Посвящается наставнику и учителю Шатохину Сергею Антоновичу
Речь пойдет о двух религиозных группах выполняющих функции политических инструментов на территории современной Украины. Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) и группе автокефалистов Украинской Православной Церкви Московской Патриархата (УПЦ МП). Появление этих групп на геополитическом пространстве вполне логично, отсутствие какой-либо государственности, до настоящего времени на территории современной Украины постоянно требовало от сторонников независимости полного комплекта атрибутов этой самой независимости.
«Украинское чудо» возникло на подмостках мировой истории - явилось продуктом духовной экспансии папского Рима в поствизантийскую ойкумену Православного мира, исторического движения на Восток государственности Польши и германского мира, а также их культурного давления на сознание порабощенного ими населения русских земель» [Щеголев С.В. История «украинского сепаратизма». М., 2004, с. 11]. УГКЦ, как продукт Ватикана, созданный при прямом его участии для выполнения узкого круга политических задач по задумке автора, организационно лишался всякой самостоятельности. Перед участниками этого проекта, ставились четкие и ясные задачи продвижение и политическое обеспечение Польши на Восток, целью которой являлось - завоевание Московского царства или его латинизация.
Следующим предметом исследования является группа автокефалистов УПЦ МП. Это более поздний продукт, в основе которого лежит лозунг: «Нэзалэжна Украина, нэзависима цэрква». Одновременно с этим лозунгом в проекте заложена идея национального раскола, которая не декларируется прямо, но внутреннее звучание слышно каждому прихожанину, посещающему православный храм. На сегодняшний день существует два лидера Украинской автокефалии - это митрополит Софроний и митрополит Александр (Драбинко); главным идеологом проекта негласно признан архимандрит Кирилл (Говорун).
Цели обоих проектов в настоящее время одинаковы - ограничение во всех сферах общественной жизни политического влияния России на территории Украины. По сути своей принципиально иное ценностно-религиозное начало у той и другой группы отсутствует. У автокефалистов вообще не существует никаких изменений, кроме перевода службы на украинский язык.
Вся история УГКЦ с момента подписания унии развивалась скачкообразно, ее успех напрямую зависел от геополитического равновесия больших государств в этом регионе. Православное население в большинстве не приняло унии, после геополитических изменений произошедших на этой территории в конце XVII века, рост этой структуры заметно упал, а постепенное усиление России на территории Западной Украины и Белоруссии заметно ограничивало деятельность. В 1946 году Львовский Собор принял решение о самоликвидации УГКЦ. «На территории советской Украины подпольные униатские приходы возглавлял епископ Владимир Стернюк. После перемен в общественно-политической жизни внутри СССР, вызванных политикой т.н. «перестройки», а особенно после договоренности по униатскому вопросу между М.С.Горбачевым и папой Иоанном-Павлом II, УГКЦ в 1989 году выходит из подполья. Еще недавно гонимая, она начинает кампанию захвата православных храмов под предлогом восстановления прежнего status guo», - отмечал В.И.Петрушко. В настоящий период УГКЦ является идейным и духовным окормителем западно-украинского национализма, запросы которого до недавнего времени были достаточно скромны - свободная Галиция от москалей. С распадом СССР амбиции националистов увеличились, Украина в рамках сегодняшних границ вот тот минимум необходимый для абсолютной независимости.
История второго проекта - создание поместной украинской православной церкви, небольшая и также берет начало с распадом СССР. Главная особенность этого проекта его осуществление возможно только при условии существования какой-либо государственности. Для его инициаторов примером послужила борьба балканских народов за независимость с турецкой Портой в XIX столетии. Совместно с военными действиями по инициативе болгарской интеллигенции было выдвинуто требование вселенскому патриарху Кириллу VII о выходе из под греческой юрисдикции и создание автокефальной Болгарской православной церкви с правом служения на славянском языке. Интерпретация событий XIX столетия архимандритом Кириллом (Говоруном) послужила той национально-политической оберткой, в которой она была подана населению Украины. С утратой Россией геополитического преимущества в начале 90-х на территории стран Восточной Европы, и образованием новых государств тема свободы вероисповедания приобрела новый импульс. С появлением независимой Украины у греко-католиков появился серьезный конкурент, на некоторое время проект УГКЦ в глазах политиков утерял свое значение, да и галицийский национализм как-то не вписывался в европейское благополучие и декларируемые стандарты прав человека. Нейтрализовать же влияние Москвы требовалось более цивилизованно, тем более что этот проект при его успешной реализации мог принести гораздо больше выгод. Признание автокефалии Вселенским патриархом ослабляло позиции Московского Патриархата не только на Украине, но и в православном мире. Наиболее активное его продвижение в православный мир Украины было во времена президентства Ющенко. Сама же идея, несущая в своей основе политические цели, крайне нуждалась в этой поддержке. Надо сказать, что некоторые детали проекта за эти годы создать удалось, вернее сказать, сформировать небольшую конструкцию будущего механизма в самой иерархии высшего руководства УПЦ МП. Одному из самых молодых лидеров будущей автокефалии митрополиту Александру (Драбинко) удалось не без прямой политической поддержки создать небольшой круг единомышленников из числа молодых епископов Церкви. Задача этой группы противостоять прорусски настроенным иерархам в высшем руководстве церкви. Позицию с небольшим трудом удалось закрепить, но дальше этого дело не пошло. Активной поддержки со стороны националистических организаций таких как «РУХ» автокефалисты тоже не получили, но и в открытую конфронтацию с ними они не вступали. С началом майданной демократии шансы на его реализацию резко упали, проект может быть реализован и качественно работать только в условиях государственной стабильности. В настоящее время ни один из патриархов Поместных Церквей, тем более вселенский патриарх Варфоломей, не будут даже обсуждать вопрос с украинской стороной о предоставлении автокефалии. Необходимо отметить, что оба проекта находятся под политической опекой.
Подведем итоги: В условиях гражданской войны наиболее вероятна реализация проекта единой поместной украинской церкви под патронажем греко-католиков. После реанимации УГКЦ прошло более двадцати лет, главным образом это произошло благодаря тесному альянсу с националистами. Внутренняя логика этого движения требует абсолютной независимости от всех, от кого бы то ни было, и оборачивается сегодня против Рима. Националисты решают свои политические задачи, их католичество носит весьма косметический характер. Понятно, что для Ватикана подобная постановка недопустима. В то же время для политики прозелитизма на Востоке УГКЦ очень удобный инструмент, не только на территории Украины, но и в диаспорах, проживающих на пространстве СНГ, поэтому ограничение политической деятельности националистов со стороны Рима не выгодно обеим сторонам.
У автокефалистов ситуация намного сложнее. Во-первых, в условиях гражданской войны получение автокефалии бесперспективно и это подтверждает исторический опыт. В 1921 году протоиреем Василием Липкивским была организована Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), которая вышла из юрисдикции Московского Патриархата. В настоящее время это - жалкое подобие религиозной структуры. Но и Киевский патриархат может ждать та же судьба, так как проект единой поместной украинской церкви (ЕПУЦ) не закрыт и имеет сильную поддержку не только среди националистов, но и руководства УГКЦ.
Во-вторых, усиление политической активности националистов на Украине ослабляет позиции автокефалистов и ставит под сомнение необходимость создания самостоятельной церкви восточного обряда. Происходит подмена одного проекта другим, который, по сути, озвучивает те же политические задачи, но сдобренный галицийским национализмом и не оставляющий по сути надежд на лидерство в ЕПУЦ инициативной группе автокефалистов.
Семкин Андрей Михайлович, руководитель Курганского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Русский мир»