«Церковь нельзя отделять от современного общества»

Православные священнослужители о диалоге Церкви с представителями культуры

Новости Москвы  Фильм "Матильда"  Возвращение святынь  Цензура в СМИ 
0
513
Время на чтение 12 минут
«Диалога Церкви с представителями культуры не существует вообще в том объеме, в котором этот диалог должен быть», - сказал режиссер Александр Котт (снявший фильм «Брестская крепость») на фестивале «Преображенские встречи» в Сокольниках в ходе дискуссии на фестивальной площадке «Церковь и культура».

«У меня иногда ощущение, - при том, что я «в теме», я общаюсь со многими режиссёрами, актерами, сценаристами, т.е. в той среде, к которой Церковь должна обращаться, - что позиция Церкви очень часто озвучивается в интернет-сетях несколькими священниками. И у многих ощущение, что позиция Церкви - это и есть позиция этих священников или агрессивно православно настроенных людей. И я очень горюю по этому поводу, потому что это дикий обман», - сказал режиссер, подчеркнув, что сам проходил полноценный путь воцерковления.

«У меня нет маяков, не к кому обратиться. Я понимаю, что у каждого свой храм, свой батюшка. Но это личные, даже интимные вопросы. А вот диалог с Церковью... Я знаю, что Церковь это не здание, это люди – но где эти люди, я не могу понять. Сейчас диалог Церкви идет с культурным полем, которое само воцерковлено – это разговор самих с собой», - заявил режиссер.

Режиссер подверг критике ряд церковных СМИ за излишнюю «сахарность» в подаче материалов. «Ничего личного, но общаться надо человеческим языком. Я не имею ввиду опускаться до жаргона, но в медийном пространстве, которое существует», - призвал Котт.

На вопрос о дискуссии вокруг фильма «Матильда», режиссер сказал: «Вот здесь нет диалога вообще, у меня ощущение, если говорить о диалоге Церкви и культуры, что это не диалог, это какой-то крик с обеих сторон». «Внятной позиции Церкви не видит никто и не знает, - сказал режиссер. - Все люди со стороны смотрят и не понимают, что происходит. Для них Церковь – это Поклонская, это факт, а нормального голоса Церкви нет трезвого. Нет диалога».

«Согласны ли вы с утверждением: «Диалога Церкви с представителями светской культуры не существует»? Если оно верно, как такой диалог должен выглядеть и как его следует вести? Если оно неверно – почему, на ваш взгляд, создается такое впечатление?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «Сказать, что диалога не существует, конечно, нельзя. Вряд ли это соответствует действительности, потому что диалог начинается, когда есть проблемы и площадки, на которых эти проблемы обсуждаются на разных уровнях: бытового суждения, официальных обращений, конференций, каких-то научных и ненаучных дискуссий. Проблема заключается в отсутствии нужного количества таких площадок и приемлемых форматов, устраивающих все стороны - а их должно быть много».

«И, как правильно заметил Александр Котт, трудно сказать, кто это - Церковь. А Церковь – все крещеные люди, и если мы ведем разговор с крещеным миром, должны быть готовы к разноголосью, к появлению сообществ, которые отстаивают ту или иную точку зрения. Это нормально. Неправильно связывать мнение Церкви с мнением отдельных людей – пусть даже очень уважаемых», - продолжил священник.

«Церковь давно определила формат: она выражает свое отношение к миру в форме Вселенских, Поместных соборов, и далее ведет диалог с миром, всякий раз применяя наиболее эффективные механизмы. Но сейчас мы должны обсуждать не соборы, и даже не социальную концепцию Русской Православной Церкви, а то, что нужны площадки. Необходимо допускать к эфиру, ведущим интернет-ресурсам как можно больше людей, способных понятно выразить свое мнение, возможно, выступающих от лица каких-то единомышленников. И эту площадку нельзя закрывать ни для кого. И тогда, наверное, диалог будет более понятным для всех нас, а деятели культуры и искусства и священнослужители сами смогут разобраться, где представлено то или иное мнение, нужно или ему следовать и в какой мере», - добавил он.

