
Великим Постом в Санкт-Петербурге состоялся концерт известной московской актрисы и автора-исполнителя Светланы Копыловой. Православные петербуржцы любят песни Светланы, и на каждое ее выступление приходит много поклонников. Концерт в Клубе полиции 10 апреля собрал полный зал зрителей разных возрастов: женщин и мужчин, стариков и детей. Именно дети спонтанно составили программу концерта, звонко выкрикивая с мест названия любимых песен. В данном случае это не было проявлением невоспитанности, а наоборот – послушания и любви к певице, ведь Светлана Вадимовна так и назвала свое выступление – «Концерт по заявкам зрителей». И зрители наперебой предлагали названия песен, которые хотели услышать, а детские голоса были настойчивее взрослых, вот так и получилось, что концерт стал диалогом взрослой певицы и маленьких слушателей, диалогом материнства и детства.
Эту тональность задала сама Светлана, предложив к просмотру перед началом выступления видеоролик на песню «Мы с тобой еще дети». Пронзительные строки:
«Мы с тобой еще дети,
Хоть родители сами,
Потому что на свете
Живет наша мама.
И хоть мы забываем
Иногда позвонить,
Если мама живая -
Есть, кому нас любить»
защемили сердце нежностью, пробудили покаянное чувство. Вдруг возник единый, вневременной, невидимый мост над повседневностью, на который ступили все зрители, чьи души внимали простым и ясным песням-балладам, песням-притчам, рассказывающим об одном – о любви. О той вечной любви, которой нас, Своих детей, на протяжении всей земной жизни, через горе и радость учит наш Небесный Отец и Бог.
Светлана Вадимовна с радостью исполняла по просьбам зрителей песни из своего нового альбома «От земли до неба», предваряя каждую небольшим рассказом о том, как она родилась. Творческий дар большого художника сопряжен с умением проникнуть в суть явления. Светлана Копылова, несомненно одаренная Богом талантом музыканта и актрисы, как верующий человек ищет духовную составляющую происходящих вокруг нее событий, стараясь выделять в них главное. Поэтому сюжеты ее песен поражают внимательным отношением к внутреннему миру другого человека, где для нее нет мелочей. Так возникла песня «Ерунда» на стихи поэта Марии Семеновой о дедушке и внуке, привязавшемся к никчемному, на взгляд деда, щенку. «Стихи зацепили меня своей сутью, заставили задуматься о приоритетах: как часто мы возвышаем, пестуем мелкое, при этом важное теряем», - поделилась актриса.
Несколько лет назад Светлана Вадимовна обрела, можно сказать, вторую духовную родину – ею стало село Липовка, расположенное в Липецкой области – родовое имение великого русского поэта Сергея Бехтеева. Здесь долгое время разрушался старинный храм, построенный еще в 1769 году предками поэта. Восстановление храма стало заветной мечтой певицы, которую она терпеливо воплощает в жизнь, год за годом передавая на ремонт церкви сборы от своих концертов. И на этой встрече с петербуржцами Светлана Копылова обратилась к зрителям с просьбой поучаствовать в возрождении храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Липовке.
Она рассказала, что храм восстанавливается всем миром, что она с благодарностью хранит память о всех жертвователях. «Как-то на гастролях, перед одним из выступлений подошла ко мне, опираясь на клюку, незнакомая бабушка и сказала: “Внученька, я на концерт не останусь, здоровье не позволяет, домой далеко ехать, но вот тебе на храм”, и протянула в своей ручке 200 рублей. А в другом городе вместе с букетом цветов пришла записка: “Сообщите счет, хочу перечислить на храм 1 миллион рублей”. Вот такими милостынями и воздвигается храм в Липовке», - поведала певица.
Православная вера и Россия в творчестве Светланы Копыловой занимают главное место. И, очевидно, Господь по молитве посылает своей верной дочери силы и мудрость, а Родина дарит вдохновение. В песне на слова петербургского поэта Татьяны Егоровой «Только в России» искренняя, дочерняя любовь автора к Родине звучит как гимн:
«К милой Отчизне с младенческих лет
Я всей душой приросла…
Радость, надежду, и веру, и свет -
Родина все мне дала
Тайно благую открыла мне весть
И научила добру…
Господу я благодарна, что здесь
И родилась, и умру».
