Максим Матвеев, артист Художественного театра им. А.П.Чехова, прокомментировал ситуацию, связанную с демонстрацией на сцене театра кощунственного спектакля «Идеальный муж», в котором он играл роль священника-содомита, следующими словами, которые приводятся на сайте театра: «Я оторопел и все наши актеры оторопели, когда две недели назад группа воинствующих хулиганов вылетела из зала на сцену с криками, что они защитят от нас, актеров, Господа Бога Христа. Хулиганов выдворили, будет, надеюсь, суд. Знак распятия есть во многих наших спектаклях - желающие могут прийти и посмотреть у нас "Мастера и Маргариту". Священники тоже живут на нашей сцене: приходите, скажем, на чеховскую "Дуэль". В "Идеальном муже" совершенно иная ситуация и иной художественный ход. Именно мне, верующему человеку, приходится играть некоего прохвоста отца Артемия. Этот Артемий, придуманный в спектакле, это же карикатура, фейк, пародия. Он не священник, а мелкий бес, ничтожный Мефистофель, что ясно из контекста спектакля, - их, согласитесь, столько расплодилось в современной Руси. Ну, вроде того томского батюшки, который недавно предложил официально называть б…ми всех женщин, имеющих детей, но не имеющих мужей. Мой Артемий не носит рясы - узкое стильное черное наглухо застегнутое пальто. На нем и крест не настоящий - а дешевка, подделка. Он часть гламурного мира, и он прикрывает их своим фальшивым благочестием. Я именно это играю, именно так отношусь к этому псевдораспятию. Кстати, в истории религии не только Христа распяли, но и многих женщин распинали!»
Высказывание актера прокомментировал в интервью РНЛ известный общественный деятель, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.
Актер Максим Матвеев, пытаясь давать какой-то псевдоискусствоведческий анализ, говоря о молитве перед крестом, о сцене, на самом деле или лукавит или не знает, что театр в отличие от кино условен. Это знает каждый человек, имеющий опыт сценической работы и определенное образование. Если на сцене совершить таинство крещения, то оно окажется не условным изображением, как в кино, где можно что угодно показать, а именно Таинством крещения. Поэтому никто в театре не совершает чин крещения или венчания. В кино мы смотрим на это спокойно, потому что кино - это другой вид искусства, оно безусловно. Начнем, как ни странно, именно с этого, хотя он как актер МХТ должен бы это знать.
Молитва перед крестом в театре является не пародией, не изображением, а буквально молитвой перед распятием. Зритель видит ровно то, что происходит. Напомним это людям, которые причисляют себя к так называемому «креативному классу» и свысока смотрят на зрителей, идущих мимо МХТ, на читателей, на потребителей либеральных СМИ. Для начала им бы самим не мешало получить некоторое театроведческое и искусствоведческое фундаментальное образование. Это первое.
Второе и главное. Не в нашей стране совершать перфомансы, подобные печально известной порногруппе, члены которой по амнистии сейчас вышли на свободу, но никто при этом не отменял их вины. Подобные действия, выставки типа «Осторожно, религия», подобные спектакли, касающиеся церковной жизни, в принципе недопустимы в России, где по русским православным людям, священнослужителям или мирянам, крестьянам и дворянам прошелся страшный каток антицерковных репрессий. Это просто непристойно. Не надо вообще касаться этого. Не надо никакой карикатуры, тем более, что чаще всего за изображение, причем, как правило, отрицательное, берутся люди, не имеющие никакого опыта церковной жизни, да и вообще не имеющие никакого отношения к Церкви. Они почему-то берут на себя дерзость то цитировать Евангелие, то комментировать церковную жизнь, о которой не имеют никакого представления. Мы понимаем, конечно, что это не забота о Церкви, о традиционных взглядах наших соотечественников. Ясно, что всё это различные формы глумления и поношения наших святынь.
Поэтому естественно, что реакция зрителей может быть разной. Она может быть резкой, как это произошло во время спектакля. Такое было и на кощунственных выставках. Реакция может быть твердой и спокойной, мы можем сказать: «Нет». Все эти выверты происходят под лозунгом современного искусства. Хотя далеко не всё современное искусство таково. Надо понимать, что эти выпады продолжатся, и надо к ним относиться спокойно, твердо и трезво. Мы знаем, что живем в тысячелетнем православном Отечестве, что мы переживаем сейчас благодатный период духовного возрождения и, что, сколько бы ни трещали морозы, ни бегали бесстыдные девицы и ни ставили такие гадкие спектакли, ничего у них не выйдет. Потому что победить Церковь Христову и православный русский народ нельзя. Тем не менее, реагировать на подобные вещи общественность должна и сегодня, и завтра, и во все дни.
2. Re: «Молитва перед крестом в театре является не пародией, а буквально молитвой перед распятием»
1. Re: «Молитва перед крестом в театре является не пародией, а буквально молитвой перед распятием»