О концепции «российская нация»

Принять закон о государственной национальной политике можно и нужно

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1408
Время на чтение 8 минут

Началось обсуждение нового проекта концепции закона о государственной национальной политике. В прошлый раз проект был разгромлен экспертами и снят с рассмотрения. В результате идеологи «российской нации» поменяли наименование проекта, убрав словосочетание «российская нация» из текста. На Русской народной линии также неоднократно публикуются статьи о проблемах национальной политики. Одна из последних - критический отзыв на тезисы журналиста Максима Шевченко.

На самом деле очень удивляет, что у нас кому-то сейчас нужна нация. Значит еще остались в политическом пространстве России консерваторы (в современном смысле этого политологического термина), т.е. классические либералы, хотящие консервации Модерна, его сохранения. Во всем западном мире на уровне истеблишмента давно отказались от нации и модернизма. Сегодня мир делится на три части.

Первая группа - это Запад, постмодернистский, космополитический и отрицающий общности типа нации. В модерне признается суверенитет нации. Сегодня уже никакого суверенитета нет, этот признак государства объявляется мракобесием. Религия прав человека признает только один суверенитет ‑ суверенитет личности. Нарушение этого «суверенитета» оправдывает интервенцию «международного сообщества» в дела национального государства.

Вторая группа - это страны, которые сегодня при помощи Запада разрушают у себя то, что не так давно этим же Западом насаждалось в этих странах - модернизация и вестернизация. Такие страны как Египет, Ливия, Сирия, Ирак и т.п. Это страны, где нация и национальное государство стремительно распадается. Этот распад также, как и на Западе, осуществляется под воздействием постмодерна. Чем боевики, отрицающие Мекку и Каабу, не постмодернисты? Однако здесь постмодернистский распад в отличие от Запада осуществляется не в сторону глобализации и космополитизации, а в строну изоляции, этнократии и (или) фундаментализма. Несмотря на то, что там говорится о возвращению к некой «традиции» и т.д. это именно постмодерн, потому что подлинный исторический традиционализм никогда не говорит о возвращении. То, что кровно-родственный (этнический) или узкорелигиозный критерий почти никогда не подходит для строительства современного государства здесь напротив является положительным критерием. Потому что задача постмодерна ‑ демонтаж института государства. Будет ли оно демонтировано западным инструментарием (права человека, глобализация) или восточным (этно-религиозным) ‑ не важно.

Третья группа - страны, сохраняющие Модерн и нацию (Китай, Вьетнам, Латинская Америка и т.д.). Когда нам предлагают сформировать «российскую нацию», то толкают нас именно в эту третью группу. Вот и хочется понять, что это такое, куда нас настойчиво вводят.

Нация - это субъект и одновременно объект модернизации. В древности, в Средневековье наций не существовало. Вне Модерна нет нации. Нация - это локальная глобализация и космополитизация. Локальная ‑ потому что осуществляется не в рамках планеты, а в рамках одного отдельно взятого государства. Об этом блестяще написал известный русский философ К.Н.Леонтьев в ряде своих статей, прежде всего в статьях «Национальная политика как орудие всемирной революции» и «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения».

Способы нациестроительства обычно схожи везде. Нация - это некое усреднение, общий знаменатель. Для того, чтобы объединить народности, конфессии, атеистов, жителей разных историко-географических областей нужно «сгладить углы». Нация ‑ это «сглаживание углов». Но не все можно сгладить. То, что сглаживанию не поддается, либо беспощадно ассимилируется (например, Китай) ‑ это возможно при существенной доминанте (численной и пр.) ассимилирующей силы и незначительности ассимилируемой общности, либо исключается из национального государства. Поэтому все национальные государства Европы создавались с небольшой территорией.

Поскольку любая нация полиэтнична и поликонфессиональна, в качестве скреп нации остается очень немногое. Обычно это язык, культура, право, гражданство.