Именно с вопроса о России и началась наша беседа со Светланой Копыловой после концерта в Клубе полиции.
Ваши песни патриотичны, в них с дочерней любовью говорится о Родине, о России. Вы давно живете в шумной, сутолочной Москве - особом мегаполисе, находясь в котором можно вовсе забыть о просторах России и людях, ее населяющих. Вы не забыли. Когда вы открыли для себя Россию?
С самого рождения любовь к России присутствовала в моей крови. Она проникла в мои жилы с молоком матери. Может быть, с возрастом я стала более остро ощущать ее. Помню, я и маленькой очень любила свой дом на рабочей окраине Иркутска, свой двор, бабушек, трепетно к ним относилась. Меня до семи лет воспитывали бабушка с прабабушкой, и это время ярко запечатлелось в памяти.
Тетя моя умела хорошо рассказывать. Помню, наряжали елку игрушками, а тогда они были замысловатые: человечки, чипполинки, гномики, зверушки, фрукты; и тетя Люся, пристраивая их на колючих ветках, выдумывала необыкновенные сказки.
Мама говорит, что бабушка и прабабушка играли на гитаре, хотя сама я ни разу не видела гитары у них в руках. Единственная песня, которую пела моя прабабушка, как я запомнила, «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина». Когда я сейчас слышу «Тонкую рябину», ком подкатывает к горлу, а бабушка как живая встает перед глазами.
На концерте Вы рассказали, что перевезли своих родителей в Липовку. Это село стало для Вас второй Родиной?
Да, у нас сейчас в Липовке семейный подряд, в храме трудятся и мама, и папа. Правда, недавно семью постигло горе - в конце марта мы потеряли моего брата Александра. Он погиб, а до смерти делал все по стройке и по хозяйству - был умелец на все руки. Мама с папой в горе, конечно.
Моя мама гораздо более мужественная, чем мужчины в нашей семье. Маму я даже ни разу не видела плачущей, хотя понимаю, что она роняет слезы тайком, ведь потерять сына и не плакать невозможно. А папа слабенький совсем, он горюет и плачет не скрываясь. Но все же папа алтарничает, мама стоит за свечным ящиком, так что мы все приросли к этому месту.
Что привело вас к решению восстановить храм преподобного Сергия Радонежского на родине Сергея Бехтеева, в далекой от Москвы Липовке?
К этой мысли меня привела книга
Владимира Невяровича «Певец Святой Руси», рассказывающая о поэте Сергее Бехтееве. Раскрыла книгу Невяровича, где была фотография этого храма – изуродованного, обрушающегося, и со мной что-то произошло, я уже не смогла остаться равнодушной. Я не спала, не ела целых два дня, все думала, и пришел помысел собирать средства на реставрацию этого храма со своих концертов, которые как раз тогда становились более частыми и многолюдными.
С этим решением я вышла к своим зрителям 20 апреля, в день рождения Сергея Бехтеева, и предложила помочь храму. Народ на том московском концерте так горячо откликнулся, что я поняла - храм восстановить можно! Но когда впервые увидела церковь, приехав в Липовку, мне стало жутко страшно. Я поняла, что слишком много на себя взяла, а внутренний голос, не понятно откуда шедший, зудел: «Зачем ты сюда приехала? Что тебе тут надо? Уезжай, ты не сможешь поднять эти развалины». Но как-то, с Божией помощью, я эту слабость поборола, и дело пошло.
Сейчас красавец-храм возвышается над Липовкой белой свечой, сияет куполом и крестом. Но много еще нужно сделать внутри и снаружи. В планах расписать фресками своды церкви, благоустроить прилежащую территорию. На роспись договорились с мастером, но работа эта кропотливая и недешевая, а деньги на ее оплату собраны лишь частично. Всего на роспись требуется 4 миллиона рублей.
Весь этот год внутри храма шли работы, и богослужения в нем не проводились. Людей в Липовке живет мало, всего 50 дворов, из которых 10 человек ходят в храм, и это очень хорошо. По праздникам приезжают паломники из Москвы и окрестных деревень и бывает даже до 70 причастников! На Пасху будет совершена первая после ремонта Литургия, на которую мы ждем гостей ото всюду.
К актерскому искусству, тем более в современном театре, отношение православных верующих неоднозначное. Вы по профессии актриса. Обретя веру, вы отказались от актерства?
Я ушла из кино, из актерства, когда моя душа поняла, что она не может находить компромисс с тем, что предлагают в профессии сценаристы и режиссеры. Мне актерство нравится, но нет достойного фильма, достойной роли, поэтому я ушла, но не исключаю возвращения, если встретится какая-то хорошая роль.
Некоторые православные люди негативно относятся к слову «искусство», имея в виду его родство с «искусом», подразумевая под этим сети лукавого, в которые попадает творческий человек. Как бы Вы назвали свою исполнительскую деятельность – искусством или творчеством?
К возможности творить, искусно созидать, я отношусь как к Божьему дару, а себя считаю «кисточкой в Божьих руках», как поется в одной из моих песен. Я славлю Бога в своих песнях, как заповедовал царь-псалмопевец Давид: «Пойте Господу нашему, пойте Цареви нашему, пойте». Я вижу, что моим зрителям это нравится, и они хотят от меня слышать это и дальше. Какая мне разница, как это называется, искусство или творчество, если я занимаюсь тем, что требует от меня Господь, делаю это так, как откликается на Его призыв моя душа.
По отношению к государственной политике творческая интеллигенция России разделилась на две неравных части: тех, кто поддерживает политику Путина, и тех, кто критикует его. А каково Ваше мнение по этому вопросу?
Я очень скорблю о том, что происходит на
Украине. Последний раз, когда я разговаривала с друзьями, живущими там, они рассказали, что вывезли своих детей на каникулы в Иерусалим, потому что в Киеве просто опасно оставаться.
Я поддерживаю Путина, поддерживаю Патриарха Кирилла и очень им верю. Лучше сказать, очень хочу в них верить и стараюсь их не критиковать, потому что представляю, какая громадная ответственность лежит на них, насколько сложен механизм управления Государством и Церковью, и понимаю, что судить их не могу никоим образом. У меня в компьютере есть фотографии Патриарха и Владимира Владимировича, найденные в интернете и особенно мне чем-то понравившиеся, которые я храню и иногда пересматриваю. Например, фотография, как Владимир Владимирович прикладывается к Казанской иконе Божией Матери, как он стоит перед Святой Чашей, скрестив руки, и какое у него при этом лицо... Я ему верю.
Жанр своих песен Вы определяете как притча, легенда, баллада. Как вы думаете, что притягивает современного человека, привыкшего к бессмысленным текстам песенок-однодневок, к Вашим длинным балладам? Ведь баллада кажется устаревшим жанром эпохи трубадуров.
Во-первых, меня Господь одарил талантом. Во-вторых, я стараюсь писать и исполнять баллады предельно искренне. Может быть, это подкупает, потому что я ничего за пазухой не прячу, я вся открыта. Выхожу к зрителям вся нараспашку. И, потом, жанр, который удалось мне нащупать, говорит сам за себя, потому что сюжет с непредсказуемым финалом - это всегда очень интересно и держит зрителя в напряжении до последней строчки, а развязка такая, что ты и не ожидаешь - это очень интересный жанр.
В конце беседы Светлана Вадимовна обратилась к читателям РНЛ с пожеланием: «Я очень не люблю назидать и пожелаю всем того, чего я желаю себе, в первую очередь. Мне всегда очень хорошо, когда у меня на душе мир, когда я ни на кого не держу никакой обиды, на меня никто не держит никакой обиды. Стяжать этот мир - для меня самое главное.
Стяжать мир в душе, несмотря на бури, которые втягивают в круговорот нестроений как общество, так и каждую семью. Если мы допускаем к сердцу эти бури, они погребают нас под ворохом осуждения, вместо того, чтобы найти убежище в глубине сердца и уразуметь, что если Господь что и попускает, то лишь во благо и спасение всех нас».
Беседовала Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»