Недавно православные были встревожены
историей с неким
протоиереем Игорем Рыбалкиным.
Священник Георгий Максимов, образованный батюшка и известный миссионер, поднял шум в интернете по поводу давления секретаря владыки на о. Игоря Рыбалкина. Конечно, внешне это представляется неприглядным, но лично мне подумалось, что о. Георгий, вероятно, не имеет большого опыта во внутренних отношениях в церковной среде, мало ему еще приходилось переживать искушений, потому что он много занимается миссионерской работой. Для себя я ничего ужасающего в этой записи не заметил, кроме самого факта ее публикации.
Суть истории в том, что после богослужения епископ узнал, что настоятель не отблагодарил «достойным образом» помощников и отправил секретаря назад разбираться с батюшкой. Отец Вадим был, конечно же, рассержен: и ездить туда-обратно неприятно, и тем, что настоятель фактически решил сэкономить на помощниках, вероятно, считая, что они промолчат и обман не раскроется. Тот, кто немного знаком с церковной жизнью в реальности, а не по интернету, знает, каким сложным является для настоятеля храма архиерейское богослужение, и весьма желательно для него, чтобы архиерей приезжал на службу с протодиаконом и иподиаконом. Естественно, это труд, и кто должен благодарить помощников? Конечно же, настоятель. Не думаю, чтобы Валуйская епархия была столь богата, чтобы этот труд мог взять на себя владыка. Предположим, что приход о. Игоря бедный. Так какой же выход: не ездить владыке к нему служить или ездить одному и совершать службу иерейским чином? Это огромный ущерб православному богослужению. Хорошо бы владыке еще и хор с собой привезти, чтобы порадовать прихожан храма хотя бы раз в год, а чаще не получится, прекрасным богослужением. Настоятель обычно обращается к благотворителям за помощью, и к тому же ранее на архиерейское богослужение, отличающееся большой торжественностью, собиралось много верующих, так находились средства для обеспечения богослужения.
Но о красоте Богослужения не думают ни о. Георгий, ни подключившиеся к теме известные комментаторы: протодиакон А. Кураев и популярный в интернете загадочный (бывший? или настоящий?) священнослужитель под ником kalakazo. О молитве и красоте православного богослужения никто не думает, всех беспокоит три тысячи рублей и грубоватый разговор секретаря. Конечно, может быть, это такой бедный приход, который не может собрать 6 тысяч рублей раз в год. Но тогда на какие средства существует о. Игорь? Конечно же, и епархия бедная, хотя я по своему опыту знаю, что там, в Белгородской области, имеют дома-дачи совсем не бедные предприниматели православного вероисповедания, которые несут в сельские храмы свою копеечку. Да и батюшки попадаются иногда совсем не бедные, совместители. Приходилось слышать про батюшку, служившего на бедном сельском приходе, но в будни неплохо зарабатывавшего в банке.
Бывают бедные батюшки, у которых совсем не бедные родственники. Приходилось видеть батюшку, который внешне выглядел беднейшим сельским священником, но имел два высших образования и сына, занимавшего не последнее место в списке Forbes. Ничего не хочу сказать про о. Игоря, но хочется напомнить, что внешность часто бывает обманчивой.
Что же касается о. Вадима, которого, на мой взгляд, просто подставили и вызвали к нему всеправославную ненависть в интернете, то, имея опыт церковной жизни, скажу, что меня поразили вовсе не его, по мнению многих, необычная грубость и хамство, а малоопытность. Просто ему надо поучиться у многоопытных секретарей, составляющих уже значительный класс в Православной Церкви. Например, у графа Юрия Павловича Граббе, молодым человеком заместившего многоопытного начальника канцелярии РПЦЗ Ексакустидиана Ивановича Махароблидзе, затем бывшего секретарем при трех митрополитах, и явно несшего за некоторых все бремя управления церковной организацией и в конце ставшего епископом Григорием Вашингтонским и Флоридским. Его власть оспаривали некоторые епископы РПЦЗ, некоторые его действия: венчание Голеневского, выдававшего себя за чудесно спасшегося Цесаревича Алексия, сомнительная финансовая деятельность, ‑ вызывали протест у них, ‑ но долгое время они не могли с ним ничего поделать. Архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) заявил: «Епископ Григорий привык быть хозяином при больных митрополитах, когда все дела ложились на его плечи. Он к этому привык и превысил свои полномочия». Юрий Петрович - владыка Григорий - все так же смело вел церковный корабль на рифы, пока не разбил его, и спокойно, без спешки, покинул капитанский мостик.
4 июля 1994 года на Архиерейском Соборе митрополит Виталий (Устинов) отмечал: «В связи с Суздальским бунтом выяснилось, что идеологом его является епископ Григорий. Он подвел всё дело якобы под каноны, под указ Патриарха Тихона № 362, но эта подтасовка — сомнительна». В 1994 году написал письмо митрополиту Виталию (Устинову), где говорил, что отступление от твёрдой позиции приведёт к падению РПЦЗ: «Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью сердца смотрю на то, что считаю бесславным её концом».
