Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии

Вполне возможно, что кто-то воспользовался миссионерской активностью о. Георгия Максимова, чтобы подготовить наступление на Церковь

Проблемы церковной жизни 
0
1973
Время на чтение 6 минут
Недавно православные были встревожены историей с неким протоиереем Игорем Рыбалкиным. Священник Георгий Максимов, образованный батюшка и известный миссионер, поднял шум в интернете по поводу давления секретаря владыки на о. Игоря Рыбалкина. Конечно, внешне это представляется неприглядным, но лично мне подумалось, что о. Георгий, вероятно, не имеет большого опыта во внутренних отношениях в церковной среде, мало ему еще приходилось переживать искушений, потому что он много занимается миссионерской работой. Для себя я ничего ужасающего в этой записи не заметил, кроме самого факта ее публикации.

Суть истории в том, что после богослужения епископ узнал, что настоятель не отблагодарил «достойным образом» помощников и отправил секретаря назад разбираться с батюшкой. Отец Вадим был, конечно же, рассержен: и ездить туда-обратно неприятно, и тем, что настоятель фактически решил сэкономить на помощниках, вероятно, считая, что они промолчат и обман не раскроется. Тот, кто немного знаком с церковной жизнью в реальности, а не по интернету, знает, каким сложным является для настоятеля храма архиерейское богослужение, и весьма желательно для него, чтобы архиерей приезжал на службу с протодиаконом и иподиаконом. Естественно, это труд, и кто должен благодарить помощников? Конечно же, настоятель. Не думаю, чтобы Валуйская епархия была столь богата, чтобы этот труд мог взять на себя владыка. Предположим, что приход о. Игоря бедный. Так какой же выход: не ездить владыке к нему служить или ездить одному и совершать службу иерейским чином? Это огромный ущерб православному богослужению. Хорошо бы владыке еще и хор с собой привезти, чтобы порадовать прихожан храма хотя бы раз в год, а чаще не получится, прекрасным богослужением. Настоятель обычно обращается к благотворителям за помощью, и к тому же ранее на архиерейское богослужение, отличающееся большой торжественностью, собиралось много верующих, так находились средства для обеспечения богослужения.

Но о красоте Богослужения не думают ни о. Георгий, ни подключившиеся к теме известные комментаторы: протодиакон А. Кураев и популярный в интернете загадочный (бывший? или настоящий?) священнослужитель под ником kalakazo. О молитве и красоте православного богослужения никто не думает, всех беспокоит три тысячи рублей и грубоватый разговор секретаря. Конечно, может быть, это такой бедный приход, который не может собрать 6 тысяч рублей раз в год. Но тогда на какие средства существует о. Игорь? Конечно же, и епархия бедная, хотя я по своему опыту знаю, что там, в Белгородской области, имеют дома-дачи совсем не бедные предприниматели православного вероисповедания, которые несут в сельские храмы свою копеечку. Да и батюшки попадаются иногда совсем не бедные, совместители. Приходилось слышать про батюшку, служившего на бедном сельском приходе, но в будни неплохо зарабатывавшего в банке.

Бывают бедные батюшки, у которых совсем не бедные родственники. Приходилось видеть батюшку, который внешне выглядел беднейшим сельским священником, но имел два высших образования и сына, занимавшего не последнее место в списке Forbes. Ничего не хочу сказать про о. Игоря, но хочется напомнить, что внешность часто бывает обманчивой.

Что же касается о. Вадима, которого, на мой взгляд, просто подставили и вызвали к нему всеправославную ненависть в интернете, то, имея опыт церковной жизни, скажу, что меня поразили вовсе не его, по мнению многих, необычная грубость и хамство, а малоопытность. Просто ему надо поучиться у многоопытных секретарей, составляющих уже значительный класс в Православной Церкви. Например, у графа Юрия Павловича Граббе, молодым человеком заместившего многоопытного начальника канцелярии РПЦЗ Ексакустидиана Ивановича Махароблидзе, затем бывшего секретарем при трех митрополитах, и явно несшего за некоторых все бремя управления церковной организацией и в конце ставшего епископом Григорием Вашингтонским и Флоридским. Его власть оспаривали некоторые епископы РПЦЗ, некоторые его действия: венчание Голеневского, выдававшего себя за чудесно спасшегося Цесаревича Алексия, сомнительная финансовая деятельность, ‑ вызывали протест у них, ‑ но долгое время они не могли с ним ничего поделать. Архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) заявил: «Епископ Григорий привык быть хозяином при больных митрополитах, когда все дела ложились на его плечи. Он к этому привык и превысил свои полномочия». Юрий Петрович - владыка Григорий - все так же смело вел церковный корабль на рифы, пока не разбил его, и спокойно, без спешки, покинул капитанский мостик.

4 июля 1994 года на Архиерейском Соборе митрополит Виталий (Устинов) отмечал: «В связи с Суздальским бунтом выяснилось, что идеологом его является епископ Григорий. Он подвел всё дело якобы под каноны, под указ Патриарха Тихона № 362, но эта подтасовка — сомнительна». В 1994 году написал письмо митрополиту Виталию (Устинову), где говорил, что отступление от твёрдой позиции приведёт к падению РПЦЗ: «Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью сердца смотрю на то, что считаю бесславным её концом».

В целом же великий секретарь прожил спокойную и безбедную жизнь. Не сомневаюсь, что Юрий Павлович легко и просто разрулил бы подобную ситуацию, и на следующий день испуганный о. Игорь привез бы гораздо большую сумму в епархиальное управление, но мне более импонирует неопытность о. Вадима. Да и хорошо, чтобы Церковью правили те, кому положено, ‑ епископы.

Что же касается о. Георгия, то некоторые его мысли внушают опасения, например, возмущение «конвертиками», да и иподиаконами вообще, которые представлены своего рода нахлебниками. А в конвертики-то настоятель должен был положить совершенно мизерные суммы. Но это вызвало у читателей блога о. Георгия, не разбирающихся, очевидно, в церковной жизни, совершенно неадекватную реакцию: и о. Вадим, и иподиаконы предстали в их глазах своего рода героями аналогичных историй, имевших место совсем недавно в государственных организациях, где похищались миллиарды или миллионы. Церковь ‑ это особое общество, по закону отделенное от государства. И ей решать, как благодарить помощников: в «конвертиках», или переводом на карточку, или вообще не благодарить. Вполне возможно, что кто-то воспользовался миссионерской активностью о. Георгия, чтобы высветить своего рода финансовые нарушения в церковной среде, чтобы подготовить наступление на Церковь. У меня вызвало удивление известие о том, что многие батюшки епархии стали активно реагировать: «Я был приятно удивлен и даже тронут тем, что реакция духовенства Валуйской епархии была изначально весьма здоровая. Действительно, все члены епархиального совета и приближенные владыки в лицо ему говорили, что нужно этот конфликт решить по-христиански», ‑ пишет о. Георгий. Какой конфликт? Грубость секретаря? Дело запахло уже если не «церковным майданом», то точно Живой церковью со всеми вытекающими.

В последнее время мы все чаще встречаемся с отношением к Церкви как своего рода общественной организации, по поводу истории, устройства, будущего которой считают возможным высказываться все, даже к ней не принадлежащие. Зачастую такие учителя не ориентируются в элементарных вещах. Некоторые считают, что священнослужителям платит зарплату Патриархия из непонятно откуда взявшихся средств, а, значит, тогда уж совсем непонятно: зачем жертвовать в Церковь. Да нет, господа, Церковь - это самая народная организация, что вы туда пожертвовали, на то Церковь и живет, и из этих денег вынуждена оплачивать и коммунальные услуги и др.
В Великую Субботу ко мне привязался один подвыпивший господин, вероятно, спутав меня с настоятелем, и стал советовать или даже требовать, чтобы мы с ним тут же выгнали продающих из храма, потому что «так велел Иисус» (так кощунственно называл Господа нашего Иисуса Христа сей господин). Мне пришлось напомнить ему, что Господь выгнал из храма людей, наживающихся на храме, но Он и Сам не отвергал жертву на Храм и, более того, подсказал апостолу Петр некий чудесный механизм для ее принесения. Назначение жертвы за свечи и др. ‑ поддержание Церкви, и не имеет смысла вычислять себестоимость свечи, несомненно, завышенную, но в Церкви есть люди, которую несут ответственность за целевое расходование средств, и с них тоже есть, кому спросить. Почему бы о. Георгию не возбудить своих интернет-почитателей, чтобы они потребовали у государства вполне законных льгот для Церкви на оплату коммунальных услуг, а не воевать с нищими иподиаконами и неопытными секретарями? Эти идеи, очевидно, будут менее популярны у блогеров, несмотря на то, что Церковь во внешней своей деятельности все чаще выполняет роль благотворительной организации, в некоторых сферах деятельности подменяя даже само государство. Но почему-то кажется, окажись все многочисленные читатели о. Георгия в Великую Субботу с тем подвыпившим дядей, и меня просто унесло бы кристально-чистым потоком негодований по поводу торгующих в храме. Но хочу только напомнить, что когда-то такой чистый поток негодований по поводу богатства Церкви и голодающих Поволжья унес много жизней священнослужителей и стал кровавым потоком. А отца Георгия я уважаю. Вот передо мной его брошюра «Полемика с католицизмом у святого Горазда Чешского». Но можно ли будет остановить реку или главное ‑ убрать все подводные камни?

