротока». В 2011 г. «Ленэнерго» выехало, в 2012 г. началась реконструкция здания для превращения его в элитный отель.
Спасо-Преображенский собор на Преображенской пл. в Петербурге (1826 -1829).
Собор был построен повелением Елизаветы Петровны в 1754 г. как полковой собор Преображенского полка, при Павле I получил почётное название «собора всей гвардии». В 1825 г. произошёл сильный пожар, от здания остались только стены, и Стасов, используя их, построил новый собор. В 1832 - 33 гг. по его же проекту в память о победе в русско-турецкой войне 1828 - 29 гг. вокруг собора была сооружена ограда, стойками которой служили стволы трофейных турецких пушек с гербами Османской империи. В советское время собор был обокраден (в 1920-е изъяты все церковные ценности), но не закрывался.
Троице-Измайловский собор на Троицком проспекте в Петербурге (1828 - 1835). Заложен на месте старой деревянной церквушки Измайловского полка, является одним из самых больших соборов Северной столицы, онспособен вместить до трех тысяч верующих одновременно.. Его ярко-синие купола видны с расстояния двадцати километров от Санкт-Петербурга. В 1867 г. в нём венчался Ф.М.Достоевский со своей помощницей и верной спутницей А.Г.Семикрмной, в 1894 в нём отпевали композитора А.Г.Рубинштейна. После 1917 года собор был осквернён и практически полностью разграблен, в 1928 - 38 гг. был кафедральным собором Ленинградской митрополии, затем его хотели снести или использовать в качестве крематория. В конце концов,решили использовать под склады. В 1990 г. собор вернули РПЦ, начались восстановительные работы,но в 2006 г. произошло сильное возгорание строительных лесов (митрополит Владимир высказал убеждение, что это был поджог), в результате чего рухнул центральный купол, простоявший 170 лет. Восстановительные работы продолжаются до сих пор.
Нарвские триумфальные ворота (1827 - 1834) на пл. Стачек в Петербурге.
Построены в память о героях Отечественной войны 1812 года. Первоначально ворота, построенные из дерева и алебастра по проекту Дж. Кваренги, располагались в другом месте. Через них в 1814 г. прошли возвращавшиеся из Заграничного похода русские войска. Ворота быстро пришли в негодность, и Николай I принял решение о постройке новых ворот, чуть южнее прежних. Новые ворота выполнены из кирпичной кладки, обшитой медью. В 1941 г. через эти ворота уходили на фронт солдаты Ленинградского гарнизона, а в 1944-м - возвращались воины, снявшие блокаду. Ныне в помещениях ворот находится Музей Воинской славы.
Московские триумфальные ворота на пл. Московские ворота в Петербурге (1834 - 1838). На них была надпись, составленная Николаем I: «Победоносным Российским войскам в память подвигам в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». В 1936 г. они были разобраны в связи с планируемым строительством Дома Советов на этой площади и переносом сюда центра города. В 1959 - 60 гг. Московские ворота были восстановлены на прежнем месте.
Александро-Невский храм русской колонии в Потстдаме (1826). Это первый образец «русского стиля» в архитектуре XIXв. Подобная по стилю Десятинная церковь в Киеве была уничтожена в советское время. Храм был построен в Потсдаме, когда здесь появилось поселение русских солдат, подаренных царём прусскому королю Фридриху Вильгельму III в знак особого расположения и дружбы (типичный для Александра I«широкий жест»).До сих пор стоит в Потсдаме деревня Александровка, где поселились русские солдаты, оставшиеся в Пруссиипосле войны. Имена владельцев, указанные в хронологическом порядке на каждом доме - Иван Григорьев, Григорий Григорьев, Отто Григорьев, иллюстрируют историю постепенного онемечивания наших земляков.
Дворец генерал-губернатора в Вильнюсе (1824 - 1827). Вид со стороны внутреннего двора. Ныне - резиденция президента Литвы
Провиантские склады в Москве на Зубовском бульваре (1825 - 1835).
Знаменитый архитектор ХХ века А.В.Щусев о них писал: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равных... Можно смело сказать, что эта группа сооружений - одна из лучших в архитектуре Москвы... Она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры». В настоящее время здания принадлежит Музею истории Москвы.
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств