22 февраля главному инженеру проектов океанотехники, заместителю начальника центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов, кандидату технических наук, ктитору храма Успения Богородицы в поселке Мичуринское Приозерского района Ленинградской области Юрию Андреевичу Симонову исполнилось 75 лет. С маститым ученым встретилась корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова.
Юрий Андреевич, от имени редакции «Русской народной линии» поздравляю Вас с юбилеем, желаю успехов на Вашем важном для нашего Отечества поприще. Институт, в котором Вы трудитесь – одно из ведущих предприятий в области создания технических средств океанотехники не только у нас в стране, но и за рубежом. Не могли бы Вы коротко рассказать о нем?
Вы правы, Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова сегодня бесспорно лидирует в таких областях военного судостроения как корабельная энергетика, повышение боевых и рабочих качеств кораблей и судов. В истории ЦНИИ отразилась история нашей страны. Он был создан в 1894 году на острове «Новая Голландия» как первый в России бассейн для опытов. В развитии судостроения сыграли важнейшую роль такие ученые как Д.И.Менделеев и А.Н.Крылов. Первый опытный бассейн для испытания моделей кораблей был длинной всего 100 метров. В 1918 году большевики его разрушили, но в 1926, взявшись за ум, восстановили.
Перед Великой Отечественной войной было принято решение начать строительство военных кораблей. Территория в 80 гектар, на которой мы сейчас находимся, была выбрана под комплекс лабораторий для военно-морского флота. В войну стройка была заморожена, но после Победы возобновилась.
На территории Института расположилось 80 лабораторий, исследующих все аспекты кораблестроения. Бассейн 1,5 км длиной и глубиной от 4 до 8 метров – самый крупный объект Института, есть у нас также мореходный бассейн для измерения качки, прочностные стенды, док-камеры для испытаний корпусов подводных объектов, имитирующие погружение на любые глубины.
Где-то в 60-х годах впервые стали основательно заниматься гражданским судостроением. В 80-х годах встала задача бурения скважин для добычи нефти и газа в море. Около 9 лет мы строили свои суда, но с наступлением «перестройки» все они были проданы за границу (отмечу, что техника эта до сих пор работает превосходно). Но уже в 1996 году встал вопрос о добыче углеводородов со дна моря и мы начали создавать объекты обеспечения морских буровых платформ. Под эти разработки в Институте спроектировали ледовый бассейн, где наша техника испытывается в условиях Севера, ведь она идет затем на Сахалин, на Каспий, на Балтику и в Баренцево море.
Руководству Института во главе с академиком Валентином Михайловичем Пашиным – директором и научным руководителем ЦНИИ – удалось обосновать властям необходимость государственной поддержки исследований судостроительной промышленности, и с 2009 по 2016 год в нашей организации были модернизированы несколько объектов: ледяной и опытовый бассейны, аэродинамическая труба. Новый ледяной бассейн, введенный в эксплуатацию в 2014 году, является самым лучшим в мире. С 2017 по 2030 годы будет действовать новая федеральная программа, и это вдохновляет.
11 декабря 2014 года Вам и Вашему коллективу была вручена премия Правительства в области науки и техники за создание на отечественной научно-производственной базе дизель-электрических ледоколов нового поколения, обеспечивших безопасность и ритмичность навигации в Балтийском море в тяжелых ледовых условиях. Расскажите о том деле, которое было отмечено правительственной премией.
Советским судостроителям было понятно, что на Севере есть проблемы с топливом, поэтому они решили строить атомные ледоколы. Кстати, судостроение Финляндии создано за счет России – туда, как и в другие страны Содружества, мы с свое время направляли заказы на производство серийных кораблей, в том числе ледоколов. Однако строительство атомного ледокола – дело все же очень затратное, и на какое-то время мы прекратили их производство. Дизельные ледоколы гораздо дешевле, но прежние устарели, а новых давно не строили.
И вот академик В.М.Пашин выступил с проектом создания ледокола нового типа –дизель-электрического. К строительству были подключены крупнейшие судостроительные организации России и несколько опытнейших капитанов ледоколов в качестве консультантов.
Строились сразу два ледокола, на которых введены следующие новшества: первое – никогда ранее не применяемые полноповоротные винторулевые колонки. Второе – новые, отечественные, сплавы сталей. Третье – специфически расположенная вертолетная площадка. В результате из-за постоянной проверки ледокола в ледовом бассейне и последующей отладки ледопроходность судна (основная характеристика) увеличилась в 1,5 раза больше запланированной!
Два дизель-электрических ледокола проекта 21900, получившие названия «
Москва» и «Санкт-Петербург» (каждый суммарной мощностью 16 мегаватт), обладают очень высокими навигационными качествами – они спасли навигацию 2011 года, когда большое количество судов попало в ледяной плен. Заказчик увидел, что ледокол хороший, через год заказал еще три судна мощностью уже 18 мегаватт. Построили не три, а пять, и заложили серию ледоколов по 25 мегаватт, ведется проектирование атомного ледокола «Лидер» мощность 110 Мвт – таких нет ни у кого в мире.