«Так что это актуальный вопрос. Фактически с официальных площадок, которые доступны миллионам людей, Церковь вытеснена, ей отведена мизерная роль, а люди, выступающие как бы от лица Церкви, всякий раз пользуются той или иной площадкой только потому, что они известны, или проявили себя как медийные персоны. Но это не означает, что они выражают согласованное мнение Церкви, так как Церковь – это все мы, и Христос – глава. И, как говорил Иоанн Златоустый, единство наше изложено в Символе Веры. А в остальных вопросах мы вполне можем иметь собственное мнение. Апостол Павел сказал: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Вот наша цель – появление тех, кто способен своим словом убедить, увлечь, оправдать многих», - заключил о. Алексий.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что этот режиссер говорит не столько об отсутствии диалога между Церковью и культурой, сколько о том, что в СМИ он подается превратно, и поводы для разговора о Церкви и о культуре чаще всего скандальные. А вот положительного действительно не хватает, продолжил священник.

«Да, не нужно все поливать сиропом, как это иногда делается в конфессиональной прессе, но и вспоминать о Церкви только когда вспыхивает скандал, тоже неправильно. Чаще всего журналисты обращаются за комментариями к церковным деятелям, когда есть так называемый "информационный повод". Инициировать спокойный разговор, организовать площадку для встречи им приходит в голову очень редко. Поэтому и появляется ощущение, что диалог не ведется, он никому не нужен. Это, конечно, не так, и представители Церкви тоже должны много работать, чтобы рассеять это заблуждение. Иначе скандалы будут продолжаться», - сказал о. Михаил.

«Очень не хватает адекватного отражения в прессе реальных проблем взаимодействия Церкви и культуры. Не хватает не только нам. Вспоминаю об одном моем разговоре с депутатами Госдумы, которые жаловались на то, что им трудно пробиться в прессу без "острого" повода. Звучит анекдотично, но у Церкви схожая ситуация. Хорошее, что у нас делается, в том числе и в культурной сфере, с трудом доходит до светских людей. Возникает стена непонимания, через которую пробиваются только "жареные" факты, имеющие высокий читательский рейтинг», - заключил он.
Протоиерей Вячеслав Кочкин, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии, отметил, что трудно заглянуть в душу человека и понять мотивы, которыми он руководствуется, когда так категорично говорит на столь серьезную тему.

«Александр Котт заявляет, что диалог между культурой и Церковью отсутствует. Сразу, что бросается в глаза – искусственная попытка выделить Церковь в какой-то совершенно изолированный институт, а священнослужителей представить представителями какой-то непонятной культуры, с которыми нужно общаться посредством неких комиссий. Нет, это не так. Церковь – не просто общественный институт, это элемент нашей жизни. Мы, священнослужители, верующие - неотъемлемая часть нашей родины, и мы здесь живем», - добавил о. Вячеслав.

«Конечно, некоторых представителей культуры иногда "заносит", и они считают, что только они имеют представление о том, какими должны быть театр, кино, музыка литература, - и здесь Котт снова подменяет понятия, говоря, что культура почему-то не общается с Церковью. У нас, извините, митрополит Иларион – композитор, многие священники снимают фильмы, и художественные, и документальные, мы теснейшим образом взаимодействуем с отделами культуры в регионах», - продолжил он.

«Может, Котт хочет сказать, что влиять, давить на нас или каким-то другим способом указывать на нашу второстепенность не удается?- Тогда конечно, диалога не получится. У нас много интеллигенции среди духовенства - например, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству епископ Тихон (Шевкунов), священнослужители, которые имеют научные степени и признаны во всем мире. Поэтому эти громкие заявления – просто истерический крик ребенка, которого не хотят слушать», – отметил священник.

«Мне кажется, это разговор ни о чем, и обращать на него внимание не стоит, потому что диалог культуры и Церкви существует. Другое дело - некоторые деятели культуры почему-то считают, что за счет Церкви они могут сделать себе имя или увеличить свои доходы. С такими людьми, конечно, мы не общаемся. Во всяком случае, так грубо и хамски, как разговаривают с нами, мы ни с кем никогда не разговариваем. И слова об отсутствии внятной позиции Церкви по тому или иному фильму или постановке тоже не соответствуют действительности. Например, свое мнение о фильме "Матильда" выразили митрополит Иларион, епископ Тихон (Шевкунов) – люди, которые занимают ключевые позиции в нашей Церкви. Конечно, оно не может устроить этих "творческих людей", так как последние хотят подменить историческую правду своими пошлыми взглядами», - подчеркнул он.

«Так что диалог есть, и он всегда будет. Нужно исходить из того, что Церковь - это действительно люди, а у нас огромное количество не только духовенства, но и мирян, которые не просто ценители и знатоки культуры, - они живут ею. Есть мнение, что если ты режиссер, фотограф или художник, значит, только ты живешь культурой. Да нет, любой человек, который искренне любит свою родину, ценит традиции – ее носитель. Церковь всегда была открыта к диалогу, но мы должны сказать всем: с хамством, грубостью, пошлостью, унижением личности, с издевательством над нашими историческими корнями, над нашим языком, - всем, что нам выдают за "современную культуру", мы мириться не станем и будем находить возможность дать отпор», - заключил о. Вячеслав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что настоящее искусство живет по закону красоты, а источник красоты – Бог.