В целом же великий секретарь прожил спокойную и безбедную жизнь. Не сомневаюсь, что Юрий Павлович легко и просто разрулил бы подобную ситуацию, и на следующий день испуганный о. Игорь привез бы гораздо большую сумму в епархиальное управление, но мне более импонирует неопытность о. Вадима. Да и хорошо, чтобы Церковью правили те, кому положено, ‑ епископы.
Что же касается о. Георгия, то некоторые его мысли внушают опасения, например, возмущение «конвертиками», да и иподиаконами вообще, которые представлены своего рода нахлебниками. А в конвертики-то настоятель должен был положить совершенно мизерные суммы. Но это вызвало у читателей блога о. Георгия, не разбирающихся, очевидно, в церковной жизни, совершенно неадекватную реакцию: и о. Вадим, и иподиаконы предстали в их глазах своего рода героями аналогичных историй, имевших место совсем недавно в государственных организациях, где похищались миллиарды или миллионы. Церковь ‑ это особое общество, по закону отделенное от государства. И ей решать, как благодарить помощников: в «конвертиках», или переводом на карточку, или вообще не благодарить. Вполне возможно, что кто-то воспользовался миссионерской активностью о. Георгия, чтобы высветить своего рода финансовые нарушения в церковной среде, чтобы подготовить наступление на Церковь. У меня вызвало удивление известие о том, что многие батюшки епархии стали активно реагировать: «Я был приятно удивлен и даже тронут тем, что реакция духовенства Валуйской епархии была изначально весьма здоровая. Действительно, все члены епархиального совета и приближенные владыки в лицо ему говорили, что нужно этот конфликт решить по-христиански», ‑ пишет о. Георгий. Какой конфликт? Грубость секретаря? Дело запахло уже если не «церковным майданом», то точно Живой церковью со всеми вытекающими.
В последнее время мы все чаще встречаемся с отношением к Церкви как своего рода общественной организации, по поводу истории, устройства, будущего которой считают возможным высказываться все, даже к ней не принадлежащие. Зачастую такие учителя не ориентируются в элементарных вещах. Некоторые считают, что священнослужителям платит зарплату Патриархия из непонятно откуда взявшихся средств, а, значит, тогда уж совсем непонятно: зачем жертвовать в Церковь. Да нет, господа, Церковь - это самая народная организация, что вы туда пожертвовали, на то Церковь и живет, и из этих денег вынуждена оплачивать и коммунальные услуги и др.
В Великую Субботу ко мне привязался один подвыпивший господин, вероятно, спутав меня с настоятелем, и стал советовать или даже требовать, чтобы мы с ним тут же выгнали продающих из храма, потому что «так велел Иисус» (так кощунственно называл Господа нашего Иисуса Христа сей господин). Мне пришлось напомнить ему, что Господь выгнал из храма людей, наживающихся на храме, но Он и Сам не отвергал жертву на Храм и, более того, подсказал апостолу Петр некий чудесный механизм для ее принесения. Назначение жертвы за свечи и др. ‑ поддержание Церкви, и не имеет смысла вычислять себестоимость свечи, несомненно, завышенную, но в Церкви есть люди, которую несут ответственность за целевое расходование средств, и с них тоже есть, кому спросить. Почему бы о. Георгию не возбудить своих интернет-почитателей, чтобы они потребовали у государства вполне законных льгот для Церкви на оплату коммунальных услуг, а не воевать с нищими иподиаконами и неопытными секретарями? Эти идеи, очевидно, будут менее популярны у блогеров, несмотря на то, что Церковь во внешней своей деятельности все чаще выполняет роль благотворительной организации, в некоторых сферах деятельности подменяя даже само государство. Но почему-то кажется, окажись все многочисленные читатели о. Георгия в Великую Субботу с тем подвыпившим дядей, и меня просто унесло бы кристально-чистым потоком негодований по поводу торгующих в храме. Но хочу только напомнить, что когда-то такой чистый поток негодований по поводу богатства Церкви и голодающих Поволжья унес много жизней священнослужителей и стал кровавым потоком. А отца Георгия я уважаю. Вот передо мной его брошюра «Полемика с католицизмом у святого Горазда Чешского». Но можно ли будет остановить реку или главное ‑ убрать все подводные камни?
Диакон Петр Пахомов, публицист
8. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии
7. Ответ на 6., Павел Тихомиров:
6. Ответ на 4., Tatiana Soboleva:
5. Ответ на 4., Tatiana Soboleva:
4. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии
3. Re: Подводные камни в чистой реке - о скандале в Валуйской епархии
2. размномыслие