В недавно принятой Военной доктрине Российской Федерации говорится, что обеспечение национальных интересов России в Арктике является одной из основных задач Вооруженных сил РФ. Можно ли сказать, что развитие ледокольного флота России направлено на выполнение этой задачи?
Все, что делалось и делается в Арктике, имеет для России колоссальное значение. Не зря наши предки туда упорно продвигались, не смотря на суровые климатические условия. Руда, добываемая в арктической зоне, содержит все виды металлов, необходимых для обороны страны. Перед нашим Институтом была поставлена задача создать ледокол для вывоза добытых в Арктике полезных ископаемых.
После «перестройки» развитое хозяйство
СССР в Арктике рухнуло, люди уехали, большая приграничная территория опустела. Россия начала терять Арктику, но были приняты меры по возвращению влияния России на эту территорию. Газпром и Роснефть начали активное бурение скважин, значит, добытые ископаемые нужно было как-то вывозить, обеспечивать проживание бригад бурильщиков - а это уже напрямую вопрос к нашему Институту. Мы спроектировали плавучие атомные электростанции и плавучие социальные объекты – госпитали, мастерские, общежития, даже плавучий храм. Проект судна-храма мы представили Президенту России, а также главе РЖД Владимиру Якунину.
В связи с неблагоприятной экономической конъюнктурой Президент России Владимир Путин заявил о запуске процесса импортозамещения, прежде всего в сфере высоких технологий. Тем временем многие видные экономисты весьма сдержанно высказываются о перспективах этого процесса. Как Вы считаете, способна ли Россия сделать экономический рывок в сложившихся непростых условиях?
Моя точка зрения – все что ни делается, все к лучшему. Все испытания попускаются России Богом, чтобы мы опамятовались, образумились. Запад и США даже не догадываются, что своими санкциями они не разрушают нас, а укрепляют и поднимают. Конечно, нам будет трудно. Запад втягивает Россию в гонку потребления. Хотя наша бытовая техника работала надежно и служила долго (взять наши холодильники ЗИЛ – надежнейший агрегат по сравнению с Indesit), но некоторое время назад мы затормозили в этой сфере, не говоря уже о программном обеспечении и компьютерной технике.
Все же есть попытки собрать тех, кто занимается определенной областью народного хозяйства (например, двигателями). Это не быстро, но начинать надо с ядра. В области судостроения это дизели. Надо брать хорошие моменты в ведении аналогичной деятельности у соседних стран. Пример нам Китай – все, что необходимо китайской промышленности, изготавливается в самом же Китае. Или Норвегия - там, если прибыль компании вкладывается в развитие производства, то с нее государство налоги не берет. Там тысячи собственных фирм, которые производят необходимые комплектующие для морского дела. У нас должно быть так же. Мы готовим каталог отечественных предприятий, которые выпускают что-либо по судостроительной тематике, с тем, чтобы установить партнерские отношения, совместными силами поднять эту отрасль.
Много лет Вы несете труды ктитора храма Успения Богородицы, который строился под Вашим руководством в поселке Мичуринское. В этом же храме Вы проходите служение алтарника. Как Вы решились на строительство храма?
Обидно за то, что наши предки разрушали храмы Божьи. Раз они разрушали, то нужно восстановить церковь там, где ты живешь. В Санкт-Петербурге это сложно сделать, а вот в Мичуринском, где у нас дом, можно попробовать. Думал сначала построить небольшую часовню, но, после совета с благочинным Приозерского района протоиереем Сергием Бельковым решено было возводить полноценный храм. Место для него выбрали с разумным прицелом, вблизи от электрических и газовых сетей. Я привлек к стройке свою инженерную братию. Проектировали церковь в архитектурной мастерской Р.Н. Муравьева в 2004 году.
Строили в два уровня – цокольный из бетона, основной – из дерева. Встал вопрос, кому строить деревянный сруб? Отец Сергий посоветовал уникального мастера, Михаилом зовут, в помощь ему поставил двух бывших наркозависимых парней. Вот эта троица и рубила храм.
Моя жена договорилась с Администрацией Приозерска, чтобы лес нам выдали бесплатно. А ведь, кроме сруба, много надо: медь для крыши, для главки, для креста. Все с миру по нитке собирали. Богослужения в храме начались с 2008 года, а иконостаса настоящего еще не было. Как-то позвонила незнакомая женщина, сказала, что хочет пожертвовать 1 миллион рублей на иконостас, приступили к росписи.
Верхний храм освятили во имя Успения Божией Матери, потому что первые храмы на Руси были Успенские, да и моя душа к этому событию как-то особенно расположена. Нижний – во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Были на строительстве и неувязки разные, да что о них вспоминать. Главное, когда начали строить церковь, вокруг оказалось много людей, готовых включиться, помочь, они стали прихожанами. Так, вместе с храмом вырос приход.
Ю.А.Симонов
Ледокол «Москва» у причала