Переходя непосредственно к России и идеи создания нации в Россле, необходимо сказать следующее.

Несмотря на то, что нация это конструкт, совершенно искусственный, все-таки по одному мановению (путем принятия закона) она не появляется. В России нет предпосылок для нации. Не только и не столько потому, что нация ‑ это всегда Ж.Ж. Руссо с его концепцией народного суверенитета и принципами французской революции Libertе, Еgalitе, Fraternitе, а у нас нет сильных демократических традиций и не в том, что в России, включая советский период, классического Модерна никогда не строили.

Дело в другом. Нация в России вредна и опасна. То, что в Европе в ее условиях было спасительным инструментом от войн и распада, в России будет инструментом для наступления территориального распада и войны. Те скрепы, которые являются «цементом» для нации, в России таким «цементом» вряд ли являются. Право в России не укоренено в сознании людей и ассоциируется с полицейщиной, «ювенальной юстицией» и т.п., пытающейся все зарегламентировать. Гражданство также не есть скрепа для нации в России, поскольку Русский мир сегодня разделен на множество государств, где в каждом свое гражданство.

Что касается языка как признака единой нации. Язык русский есть, но не как национальный язык, а как язык международного общения - общения между народами Российской Федерации и постсоветского пространства. При этом у огромного числа русских народов (народов бывшей Российской империи и СССР) есть свои родные языки, кроме того в каждом государстве Русского мира есть свои государственные языки, как впрочем и внутри Российской Федерации в национальных республиках.

Говоря о культуре как скрепе, следует отметить, что само понятие культуры неопределенное. В литературе существует множество определений. Если даже понимать под культурой нашу классику в литературе, в музыке, в живописи и т.д. то возникают сомнения в том, что это может быть основой нациестроительства в России. Русский мир - поликультурная цивилизация. Когда деятели Французской революции конструировали французскую нацию все-таки объединяли в одну общность католиков, протестантов, атеистов не настолько разношерстных ‑ все они жили веками рядом «бок о бок» на небольшой территории. Хотя даже там были волнения в Вандее и т.д. Но все-таки бургундец, провансалец, гасконец, эльзасец, это не то, что эстонец, крымский грек, тунгус, туркмен и «друг степей калмык». Скорее это коррелирует с понятиями «галичанин», «новгородец» и т.п. Тот же Пушкин А.С. конечно «наше все», но степень его восприятия будет разнится в зависимости от того, в какой части Русского мира мы находимся. Так же как и такие шедевры архитектуры и иконописи как храм Покрова на Нерли и Троица Андрея Рублева в разных частях нашей цивилизации будут занимать разное место в культуре. У нас есть и Кенигсберг со своими древними традициями, есть и русский ислам и русский буддизм и русское язычество (в смысле язычество коренных малочисленных народов Севера и Сибири). Русский мир ‑ это не только Рязань, это и Ашхабад и Рига и Баку. Свести Россию к славянам или то, что называется «великороссам», - это значит встать на путь превращения России в русскую Францию или русскую Германию и т.д. Пойти по этому пути - значит перечеркнуть всю нашу историю и вернуться в границы удельного московского княжества.

Консервативный публицист 19 века М.Н. Катков в далеком 1863-м году вывел замечательную формулу жизни российской цивилизации. Он писал: «есть в России одна господствующая народность, один господствующий язык... Однако есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай; есть целые страны со своим особенным характером и преданиями. Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого Русского мира, составляют его живые части и чувствуют свое единство с ним в единстве государства, в единстве верховной власти. В России есть господствующая Церковь, но в ней же есть множество всяких исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что, может быть, исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства... Никакие изменения, в нашем политическом быте не могут умалить или ослабить значение этой идеи. Все преобразования, какие совершаются и будут совершаться у нас, могут послужить только к ее возвышению и усилению». Таким образом, мыслитель верно заметил, что несмотря на доминирование одного народа, одной веры, одной культуры и языка - не они являются скрепой российской государственности. Да и не может подлинная Империя строиться по унификационным принципам. В Империи вообще нет и не может быть никакой нации. Широко известный диалог императора Николая I с маркизом де Кюстином на торжественном приеме это еще раз подтверждает. На реплику маркиза о том, что на приеме, кроме него и послов, все русские, царь заметил, что он ошибается, и рассказал, сколько из присутствующих поляков, немцев, грузин и т.д. На вопрос о том, а кто же русские - государь ответил - «все».

