itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Внутренний протестантизм Кончаловского

Протоиерей Геннадий Беловолов анализирует статью режиссера «В какого бога верит русский человек»

0
2223
Время на чтение 4 минуты
На сайте официального правительственного издания «Российская газета» появилась статья известного режиссера Андрея Кончаловского «В какого бога верит русский человек. Мысли выдающегося режиссера о месте религиозной идеи в жизни России». Основные положения публикации анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

«Все те недостатки, которые выразил, по его собственному мнению, Андрей Сергеевич Кончаловский, все озвученные им пункты, являются нашим достоянием и сокровищем, незыблемыми достоинствами Православия, а его умозаключение о том, что Православие вовремя не перестроилось, для нас является свидетельством идентичности нашей святой веры вере Древних отцов и верности Христианским традициям. В религиозной жизни важно сохранение традиции, ибо каждое поколение не может вновь открывать Бога и заключать с ним Завет. Он был заключен ещё в ветхозаветные времена. Наш народ в крещении вступил в Новый Завет со Христом. Нам необходимо сохранить этот союз. И поэтому мы должны сказать: «Слава Богу, что Православие не меняется каждый раз в соответствии с веянием времени или под влиянием линии партии».

Определенно странно слышать о ценности Православия через призму экономического состояния страны. Видимо, уважаемому режиссёру не хватает исторического кругозора, ведь ветхозаветный Израиль также не был развитой страной мира. Католические и протестантские страны совершили рывок отнюдь не благодаря Христианству, а из-за отказа от него, из-за отвержения его морально-нравственных ценностей. И если взять в пример, Российскую империю, которая была во многих позициях первенствующей или в одном ряду с развитыми странами, у нас по многим позициям было преимущество перед Европой. По крайнее мере железную дорогу мы ввели практически через 10-15 лет после Европы.

А теперь обратим свой взор на тезис Кончаловского, который говорит о том, что Православие не научает человека мыслить, а только обязывает исполнять внешние обряды. Здесь нужно отметить, что Русь приняла Святое Крещение в те времена, когда завершилась эпоха Вселенских Соборов, эпоха догматических споров. В масштабах вселенского Православия не было найдено существенного повода для богословствования. Но оно и не стояло на месте, развивалось. Вклад русского Православия был колоссальный. Автор удивляет тем, что не упоминает дорогих для сердца наших имен: ни святого отца Иоанна Кронштадтского, ни святителей Феофана Затворника, ни Игнатия (Брянчанинова), ни преподобного Серафима Саровского, которого все читают и переводят, ни, близкого нам Силуана Афонского о котором известно в необъятном Православном мире.

протоиерей Геннадий БеловоловНаш Русский народ и Святая Церковь неустанно стремились к жизни по Евангелию, а не к богословствованию. Летопись русского Православия - это история жизни во Христе. Наш народ воплотил Святое Евангелие в личном благочестии, в его истории, в его личных событиях. Фёдор Михайлович Достоевский и теперь актуально отвечает Кончаловскому, произнося: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? - Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего!».

Было создано уникальное явление - Святая Русь, страна, жившая на идеалах святости. В истории человечества нет такой концентрации святости, как в нашем народе. В этом смысле нравственный, духовно-молитвенный уровень Запада разительно контрастирует с Россией, и приходиться удивляться, что этого не замечает наш новый философ Кончаловский. Ведь Господь призывает не к богословствованию, а к следованию за Ним и жизни по Его заповедям. Апостол прямо пишет, что вера без дел мертва, и в этом смысле мы можем, смело говорить, что русское Православие явило живую веру. А что касается обвинения русского Православия в язычестве, то наша Русская Церковь проявила настолько глубокую, тонкую креативность по отношению к традиции народа, что я поражаюсь, как органично древние традиции, которые автор называет языческими, были воцерковлены, освящены и стали плоть от плоти, частью русского Православия.

Наша Церковь, которую часто обвиняли в гонениях на язычество, как раз наоборот, очень творчески переосмыслила древние славянские традиции, наполнив их новым содержанием. Именно в этом кроется причина, что Православие было принято без революций и потрясений. Оно воспринимается нами как наша природная вера, как часть нашего национального менталитета. В нашем сознании русский и православный человек слились в единое неразделимое понятие. В нашем образе русский человек не может не быть православным. Православность - это составляющая нашей сущности, нашей русскости.

