85 лет назад, 20 июня 1933 г., был введён в строй Беломорско-Балтийский судоходный канал, соединивший Белое море с Онежским озером, далее с выходом к Балтийскому морю и к Волго-Балтийскому водному пути. Построен он силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткий срок - за год и 9 месяцев, торжественно открыт 2 августа 1933 года и считается гордостью первой пятилетки.Это было первое в СССР полностью лагерное строительство. Общая протяжённость канала - 227 километров, включая 19 шлюзов, 100 сложных инженерных сооружений, 2,5 тысячи километров железнодорожных путей.
Впервые идея строительства судоходного канала принадлежала Петру I, но детально за разработку проекта взялись только в XIX веке. Тогда по заказам правительства в разное время было разработано четыре проекта строительства: первый - проект Ф.П.Деволана (1800), второй - графа А.Х.Бенкендорфа (1835), третий - флигель-адъютанта Лошкарёва (1857), четвёртый - профессора Тиманова (1900), который был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты были отклонены правительством из-за их высокой стоимости.
К строительству приступили ещё в конце 1931-го, без проекта, который вчерне был разработан лишь в начале 1932 года. Стройка шла без применения техники, практически вручную. В сооружениях канала использовали главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч. Основную их часть составляли жертвы коллективизации («раскулаченные»), а также представители русской интеллигенции и духовенства, не добитые во время Первого Русского Холокоста 1918-22 гг. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зэк». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломорско-Балтийский лагерь (БелБалтЛаг).
Кураторами стройки стали будущий нарком НКВД Ягода и начальник ГУЛАГа Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Френкель, в руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Сенкевич, Александров и Фирин.
В мае 1933 г. Ягода доложил Сталину о готовности Беломорканала. 25 июня по всему каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле этого же года Сталин, Ворошилов и Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, и охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный (глубина канала в то время составляла всего 3,65 м). Тем не менее, по каналу сумели провести лёгкие грузы из Ленинграда в Баренцево море, положившие начало созданию Северного флота.
После окончания строительства 4 августа 1933 г. были освобождены 12 484 заключённых и сокращены сроки для 59 516 заключённых. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ - Г.Ягода, М.Берман, Л.Коган, Я.Рапопорт, С.Фирин и Н.Френкель, а также 2 инженера - С.Жук и К.Вержбицкий. После окончания строительства на эксплуатации канала осталась 71 тысяча заключённых.
В романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о руководителях стройки написано: «Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий [...] наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок жизней: Берман - Фирин - Коган - Френкель - Рапопорт - Жук». «Тысяч по сорок» - это из области фантастики, конечно. По этой части Солженицын вообще страдал болезненным воображением, однако жертвы, безусловно, были, и жертвы немалые. Кто же были эти шестеро?
Берман Матвей Давыдович - начальник ГУЛАГ, арестован в 1938 г., расстрелян в 1939-м. А до этого - в 1918-м вступил в партию и стал начальником уездной ЧК в Глазове (в возрасте 20 лет!). В том же году исключён из партии за пьянство, но вскоре восстановлен и с 1920-го командовал уже губернскими ЧК - Томской, Енисейской, Семипалатинской, Иркутской, в 1924 - 27-м - полпред ОГПУ в Средней Азии, в 1927 - 28-м - председатель ОГПУ УзССР, с 1930-м - зам начальника, а с 1932-го - начальник ГУЛАГа.
Фирин Семён Григорьевич - начальник БелБалтЛага, арестован и расстрелян в 1937-м. До этого - в 19-летнем возрасте (1917) уехал из Витебска, чтобы принять участие в революционных событиях в Питере и Москве, в 1918-м стал коммунистом, в годы Гражданской войны служил в разведуправлении Западного фронта (Тухачевский), затем в разведке РККА за границей, затем переведён в ОГПУ, с 1930-го - замначальника Особого отдела ОГПУ.
Коган Лазарь Иосифович - заместитель начальника ГУЛАГ, начальник Беломорстроя, арестован в 1938-м, расстрелян в 1939-м. А до этого - в 1908-м по приговору Киевского военно-окружного суда за вооружённые ограбления приговорен к расстрелу, заменённому вечной каторгой, в 1918-м стал коммунистом, служил в РККА «комиссаром в пыльном шлеме», с 1920-го особистом, затем начальником Новороссийской ЧК, с 1923-го начальником Дагестанской ЧК, затем пошёл по линии ГУЛАГа.
Френкель Нафталий Аронович - начальник работ Беломорстроя, затем начальник БАМЛага, впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта и умер своей смертью в возрасте 77 лет (1960). До этого - в 1918-м член одесской банды Мишки Япончика, затем главарь собственной банды грабителей (1919), главарь банды контрабандистов (1919-23), единственный из членов банды избежавший расстрела (1924). По указанию Эйхманса - начальника Соловецкого лагеря, где Френкель отбывал 10-летнее заключение, был досрочно освобождён в 1927-м и перешёл на работу в ОГПУ. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках.
Рапопорт Яков Давыдович - помощник (заместитель) начальника ГУЛАГа до 1939, затем возглавлял различные управления строительства в системе НКВД, дослужился до генерал-майора, после ухода в отставку работал замдиректора института «Гидропроект» (у своего дружка С.Я.Жука) и умер своей смертью в 1962-м. До этого - в 1919-м (в возрасте 21 года!) занимал пост заместителя председателя Воронежской ГубЧК. Об отношении чекистов Воронежской губернии к «врагам советской власти» сохранились такие свидетельства: «В Воронеже пытаемых сажали в бочки, утыканные гвоздями, и катали. На лбу выжигали пятиконечную звезду; священникам надевали на голову венок из колючей проволоки» (С.Мельгунов, «Красный террор»). По словам очевидцев, Рапопорт лично руководил пытками: «...когда погружённый в кипяток терял сознание, Рапопорт приказывал приостановить пытку, приводил пытаемого в чувство, а затем командовал: „Продолжайте!"» («Донские ведомости», 1919).
Жук Сергей Яковлевич - руководитель проектирования и зам гл. инженера строительства канала, с 1942-го до своей смерти (1957) директор института «Гидропроект», генерал-майор, инициатор создания и идеолог проектов Цимлянской ГЭС и каскада гидроузлов на Волге, построенных заключёнными и нанёсших огромный экологический и хозяйственный ущерб, инициатор проекта поворота северных рек в Казахстан и Ср. Азию. Его называли «начальником ГидроЛага». Урна с прахом - в Кремлёвской стене (!). До этого - окончил Петербургский институт путей сообщения (1917), с 1931-го - в ОГПУ, гл. инженер строительства канала Москва-Волга, Рыбинского и Угличского водохранилищ.
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
2. Re: Беломорканал
1. Автору.: И читателя