Подводя итог, можно отметить, что принять закон о государственной национальной политике можно и нужно. Государство должно заниматься национальной политикой. Но понять нужно следующее. Идея создания «российской (или русской) нации» в смысле государства-нации, основанной на навязывании единого языка, правовой системы, культуры, образцов поведения и т.п. не будет способствовать ни межнациональному миру ни территориальной целостности России. Обеспечивать мир и целостность может только последовательное сохранение и укрепление нашего уникального опыта.

А наш уникальный опыт - это не нация, а цивилизация, союз множества народов, где каждый из них от самого крупного до самого малочисленного является неотъемлемой частью Русского мира и сохраняет свою самобытность. И союз этот в качестве скрепы своей имеет прежде всего не какой-либо язык или культуру (хотя взаимопроникновение не исключается), а политический центр притяжения - власть, обеспечивающая суверенитет, жизнеспособность всех народов. Идея Империи как альтернативы анархии, межнациональным войнам, распаду, ассимиляциям и т.п. И зачастую в русской истории эта идея персонифицировалась. Разнообразные народности и племена молились за «белого царя» в Российской империи. Генсеки в СССР были не только руководителями партии, но и вождями или «отцами народов». Сегодня эта имперская интегрирующая функция в РФ и на всем постсоветском пространстве, несомненно, ассоциируется с именем Владимира Путина.

Семен Дробот, юрист, публицист, г. Новосибирск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16., рудовский:

имел ввиду, что когда я неодобрительно отозвался о русификации, при этом не выступаю против переселения в Азию. Переселение - это еще не русификация. Что касается установления культурных порядков, то зачем их устанавливать там? Ну для переселенцев можно, а для местных не надо, у них свои порядки. Про Украину и ее европейские хартия, я честно не понял, к чему это говорите? Я привел пример Украины на вас тезис о том, что мол народы должны смиряться с русификацией. Я считаю, что не должны. Так же как и на Украине не должны русскоязычные граждане смирятся с навязыванием им украинства. А лучше всего, говорю я, чтобы государство не занималась навязыванием местным народам каких-либо культур. Это будет по-имперски. По поводу того, что-то будет откалываться от Империи, если она не будет навязывать свои обычаи. Не будет. Наоборот будет крепкое государство. И исторически это оправдано. У нас началась когда русская националистическая лихорадка при последних двух царях вот все и рухнуло, а так все нормально было. Так же как в Византии начало рушиться тогда, когда греки стали свое навязывать и возвышаться над другими.
semendrobot / 02.09.2017, 14:33