В пору поставить вопрос о феномене нового ревизионизма по отношению к Церкви, который на площадном уровне проявляется в выходки одной кощунственной группы, а в философской стезе - в таких рациональных ревизиях собственной традиции. Невольно вспоминаются предшественники Кончаловского, такие космополиты-перебежчики с русского берега на иной, как Чаадаев, Герцен, Огарев, подводившие Россию к катастрофе 1917 года. Кончаловский попадает именно в волну внутреннего протестантизма по отношению к своей традиции, её истории и народа. Как следствие - отчуждение и взгляд стороннего человека, что обозначил Кончаловский со стороны Запада, извне, видимо, выглядит так, но изнутри всё совершенно иначе.

Тот феномен, который обнаруживается и в самом Кончаловском, явление отчужденности той интеллигенции, которая называет себя русской, считая себя представительницей её традиции, её народа, на самом деле представляет совершенно иную культуру. Это не его вина и не его беда, а по сути, катастрофа, которая уже однажды нас завела в тупик. Если она продолжит развиваться в политическом плане, то мы в очередной раз наступим на те же самые грабли, на которые наступили в XX веке. Не знаю, что нам нужно ещё пережить, какие катастрофы должны нас посетить и потрясения потрясти, чтобы понять, что мы русские, с нами Бог?! Мы должны ценить, то, что у нас есть, а не подвергать сомнению 1000-летнию история русского Православия на нашей земле. У нас нет другой истории, у нас нет другого народа и другой веры. Но если мы хотим из нашего народа сделать что-то другое, то, наверно, опыты Кончаловского имеют какой-то смысл».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 18., Корхов Юрий:

1. первый фуникулер появился в монастыре. 2. вскоре наступит время "собирания камней".-----------------------------------------------------------------------------1. Научно-технический прогресс (революция) это не "Левша, блоху подковавший". В истории таких умельцев было достаточно в разных странах.Современный НТП - это массовый процесс, основанный на венчурном инновационном бизнесе. Православие противоречит такому процессу, не сдерживаемому никакими преградами - без благословения Батюшки не можно., а то они скоро башку будут пересаживать от человека к свинье и обратно (любопытно видите ли). Однако само инновационное дело непоседливых индивидуумов (хоть в одиночку, хоть в компании), конечно, существует/будет существовать и в рамках Православной цивилизации (ПЦ). ПЦ не способна тягаться в скорости и массовости НТП Протестантской секулярной среды хозяйствования(Евроатлантическая цивилизация)-------------------------------------------------------------------------------2. Эти мечты о ЧУДЕ "собирания камней" частенько встречается у нашего брата и не только на просторах РНЛ.Реально такие процессы (собирания/сложения) имеют четко означенную фигуру фокусирующего лидера-собирателя. Степанов всё зовёт, манит Володеньку: "Приди, володей и поведи нас в страну святой правды и справедливости, мы уже соскучились без пастуха нашего - созрели, ждём ...". А Володенька и ухом не ведёт - его свои шептуны и ночные кукушки окружают/окучивают.

Чудо собирания камней уже началось. В независимости от того, видите ли Вы его или нет.
Адвокат / 17.04.2013 16:35

20. Ответ на 5., Анатолий Пронин:

И хотя, в подавляющем большинстве народ не знает об этом историческом событии

А надо знать обязательно! http://goo.gl/VvMBm http://file-rf.ru/analitics/823
Антоний / 17.04.2013 12:39

19. Ответ на 16., Алекс:

1. первый фуникулер появился в монастыре. 2. вскоре наступит время "собирания камней".

----------------------------------------------------------------------------- 1. Научно-технический прогресс (революция) это не "Левша, блоху подковавший". В истории таких умельцев было достаточно в разных странах. Современный НТП - это массовый процесс, основанный на венчурном инновационном бизнесе. Православие противоречит такому процессу, не сдерживаемому никакими преградами - без благословения Батюшки не можно., а то они скоро башку будут пересаживать от человека к свинье и обратно (любопытно видите ли). Однако само инновационное дело непоседливых индивидуумов (хоть в одиночку, хоть в компании), конечно, существует/будет существовать и в рамках Православной цивилизации (ПЦ). ПЦ не способна тягаться в скорости и массовости НТП Протестантской секулярной среды хозяйствования(Евроатлантическая цивилизация) ------------------------------------------------------------------------------- 2. Эти мечты о ЧУДЕ "собирания камней" частенько встречается у нашего брата и не только на просторах РНЛ. Реально такие процессы (собирания/сложения) имеют четко означенную фигуру фокусирующего лидера-собирателя. Степанов всё зовёт, манит Володеньку: "Приди, володей и поведи нас в страну святой правды и справедливости, мы уже соскучились без пастуха нашего - созрели, ждём ...". А Володенька и ухом не ведёт - его свои шептуны и ночные кукушки окружают/окучивают.
Корхов Юрий / 14.04.2013 19:33