Диакон Петр Пахомов, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии

Автор предпочел "не заметить" обшарпанные, ветхие стены храма на фотографии той пресловутой службы, что показывал о. Георгий Максимов. А также "не услышал" и "не увидел", что вокруг архиерея стоят 10-15 деревенских валуйских бабушек в древних зипунах, принесших в храм свою настоящую копеечку от своей валуйской пенсии в 5 тысяч, и кроме них никого в храме нет, тем более тех бизнесменов, которые приносят свою "копеечку" в Теплом Стане в храм, где ныне служит автор. И кого только не приплел к этому, даже РПЦЗ со всеми потрохами тут выложил. После слов отца Гергия на душе было светло и чисто, потому что все по-Божьему он сказал, все по Священному Писанию и святым отцам. А после прочтения этой статьи мрачно, уныло и противно.
Наталия 2016 / 03.05.2018, 12:00

7. Ответ на 6., Павел Тихомиров:

А может быть автор статьи просто юродствует?Трудно поверить в то, что всё, напечатанное в статье, сказано всерьёз и с ответственностью за свои слова.

Павел Вячеславович, честно говоря, перечитав на несколько раз статью, поймала себя на такой же мысли. Однако, в последнее время пришлось увидеть и перечитать много такого, что не удивлюсь, если окажется, что статья (эта или подобная ей) написана на полном серьезе (((
Ксения Балакина / 02.05.2018, 15:42

6. Ответ на 4., Tatiana Soboleva:

Автору данной статьи осталось только обратиться в Патриархию

А может быть автор статьи просто юродствует? Трудно поверить в то, что всё, напечатанное в статье, сказано всерьёз и с ответственностью за свои слова.
Павел Тихомиров / 02.05.2018, 15:13

5. Ответ на 4., Tatiana Soboleva:

Это апостасия...
М.Яблоков / 02.05.2018, 14:24

4. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии

Автору данной статьи осталось только обратиться в Патриархию с предложением брать фиксированную плату за вход на архиерейскую службу с каждого прихожанина. А в каждой церковной лавке наравне с суммами пожертвований за требы ввести такую требу как "архиерейское Богослужение". Что-то вроде архиерея по вызову: хочешь с иподьяконами, хочешь с хором... Да, еще при желании архиерейские службы могут оплачивать из своего кармана дьякона желающие облагодетельствовать неискушенных сельских жителей поистине театральным зрелищем... Это ужасающее явление нашего времени - вымогание денег священноначалием (монахами!!!, дававшими обет нестяжания!!!) и их придворными. Разве это не очередной повод для неверов бросить камень осуждения в Церковь Христову? И пытаться как-то оправдывать это могут только те, для кого Божественная Литургия сродни театральной постановке.
Tatiana Soboleva / 02.05.2018, 13:40

3. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии

Печально…. Тот, кто немного знаком с церковной жизнью в реальности, а не по интернету, знает, каким сложным является для настоятеля храма архиерейское богослужение, и весьма желательно для него, чтобы архиерей приезжал на службу с протодиаконом и иподиаконом. Естественно, это труд, и кто должен благодарить помощников? Конечно же, настоятель.

Тот, кто немного знаком с церковной жизнью в реальности, а не по интернету, знает, что каждый приход ежемесячно платит отчисления на содержание епархии. Более 10 управлял нашей епархией епископ Максим (Дмитриев). Ни о каких «конвертиках» за архиерейские службы не слышали. Сейчас у нас служит архиепископ Каллистрат (Романенко). Несколько раз в год служит на нашем приходе. Крайний раз - на Светлой Седмице. Огромная радость для всего прихода! Готовились, ждали. Подумали: чем бы порадовать дорогого гостя? Решили – надо сшить Владыке подсаккосник и вышить его – у нас есть вышивальная машинка, а у Владыки нет вышитого подсаккосника. Чуть ли не всем приходом выбирали узор для подсаккосника, потом вышивали его, потом, радовались, что хорошо получилось, когда Владыка в нем у нас и служил. И опять же: никаких «конвертиков». Ни разу. Зато служба архиерейская – действительно пасхальная радость: Владыка служит! Да, и к статье: кто не в курсе, население села Самарино, о котором идет речь – около 600 (шестьсот, Карл!) человек. Вымирающее село. В таких селах священникам надо помогать из общецерковной кассы, а не отбирать последнее (((
Ксения Балакина / 01.05.2018, 18:33

2. размномыслие

"Тот, кто немного знаком с церковной жизнью в реальности, а не по интернету, знает, каким сложным является для настоятеля храма архиерейское богослужение, и весьма желательно" (С) ...чтоб бывало это "торжество" как можно реже.
Павел Тихомиров / 01.05.2018, 17:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Проблемы церковной жизни
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35