16. Re: О концепции «российская нация»

Против переселения православных в Среднюю Азию никто не выступает. (c) Да? А это вы с чего решили? Но это не русификация окраин. Русификация - это когда не для переселенцев, а для местных пытаются установить свои порядки, прежде всего в культуре. (с) Как вы предлагаете устанавливать культурные порядки без носителей культуры? По поводу того, что надо смириться с русификацией расскажите русскоязычным гражданам Украины, что им надо смириться с украинофикацией. Это не серьезно. (с) Это очень серьезно. Демократические процессы либо отсутствуют, либо присутствуют. Сегодня украинацейэуропа ориентируется на европейские стандартыи документы, а там, среди прочего, есть всякого рода хартии, гарантирующее права граждан, свободу языкового выбора и пр. Стало быть, либо украинацейэуропа идет по демократическому пути, либо не идет, но тогда государство получает иски от своих же граждан. А граждане должны бороться за свои права и интересы, а не сидеть пассивными болванчиками. Народы входил в состав Рос. империи либо путем завоевания их, т.е. они добровольно входить не стремились, например Кавказ или Польша и очень странно им навязывать. (с) Не навязывайте. Просто тогда нечего горевать итем более нечего удивляться, когда этнические окраины ВНЕЗАПНО откалываются. То множество народов, которые добровольно вошли (Грузия, немцы, казахи и т.д.) они входили в империю не за русским языком и культурой, а за безопасностью. (с) Потребительское отношение налицо. Ну как зашли, так и вышли, чего теперь вздыхать-то? Как я уже сказал, это должен быть симбиоз, а не паразитические отношения. Принцип империи - это чтобы был порядок и налоги платили, а какие там веры, языки и т.д. никого не волнует и не должно волновать. (с) Это в теории. На практике это волнует и должно волновать, иначе распад неизбежен - не сейчас, так через 50 лет. История Византии, перманентно терявшей этнические окраины, ничему не научила? Не хватило тысячи лет истории Второго Рима? Если вы сводите империю к сбору налогов, то даже не знаю, что мы тут вообще обсуждаем...
рудовский / 01.09.2017, 15:49

15. Ответ на 8., Кирилл Д.:

Вот и рухнуло все. 70 лет и крах пришел. Вот это и есть результат. Чему радоваться то, что в СССР все русский язык знали. Очень хорошо мыслитель К.Н. Леонтьев этот вопрос раскрыл. Дело в том, что как бы кому обидно не было, но русскость современная - это либерализм и космополитизм. Это он еще в 19 веке статьи писал. А в 20-м при СССР ничего существенно не изменилось. И через эту русификацию привнесли заразу другим народностям. Русификация - это разрушение твердого патриархально уклада. Во ввели в Среднюю Азию в начале 20 века русские имперские газеты. И что хорошего? Читать в этих газетах либералов, которые уже тогда в прессе господствовали. И в СССР надо было не газеты русские там распространять, а побольше мечетей открывать и вместо школ, намаз совершать по 5 раз в день. Уверяю, сейчас был Средняя Азия была бы нашей губернией.
semendrobot / 01.09.2017, 14:35

14. Ответ на 6., рудовский:

Против переселения православных в Среднюю Азию никто не выступает. Но это не русификация окраин. Русификация - это когда не для переселенцев, а для местных пытаются установить свои порядки, прежде всего в культуре. Что касается императора Каракаллы - о нем и его реформах известно, просто до него было по другому и очень длительное время. По поводу того, что надо смириться с русификацией расскажите русскоязычным гражданам Украины, что им надо смириться с украинофикацией. Это не серьезно. Это не империя будет, а нацистское государство какое-то. Народы входил в состав Рос. империи либо путем завоевания их, т.е. они добровольно входить не стремились, например Кавказ или Польша и очень странно им навязывать. То множество народов, которые добровольно вошли (Грузия, немцы, казахи и т.д.) они входили в империю не за русским языком и культурой, а за безопасностью. И это было выгодно не только им, но и Империи. Империя преследовала культурологические, а геополитические интересы, т.е. действовала прогматически, либо в защиту братских христиан (например, Грузия. Принцип империи - это чтобы был порядок и налоги платили, а какие там веры, языки и т.д. никого не волнует и не должно волновать.
semendrobot / 01.09.2017, 14:24

13. Ответ на 11., 12 Русский Сталинист:

В общем - соглашусь. Понятие "нация" - не самоцель. По большому счету - синоним "народа". Просто народы бывают - нации, а бывают (небольшие) ненации, выражаясь неграмотным языком. Если понятие "нация" исключить - ничего особенного не произойдет. Но, ведь, навязывают, а коли так, то, если и говорить о нации, то - русская нация.
А.В. Сошенко / 01.09.2017, 13:51