18. Re: Внутренний протестантизм Кончаловского

НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности (c) Конечно, нет. Селекция, гидроинженерные системы, развитие науки о материалах для строительства и металлургии и десятки других отраслей промышленности и науки - все это никак не противоречит нравственности бытия. Считающие иначе, вероятно, сектанты (вроде свидетелей Иеговы, отказывающихся от уколов и переливания крови).
рудовский / 14.04.2013 18:29

17. Ответ на 15., Корхов Юрий:

НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности, то есть они (может быть к сожалению, а может быть и к счастию) НЕСОВМЕСТИМЫ!

Вот это Ваше категоричное утверждение о НТП и православии, как минимум спорно. Достаточно вспомнить, что первый фуникулер появился в монастыре. Кроме того, монастырские хозяйства традиционно технологически передовые. Но это всего лишь возражение против конкретной формулировки. В принципе, Ваш посыл четко укладывается в мысль выраженную Антонием в п.2: на основной вопрос философии: "что первично - материя или сознание?" есть только ДВА ответа. Третий вариант ответа - это лукавая попытка совместить богоборчество и несостоятельность атеизма

Кроме того, хотелось бы возразить против Вашего: "Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей." - это, к сожалению, истончающаяся МЕЧТА.Поколения после 1991 года это уже совсем не те люди. Печально, но факт.

. Личный опыт показывает, что в критические моменты эти "совсем не те люди" в массе ведут себя совершенно как "ТЕ" ... те самые. На мой взгляд, это рецидив возрастной болезни (всего народа) "разбрасывания камней" начавшийся не то в 17... 19, не то в начале 20 веков. Если не погибнем окончательно на этом этапе, а обратимся за опытом праотцев, то есть вероятность, что вскоре наступит время "собирания камней". Собственно и пророчества о последнем Русском Царе, которого будет боятся даже антихрист, именно об этом. Что и дает основания для сдержанного оптимизма. И не сложный анализ текущих событий, говорит, что возможно и нам с вами доведется "дожить до этого времени счастливого". П.С. В голливудских страшилках часто повторяют фразу: "мы все умрем!" Есть прекрасный русскийт -православный- ответ на этот протестантский вопль отчаяния: Да! Умрем! Но главный вопрос православного бытия (не путать с протестанстким "бытом") когда и ЗА ЧТО!
Алекс / 14.04.2013 15:43

16. Пусть молодые выбирают - НТП или нравственность

Всё дело в Научно-техническом прогрессе (НТП). Если НТП - это ГЛАВНОЕ, тогда русские протестанты (начиная с Чаадаева и кончая Кончаловским) правы. Но если главное НРАВСТВЕННОСТЬ и благоприятная/добропорядочная атмосфера общего (социального) жития в России, то русские протестанты это космополиты, то есть фактически НЕРУССКИЕ люди и на Россию (своих предков) им начхать. И таких в России всегда было достаточно. НТП и Православие (нравственность бытия как основной Закон Бога) это противоположности, то есть они (может быть к сожалению, а может быть и к счастию) НЕСОВМЕСТИМЫ! А НТП и Протестантизм (аморалка бытовая, неизбежно вытекающая из Богатства, как ОСНОВНОЙ ценности таких "христиан" ) это 2 сапога пара - они взаимодополнимы. Пока большинство русских по рождению все еще склонны к первенству Православия, а не НТП. Но постепенно (если не состоится ренессанс Русской цивилизации) мы, русские, вырождаемся и скатываемся в объятия Кончаловского. Говорить о том, что мы исторически не такие, как современные европеоиды: "Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей." - это, к сожалению, истончающаяся МЕЧТА. Поколения после 1991 года это уже совсем не те люди. Печально, но факт. Прелесть/искушение безнравственной СВОБОДЫ - страшная сила. А другой эта "свобода" и не бывает. Да, православие признаёт "свободу воли" человека, но это совсем не та СВОБОДА, на которую молятся дедушки "чаадаевы-кончаловские" и их современные внучата в норковых шубках и с белыми гандонами на пиджачках/платишках. Альтернатива проста - или вы за СВОБОДУ (а это неизбежно идущее национальное саморазрушение), или вы против этой сладкой СВОБОДЫ (с её фантастическим НТР и восхитительными гаджетами), то есть "за" СЛУЖЕНИЕ своей ВЕРЕ и НАЦИИ! А с гаджетами можно и не истерить - в чём смысл жизни!?
Корхов Юрий / 14.04.2013 10:58