«И говорить об отсутствии диалога настоящего искусства с Богом и Церковью (как с телом Христовым) просто абсурдно. А вот то, что наши глубокоуважаемые сограждане из творческой сферы деятельности выдают сегодня за искусство, есть зачастую профанация искусства, мерзость и всевозможные извращения. Не говорю про последний скандал с режиссером театра имени Гоголя, который известен не просто эпатирующими – омерзительными постановками – достаточно посмотреть фотогаллерею этих постановок, чтобы приличному человеку захотелось помыть руки с мылом, а глаза промыть глаза проточной водой и больше этого никогда не видеть», - отметил он.

«Люди искусства еще сто лет назад высказали намерение заменить Церковь, священнослужителей на их поле деятельности (попечения о душах человеческих). И в этом творческая интеллигенция себя за минувшие сто лет дискредитировала полностью. Так что сегодняшние слова об отсутствии диалога – пережиток неизжитого творческого снобизма по отношению к служителям Церкви. Это связано с превращением Церкви в государственный институт, "ведомство православного исповедания" в XVIII – XIX веках и в начале XX века, и с расцерковлением интеллигенции как таковой. Воцерковления интеллигенции, творческой в особенности, не произошло. Более того: в ее творчестве (как и ранее, так и сейчас) присутствует много несовместимого с христианской нравственностью. И здесь говорить о диалоге не приходится – творческая интеллигенция хочет учить Церковь, "продавить" пороки современного мира в церковное пространство - что невозможно. Это был бы не диалог, а диктат», - продолжил священник.

«Тем не менее, диалог существует. На сомнительных режиссерах - авторах провокационных постановок свет клином не сошелся. Есть много творческих, глубоко верующих, воцерковленных, ищущих Бога в своем искусстве людей. Очевидно, что в постановках "Гоголь-центра" или в фильме "Матильда" этого мы не найдем. Этот так называемый блокбастер, "кассовый фильм" – попытка плюнуть в нашу историю. Опять-таки это диктат: "Я буду снимать что-то на свое усмотрение, а все должны восторгаться и "вести диалог"". А мы не хотим вести диалог ни с извращенцами, ни с пошляками, ни с фальсификаторами истории», – заключил он.
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что мы живем в окружении мифов и стереотипов (в том числе о Церкви), которые сохранились со времен богоборчества и журнала «Юный безбожник».

«Церковь открыта к диалогу, но ее к нему никто не приглашает. Мы рады бы, но… На мой взгляд, это происходит из-за того, что некоторые современные деятели культуры и искусства считают Церковь чем-то вроде цензурного комитета. Из-за громких выкриков в СМИ различных активистов, которых сегодня принято называть "православными активистами", у людей формируется мнение, что Церковь – это запреты. Все, что связано с эпитетом "православный", касается цензуры и запретительных мер. Но это лишь стереотип, который укоренился в сознании обывателя. На самом деле Церковь – верующие, духовенство - хотят принимать равноправное участие в диалоге о дозволенном в искусстве и культуре. И тут я соглашусь с уважаемым Александром Коттом - у Церкви нет своих качественных, современных, интересных СМИ. Мы либо не созрели, либо не готовы тратиться на создание таких средств массовой коммуникации», - сказал о. Святослав.

«Можно привести в пример православную Грецию – там много православных СМИ: различные новостные информационные агентства, публицистические. У нас церковные СМИ – это в основном порталы при монастырях, храмах, епархиях, на которых информация подается в празднично-отчетном формате. Да, есть несколько заслуживающих внимание ресурсов, но их очень мало. Именно поэтому о Церкви судят по отдельным репликам - в том числе деятелей культуры и искусства. Я бы назвал это информационным барьером», - заключил он.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что проблема искусственно сформирована, она в другом.

«Диалог есть, потому что Церковь нельзя отделять от современного общества. Люди, которые исповедуют веру во Христа - они и составляют общество. Позиция Церкви за 2000 лет вполне обозначена: можно открыть Евангелие, посмотреть на жизнь святых и наших современников, чтобы понять – есть мнение людей, которые исповедуют жизнь во Христе. Так что лукавство говорить, что жизнь верующего современному человеку непонятна», - отметил он.