12. Re: О концепции «российская нация»

Ровно то же самое и касательно религии. В России де-факто имеется государствообразующая религия- Православное Христианство, и есть традиционные религии: ислам, иудаизм (в его ортодоксальном варианте, разумеется, минусуя всяких каббалистов и хабадников), буддизм, религиозные верования малочисленных коренных народов России. Хорошо, у нас светское гос-во, Церковь отделена от гос-ва и проч., но, например, Грузия тоже светское гос-во, но в её Конституции прямо прописано, что именно Грузинская Православная Церковь сыграла ключевую роль в истории грузинского народа и грузинского гос-ва, при этом она отделена от гос-ва и не обладает правовым превосходством над другими религиями и религиозными объединениями, существующими в Грузии.

11. Re: О концепции «российская нация»

Все эти "нации" и прочее- от лукавого. На самом деле всё ясно и просто: есть государствообразующий русский народ и есть коренные народы России. Достаточно закрепить эти очевидные вещи в Конституции, при желании, можно принять отдельный ФКЗ или ФЗ "О народах России", и всё, нечего играть в словеса и огород городить. "Российская нация"- утопия, её никогда не было, нет и не будет, равно как и "российского народа". "Русская нация" есть аналог и эквивалент понятия "русский народ", представители коренных народов России (татары, башкиры, чеченцы, чукчи и т.д.) никакого отношения к ним не имеют.

10. Ответ на 8., Кирилл Д.:

1. К концу советской эпохи по-русски говорили все... А в советские времена в советской школе, куда ходили все, все и прочитали, и славянин, и финн, и тунгус, и друг степей калмык - пророчество Пушкина сбылось в советскую эпоху. Русские книги, русские фильмы, русские песни - это все разноплеменные жители Российской Империи (существовавшей тогда под вывеской СССР) читали, смотрели, слушали и пели. 2. А у нас на фоне этого, наоборот, говорили и говорят, что в СССР гасили всё русское в угоду "националам". Развели нас, в общем, разноплеменных собратьев по великой стране. Divido et empera, как говорится.

1. Ну, да. С этим не поспоришь. Согласен. И это важно, относилось к фундаментальным понятиям. 2. В практической деятельности советское руководство "гасило", действительно, русский фактор. Из русских делали советских, разговаривающих на русском языке. А все остальные народы (за исключением небольшой части из их состава) оставались сыновьями своих "гордых" народов, говорящих на своих языках, но знающих, благодаря системе образования, и русский язык. Далее - изначальное разделение на республики РСФСР (о республиках СССР - даже и не говорю), сдача русских территорий Украине, затем сдача Крыма, искусственная "украинизация" народа там, распределение средств в пользу националов, финансовое ущемление русских территорий, развал инфраструктуры в них, особенно на селе, в русской глубинке, чаще неосознанное, но, часто и намеренное стимулирование сепаратизма - это только некоторые факты.
А.В. Сошенко / 01.09.2017, 09:45

