Атаман Терского казачьего войска С.Клименко проинформировал круг о положении дел в войске, а также мероприятиях, прошедших за этот год. По словам атамана, главными вопросами своей деятельности он считает духовно-нравственное и военно-патриотическое развитие казачества, атаман указал, что они неотъемлемо связаны с экономическим развитием Терского казачьего войска. Затем отчет о работе сделали председатель совета стариков и Ревизионной комиссии, после чего приступили к обсуждению докладов.
Выступило несколько казаков, затем со словом к казакам обратился митрополит Кирилл. «Я - не казак, - сказал архипастырь. - Но я очень люблю казачество. Полюбил всей душой и тружусь, сколько могу. Сегодня, безусловно, казаки имеют право свободно выражать свои мысли. Я тоже сегодня буду свободно их выражать. Сейчас я буду говорить очень жесткие слова в отличие от тех казаков, которые давали удовлетворительную оценку работе войскового атамана и соглашались с политикой развала войска и противостояния атамана Клименко с Русской Православной Церковью и региональной властью. Атаман войска Клименко Сергей Александрович брал у меня благословение на избрание атаманом год назад, хотя я его не знал до этого. Мы с ним очень много говорили. И сегодня в своем выступлении он очень много употребил слов о служении казаков вере православной. Сейчас я скажу очень жесткие, но искренние слова, и хотел бы услышать на них вашу реакцию, оценить - как вы служите вере Православной».
«Сегодня, когда я пришел сюда и здоровался с казаками, я задал вопрос: 7 сентября был день памяти апостола Варфоломея, день покровителя войска Терского. Кто из вас был в этот день в храме? Судя по рукам - более половины не было. Кстати, я удивляюсь, господин атаман, что от Аланского округа сто человек не попало в зал, а зал полон. Кто эти люди, если в зал не смогли попасть сто человек с официальными мандатами делегатов на войсковой круг? На мой взгляд, братья казаки, за год ничего серьезного не сделано. В войске безобразия, все переругались. Общественная войсковая организация толком не работает. Молодежную структуру так войско и не учредило, хотя я был сторонником, Спирин Петр это может подтвердить. Сколько сил потратил! В прошлом году мы собрали триста человек. Но пока нет организации. Частная охранная организация Терского войска пока не зарегистрирована. Что мы имеем вместо этого? Войсковой атаман и его приближенные принесли в Терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской Православной Церкви. Во всяком случае, после схода в Лермонтове, я до сих пор ждал его на разговор. Я звонил ему много раз. И был бы, возможно другим разговор у нас с ним в моем кабинете. И, может быть, он попросил бы прощения. Он этого не сделал, и даже не позвонил мне. Вместо этого - жесточайший конфликт с аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, высшими должностными лицами всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского Федерального округа, с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви. Испорчены отношения и с Советом при президенте РФ по делам казачества», - недоумевает архипастырь.
«Сегодня здесь нет ни одного представителя власти, - продолжил владыка. - Вы не задумались почему? И чего вы хотите? Выяснилось, что бесконечные поездки войскового атамана в Москву, якобы для решения проблем Терского войска, носили сугубо частный характер. Хотелось бы получить ответ: с кем и по каким вопросам Сергей Александрович ездил в столицу? Получить духовное наставление у уважаемых архиереев, у руководителя - времени за год не нашлось. Президентский совет всегда был нашим союзником, прислушивался к просьбе казаков. Последним ярким подтверждением данного тезиса является то, что несмотря на неконструктивную по отношению к федеральному центру позицию, терскому казачьему войску помогли получить разрешение на право учреждения частной охранной организации. На сходе в Лермонтове атаман и меня, и казаков ввел в заблуждение, т. к. не обсуждал ни с кем текст обращения, и то, что он будет адресован президенту страны. Я вынужден был уйти раньше окончания схода, и просил для ознакомления обращение, но не получил. Если бы в обращении не было прямых выпадов в адрес полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, и обращение было бы адресовано председателю совета при президенте РФ по делам казачества, а не президенту страны, то и здесь, несмотря на некоторые абсурдные пункты, все было бы по-другому. Вы же берете на себя государственную службу, и должны четко знать субординацию. Вы также присягаете на Кресте и Евангелии, в том числе «служить вере православной». Когда архиерей или священник молчит или говорит то, что нравится, - это «Любо», а слова жесткой правды, - то это «Не любо»?! А правда не всегда бывает приятной, но кто-то должен в этом мире ее произносить».
За допущенные нарушения митрополит Кирилл наложил на войскового атамана Терского войскового казачьего общества Сергея Клименко церковную епитимью. В документе говорится: «В связи с раскольническими деяниями в Терском войске, возлагаю на вас епитимью (церковное наказание), начиная с 15 сентября 2013 года, и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника, и причаститься Святых Христовых Таин. После доложить мне об исполнении епитимьи. Во время исполнении епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана. Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией».
«Это церковное наказание. Я могу его наложить на любого православного человека. Если он православный, он выполнит его. Если он - не православный, пусть скажет, что он не православный. Я считаю работу атамана неудовлетворительной», - заявил архипастырь.
После этого к казакам обратился войсковой священник, протоиерей Павел Самойленко и несколько уважаемых казаков, которые просили у архиерея прощения за неподобающее поведение казаков. Казаки здесь, и после круга, просили прощения у митрополита. Владыка Кирилл, простив казаков, обратился к ним со словами молитвы и архипастырского назидания.