«А вот диалог, на который вызывают церковных людей, обречен на провал, потому что позиция многих либеральных СМИ, партий, группировок воинственна и агрессивна, в отличие от церковной. Так и у нас, и на Западе: когда либерал видит человека с другой позицией, он его считает врагом и согласен вести диалог, только если собеседник становится на те же либеральные позиции. Так что фактически это игра в одни ворота, заставлять Церковь играть по этим правилам – абсурд. Диалог в таком ключе становится невозможным и тупиковым, стороны по определению не могут слышать друг друга. Понимание возможно, только когда эти разные представители общества все-таки пытаются найти нечто общее в разговоре. К сожалению, общих точек соприкосновения в современной культуре очень мало. Как правило, это внешние формы – социальные сети, СМИ, кино. Но современный мир очень далек от ценностей, которые исповедует церковное сообщество. Поэтому любую дискуссию по этим проблемам либеральные СМИ превращают в антицерковную шумиху», - продолжил священник.

«Вопрос диалога – это в первую очередь вопрос личного отношения человека к собственной жизни, к пониманию того, в чем ее смысл, и от этого будет зависеть будущее нашей страны. Если мы не найдем точек соприкосновения, у нашей страны не может быть будущего. А любые ценности могут основываться только на непреходящих истинах, которые за 2000 лет нам уже известны. Так что когда человек сам начинает над собой работать, учится слышать, понимать и видеть других, тогда он и сможет стать членом единого собрания, которое должна представлять наша страна», - заключил он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что «впечатление, что диалога нет, естественно, - потому что, к сожалению, в нашем современном обществе складывается странная ситуация, когда любое слово Церкви, каким бы взвешенным, аккуратным и трезвым оно ни было, в кругу деятелей культуры воспринимается сразу в штыки».

«И естественным образом священники и представители Церкви в такой дискуссии участвовать не хотят, и это нормально. В какой-то степени церковный голос даже специально вытесняют. Потому что придраться к любому слову священника легко, ведь он говорит часто не от некоторой человеческой логики, а от духовного опыта, который можно назвать спорным. Это не значит, что Церковь не должна голос подавать. Конечно, должна. Но правильно было бы Церкви выступать там, где ее готовы услышать. А там, где не готовы услышать, надо сводить к минимуму свою позицию. В частности в интернет-пространстве масса голосов звучит против, а здравомыслящее большинство часто просто молчит. И создается впечатление, что Церковь – это только Поклонская или еще кто-то. Хотя в принципе по вопросу фильма "Матильда" позиция у Церкви вполне адекватная и она известна», - добавил он.

«Но этот случай, как и многие другие, вроде передачи Исакиевского собора Церкви, раздувают из простого рабочего вопроса до скандала, в котором главной конфликтной стороной выставили Церковь, - хотя на самом деле все не так, все перевернули с ног на голову. Такой диалог Церкви не нужен. А если диалог адекватный, то Церковь много где выступает: она присутствует на Совете по культуре при Президенте России, восстанавливает массу монастырей и храмов без участия государства. Это не культура разве? А сколько организовано разных мероприятий, выставок?» - вопрошает священник.

«Кстати, недавно я был на Севере России, на Белом море, и там познакомился со священником, который организовал движение "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера". Мы знаем только Кижи, а таких брошенных храмов в вымирающих деревнях сотни и тысячи. И батюшка организовал волонтерское движение, в котором участвует уже больше тысячи человек, у них в год до пяти экспедиций. Ребята восстанавливают или консервируют эти храмы – вообще без господдержки. Разве это не относится к нашей культуре? Так что о диалоге можно говорить бесконечно, но при этом ничего не делать. А о том, что Церковь реально делает, говорить не хотят, потому что это неинтересно. Куда интереснее грязью полить и скандальчик устроить», - заключил о. Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Фильм "Матильда"
Левый поворот и дурдом
Без Бога у нас окончательно мозги повернутся
22.12.2023
Скрытая война против России
С главой Калязинского района, кандидатом исторических наук Константином Ильиным беседует писатель Валерий Кириллов
06.10.2023
Православных грубо обманули
На канале ОТР показали кощунственный фильм «Матильда» под видом мини-сериала «Коронация»
04.10.2021
Враги Христа глумятся над Россией
О кощунстве в Федоровском соборе Санкт-Петербурга
09.04.2021
Засохшая смоковница
В интервью Антону Красовскому Наталья Поклонская окончательно переформатировалась
23.03.2021
Все статьи темы
Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02