9. Re: О концепции «российская нация»

Странные тезисы, ещё горше отклики. Человечество развивается в двуединстве этногенеза и истории, этногенетического естественного и социально-экономического. В результате в мире сформировалось десять суперэтнических пространств, которые глобализируются социально-экономически. Русско-евразийское в Северной Евразии от Карпат До тихого океана в том числе. В силу того, что русско-евразийское пространство после вступления русского этноса в период старения распадается (что вполне естественно для всех этносов в этом периоде - кельтского 3 в. до н.э. - 1 в.н.э., итало-римского 2-5 вв., китайского 9-12 вв., арабского 9-12 вв. и т.д.), на русско-евразийском или как это модно сейчас говорить "постсоветском" пространстве образуются сразу до 20 этно-политических образований в границах признанных и непризнанных государств. В этом ничего необычного или "модернового". Как и в том, что германцы - ведущий этнос европейского суперэтноса пытается совершить то же самое, что русские и китайцы. Время германцев как и русских, турок, австрийцев, англичан, японцев - вышло. Зря стараются. Судя по тому, что в мире термин "нация" понимается как гражданское образование, почти без учёта этнического, то и споры о правильности "русская" или "российская" беспочвенны. Русские националисты, конечно, хорошие ребята, но во-первых, как они могут идти против мирового течение в понимании "нации"? Во-вторых, они спросили 27 млн. россиян совсем не имеющих отношения к "русской нации"? Им они как будут объяснять очередную русификацию? В-третьих, подобное непонимание ситуации, нежелание признавать очевидное толкает русских националистов к развалу государства и очередной гражданской войне, но уже в форме межэтнического конфликта. Захотелось почувствовать себя в границах Руси Московской от 15 века?! И в-четвёртых, куда вы денете десятки миллионов (без всякого преувеличения) россиян от смешанных браков? Их не-русских родителей также походя запишите в "русскую нацию"?
Абазинский / 01.09.2017, 06:10

8. Ответ на 7., А.В. Сошенко:

К сожалению, только "усреднения", размытия русского фактора, русской культуры. Нация - только русская.

Не только усреднения и размыва. В начале советской эпохи те самые почти 100 лет назад почти половина населения Российской Империи, только-только ставшей СССР, не говорила по-русски. А многие и не понимали русского. К концу советской эпохи по-русски говорили все. 100 лет назад даже не половина, а, вероятно, 2/3 или 3/4 (по причине неграмотности) и не читали ни Пушкина, ни Достоевского - великороссы, в том числе. А в советские времена в советской школе, куда ходили все, все и прочитали, и славянин, и финн, и тунгус, и друг степей калмык - пророчество Пушкина сбылось в советскую эпоху. Русские книги, русские фильмы, русские песни - это все разноплеменные жители Российской Империи (существовавшей тогда под вывеской СССР) читали, смотрели, слушали и пели. Конечно, это было проникновение русского языка и русской культуры во все уголки Империи и своего рода мягкая русификация страны, пусть под советскими лозунгами. Кстати, любопытно, когда началась "перестройка", все "свидомые", от прибалтийских и украинских до кавказских и среднеазиатских заговорили о том, что в СССР их "насильственно русифицировали", и до сих пор говорят. А у нас на фоне этого, наоборот, говорили и говорят, что в СССР гасили всё русское в угоду "националам". Развели нас, в общем, разноплеменных собратьев по великой стране. Divido et empera, как говорится.
Кирилл Д. / 31.08.2017, 21:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Дробот
Все статьи Семен Дробот
Бывший СССР
Мрачный старик против веселой барышни
Кого выбирает Америка?
10.09.2024
«Генерал Коновницын являл собою модель храбрости и надежности»
Сегодня мы вспоминаем генерала П.П.Коновницына и Великого князя Михаила Павловича
10.09.2024
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
«Церковь Православная не престает молиться, чтобы миновало это лихолетье»
Совместными силами России и Белоруссии сегодня защищается наш общий суверенитет и наше право на собственный исторический, культурный, духовный и политический выбор
09.09.2024
Величайшая русская трагедия
Мысли о новой книге митрополита Тихона (Шевкунова)
09.09.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Почему я не люблю Америку
Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
30.08.2024
«Не дают житья Александру Сергеевичу»
Лишать Одессу Пушкина – значит обрекать её на безликость, заурядность, невыразительность
07.08.2024
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Креста на вас нет
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.09.2024 19:26
Информационные войска
Новый комментарий от Георгий Н.
10.09.2024 18:00
Невыученные уроки
Новый комментарий от Человек
10.09.2024 16:45
Не в коня апельсины и не в свинью корм!
Новый комментарий от Алекс
10.09.2024 15:30
Величайшая русская трагедия
Новый комментарий от Алекс
10.09.2024 15:24