15. Ответ на 12., Hyuga:

нас постоянно тысячу раз (преувеличиваю, но это для красного словца) предавали и продавали не иноверцы даже

Хьюга в зеркало смотрел, когда писал. Истинный "патриот" России в пределах Владимиро-Суздальского княжества. Без Кавказа, Сибири и Курильских островов. Эх, ожили бы Хабаров да Ермолов и приказали всыпать плетей таким "патриотам". Конечно, Самозванцем выстрелили в сторону любимой Хьюгой Польши, но я не считаю, что в данном случае нужна такая крайняя мера. Думаю, плетей будет достаточно.

14. Ответ на 12., Hyuga:

Что у Хьюги на уме то Кончаловского на языке. И не корчите из себя фоменкообразного, пошло получается
федя / 13.04.2013 10:00

13. Re: Внутренний протестантизм Кончаловского

Видимо Кончаловскому доходчиво объяснили, прежде чем претендовать на роль Изяслава Ханукаина, надо показать себя на поприще сахарских-вайскопфов
Алекс / 13.04.2013 05:49

12. А в чём дело?

А я не понимаю, в чём проблема. Какой нехороший этот Кончаловский, да как он посмел поставить под сомнение сами устои? Но позволительно спросить, а Кончаловский разве для РНЛ свою статью писал? Нет, он писал для «Российской газеты» и для РНЛ вряд ли бы согласился писать, даже если он РНЛ и знает. Существует порядок испрошения разрешения у автора даже на ссылку. Хотя за ссылку я и благодарен, потому что без этой ссылки о статье Кончаловского и не знал бы. Хорошая статья или нет – решать каждому, но статья написана честно (а честным бывает даже и коммунист – но это я не о Кончаловском) и написана не безусым юнцом. Имеет право. Насчёт Москвы с Кончаловским согласен. Люблю я Москву и знаю все её храмы и знаю все места прежних разрушенных коммунистами храмов и никогда не прощу коммунистов за это. Никогда! Но ведь куда уйдёшь от того, что Москва поднялась на крови русской Твери? Что поднялась как послушный холоп Орды, Польша вон не поддалась. И приходишь к страшному выводу, что на протяжение всех тысячи лет нашей истории (чуть больше на самом деле) нас постоянно тысячу раз (преувеличиваю, но это для красного словца) предавали и продавали не иноверцы даже, но предавали как раз те, кто по долгу пред Богом должен был нас сберегать. А имеет ли право «Российская газета» публиковать Кончаловского? Имеет, а мы каждый имеем право соглашаться или нет. В этом не слабость, нет. В этом сила общества – смотреть на проблему спокойно и реагировать обдуманно. Можно сделать вид, что проблемы нет, но от этого проблема сама собой не решится.
Hyuga / 13.04.2013 05:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Геннадий Беловолов
«Остался в руке посох... Значит, путь продолжается»
К 30-летию священнической хиротонии
24.11.2022
Указ Президента о духовно-нравственных ценностях – объявление духовной мобилизации
Теперь дело за нашими действиями по его реализации
14.11.2022
«Война – это, прежде всего, духовная брань»
Протоиерей Геннадий Беловолов проводил мобилизованных в зону СВО
28.09.2022
«Россия родилась вместе с Божией Матерью»
Размышления о Российской государственности в день её 1160-летия
20.09.2022
Это – роман о Христе
Почему «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова стал самым популярным произведением у россиян?
02.09.2022
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Российские политики стесняются Божьей помощи?
Новый комментарий от Тюменец
29.11.2022 14:11
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.11.2022 14:10
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Ur2000
29.11.2022 10:15
Социальная справедливость
Новый комментарий от prot
29.11.2022 09:00
Три концепции перехода от однополярности к многополярности
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
29.11.2022 08:42