itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Не давайте сильным губить человека»

905 лет назад на Киевский престол был возведён Владимир Мономах

0
623
Время на чтение 4 минуты
905 лет назад, 27 апреля (ст.ст.) 1113 г., после смерти князя Святополка II, на Киевский престол был возведён его двоюродный брат, переяславский князь Владимир Всеволодович (1053-1125). По отцу он был внуком киевского князя Ярослава Мудрого, а по матери – внуком византийского императора Константина IX Мономаха, от имени которого и получил прозвание Мономах.

Человек высокообразованный для своего времени, он обладал замечательными литературными способности и в историю культуры Древней Руси вошёл как автор трёх незаурядных произведений литературы: письма к Олегу Святославичу (1096 г.); рассказ о своей жизни, где описаны его воинские походы, которых, по словам Мономаха, «было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших»; а также «Поучения», обращённого к сыновьям-восприемникам, в котором есть такие слова:

«…Всего же более убогих не забывайте, но, поскольку можете, кормите их и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильным губить человека. …Паче же всего гордости не имейте в своём сердце и уме, но скажите себе: "Все смертны, сегодня живы, а завтра в гробу, и всё, что Ты дал нам, это – не наше, но Твоё, лишь порученное нам на мало дней"». «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь из других стран. Леность – всему мать. Что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому научится… Пусть солнце не застанет вас в постели».

При Владимире и его сыне был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда» (первая «Русская Правда» была составлена при Ярославе).

Выбор киевлян не был случайностью. Ещё в 1103 г. князь Владимир, владетель небольшого провинциального княжества, проявил себя как блистательный политик и полководец, сумев сплотить русских удельных князей на отпор степным хищникам-половцам, которые регулярными набегами на разрозненные княжества разоряли города и веси, грабили, уводили мирных землепашцев в плен и продавали в рабство. По инициативе Мономаха был нанесён упреждающий удар: под его командованием русское войско у реки Сутень нанесло половцам сокрушительное поражение (в битве погибло 20 половецких ханов), которое на несколько лет отбило у степняков охоту заниматься своим привычным промыслом. С этого года начались регулярные походы объединённых русских ратей в Половецкую степь. Крупнейшим стал поход 1111 г., после которого большая часть половцев вообще ушла из пограничья на Северный Кавказ. Русская летопись утверждает, что ещё спустя десятки лет половецкие матери пугали маленьких детей грозным именем Мономаха.

Избранию Мономаха на Киевский престол предшествовали драматические события. Недовольство политикой корыстолюбивого Святополка II Изяславича назревало давно, и сразу после смерти князя прорвалось восстанием, направленным против произвола княжеской администрации, спекулировавшей хлебом и солью, против закабаления свободных жителей евреями-ростовщиками. Восставшие разгромили вначале дворы сотников и тысяцкого, а затем принялись за владения ростовщиков.

По мнению известного историка И.Я. Фроянова, причиной бунта явилось противоборство партий: одна – сторонников Владимира Мономаха, вторая – сторонников Давыда и Олега Святославичей (двоюродных братьев Мономаха). Вторая партия имела большую поддержку со стороны еврейской общины, интересы которой Святославичи всячески оберегали. Защита интересов «казарской» корпорации (а иудеи в правление Святополка, по словам летописца, «получили многие пред христианы вольности») оборачивалась против христиан, ибо многие из них «торгу и ремесл лишились». Поэтому простые киевляне вознамерились самым решительным образом не допустить до правления Святославичей.

Л.Н.Гумилёв причины восстания объясняет несколько иначе: «Святополк пошёл на нехитрую операцию: он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи благодаря своему опыту и сплоченности быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако они не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам. <…> Легко понять, что политика, проводимая Святополком II, была далека от стратегических, политических, экономических и культурных интересов Руси. Естественно, что киевляне были крайне недовольны Святополком, но у него была достаточно сильная дружина <…>. Восставать в таких условиях горожанам было слишком рискованно. Но все люди смертны. В 1113 г. Святополк умер, и тогда прорвались народные страсти».

Киевские бояре и духовенство долго уговаривали 60-летнего Мономаха стать киевским князем, выдвинув в качестве последнего аргумента опасение возможного разграбления монастырей неуправляемой разгневанной массой: «Приходи, княже, в Киев; если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри». После вокняжения Мономаху быстро удалось погасить восстание – не силой, а с помощью новых законов, облегчавших жизнь горожан и существенно ограничивавших ростовщичество («Устав Владимира Всеволодовича» 1113 года).

За недолгие 12 лет его княжения на Руси наступил мир и покой. Своим мудрым правлением он завоевал искреннюю любовь и уважение современников. Летопись называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдалицем за русскую землю». Владимир Мономах стал вторым, вслед за своим прадедом Владимиром I Святым, прототипом былинного Владимира Красное Солнышко. Славные деяния Ильи Муромца также восходят к его эпохе.

При нём Киевская Русь последний раз в своей истории достигла расцвета, могущества и величия. Дело Мономаха продолжил его сын – святой благоверный князь Мстислав, прозванный Великим, но его смерть в 1132 г. стала началом конца Киевской Руси. Вновь вспыхнувшие княжеские распри и междуусобицы воодушевили половцев и вскоре привели к запустению Киева, оттоку населения на Северо-Восток и возвышению Владимиро-Суздальского княжества, ставшего при святом благоверном князе Андрее Боголюбском (см. здесь) новым объединительным центром русского народа.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Георгий Захаров (1897 –1957)
19.03.2024
Великий крепостной
Бриллианты русской культуры
06.03.2024
Выдающиеся русские авиаконструкторы
Ростислав Аполлосович Беляков (1919 – 2014)
28.02.2024
Десять сталинских ударов
Навстречу 80-летию Победы
23.02.2024
К 190-летию Василия Григорьевича Перова
Бриллианты русской культуры
03.01.2024
Все статьи Валерий Габрусенко
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09