Драма кинорежиссера. Памяти Алексея Германа

Дневник философа Александра Казина

0
1395
Время на чтение 3 минуты
Об ушедших – или хорошо, или ничего. Но Алексей Герман заслуживает более обстоятельного разговора.

Алексей Юрьевич Герман был гениальным режиссером отечественного авторского кино. Свою первую кинокритическую статью в газете «Ленинградская правда» в 1986 году я написал именно про первый германовский фильм «Проверка на дорогах» («Операция с «Новым годом»!). Герман снял его на «Ленфильме ещё в 1971 году, советская власть его запретила и положила на полку на 15 лет. Глупость большая – более патриотического в самом лучшем смысле этого слова кинопроизведения о войне следовало бы ещё поискать. В этом плане его можно сопоставить разве что с «Ивановым детством» А.Тарковского, при том, разумеется, что Тарковский – это религиозный художник-метафизик, а Герман – прежде всего мастер экзистенциального и социального реализма. «Проверка на дорогах» – это рассказ о судьбе предателя (действительного или мнимого), который кровью искупает свою вину в партизанском отряде. Поистине потрясает финал картины. Русско-советские войска неудержимо движутся на Берлин. Вместе с ними идут бывшие «лесные мстители» – теперь уже солдаты и офицеры победоносной регулярной армии. Где-то по пути они «всем миром» вытаскивают застрявший на дороге военный грузовик (явный киносимвол «машины» всей нашей Руси-матушки) – и на лицах преодолевших всё мужчин видны очистительные слезы радости – слезы победы!

Помнится, после появления той статьи Алексей Юрьевич при встрече на «Ленфильме» крепко пожал мне руку, Что было, то было.

Затем вышел ещё один шедевр – «Двадцать дней без войны» по сценарию К.Симонова с Ю.Никулиным и Л.Гурченко в главных ролях. Та же самая война – но уже в тыловом азиатском городе, где разворачивается краткий роман героев. И дело здесь не столько в романе, сколько в том, где и как он происходит: в перипетиях чудовищного переселенческого быта, среди эвакуированных из Москвы артистов, на фоне местной «верблюжьей» экзотики, вообще среди вздыбленной войной страны. Мастерство Германа-режиссера достигает здесь необычайной точности – любая значащая деталь на месте. И всё же главную смысловую роль в этой картине несет музыка, которая выводит, казалось бы, документальный зрительный ряд на уровень мощного смыслового обобщения. После митинга на заводе, на котором «случайно» выступает главный герой-фронтовик, маленький оркестрик играет «Священную войну» – и как играет! Снова зритель вводится в пространство духовного катарсиса – не напрасны перед Богом и людьми жертвы, принесенные народом и каждым отдельным человеком в этой страшной войне. И земная смерть – это ещё не конец.

Третья картина Алексея Германа посвящена вообще странной для либерального сознания теме – она изображает труды и дни сотрудников уголовного розыска сталинских 1930-х годов, причем изображает вполне объективно и даже доброжелательно. Недаром фильм назван «Мой друг Иван Лапшин» (в главных ролях А.Болтнев и А.Миронов), по повести отца режиссера писателя Юрия Германа. Именно в этой картине Алексей Герман доводит до предела свой кинематографический метод «свободного движения» в кадре. Персонажи здесь передвигаются так, как будто фиксирующей их кинокамеры вовсе не существует – ходят, сидят, разговаривают, едят, пьют, а в это время вершатся их жизненные и смертные судьбы. После этого фильма критики, как один, заговорили о «ленинградской школе» в кино, хотя Герман, конечно, как и всякий большой талант, неподражаем. Он, действительно, «бог деталей» в кино – а трудно быть богом.

А вот дальше, на мой взгляд, у Германа произошел загадочный творческий срыв. В 1998 году на экраны вышел его четвертый фильм «Хрусталёв, машину!» – о позднем сталинском времени и его людях. До сих пор не знаю, что хотел сказать автор этим произведением. Несколько раз начинал, но так и не смог досмотреть этой картины до конца. И в этой своей зрительской реакции я, как ни странно, совпал с реакцией кинофестиваля в Каннах, хотя ни лично, ни творчески не имею ничего общего с компанией киноманов-эстетов, перекормленной фильмами всех времен и народов. В «Хрусталеве» на экране царит хаос – причем тяжкий, холодный, мертвый. Душевно и физически его почти невозможно вынести. Герман здесь абсолютизирует своё «броуновское движение» фабулы, получая в итоге нечто в буквальном смысле преисподнее. Можно, конечно, сослаться на само изображаемое в кадре время – начало 1950-х. Но такая «черная дыра» есть не что иное, как символическое вычеркивание России-СССР из истории, чем занимаются, например, современные литературные и даже церковные либералы. По предшествующим фильмам о Германе этого никак не скажешь.

Не знаю, какой окажется предсмертная картина мастера. Поживем – увидим, она почти готова. Некое тревожное чувство мне подсказывает, что это будет зрелище не из легких. Однако в любом случае следует принести дань уважения покойному Алексею Герману – крупнейшему кинохудожнику наших дней, ушедшему из жизни 21 февраля 2013 года в городе Святого Петра. Упокой, Господи, его душу!

Александр Казин, доктор философских наук, профессор
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Славянофил:

Не смогли они выбрать русскую сторону, испугались.

Точнее и не скажешь.
Чемоданов / 26.02.2013, 07:23

1. Когда нет любви ничего -нет.

Попробую ответить на вопрос автора, связанный с природой беды фильма "Хрусталев, машину". Едва ли мой ответ устроит автора, но он таков: Герман гений кино, гений культурного феномена кинематографа, но это не русская гениальность. Таких примеров утраты веры в свою нужность зрителю много. По сути дела, ни один из признанных мастеров кино СССР, не смог снять ничего достойного своего уровня за последние 20 лет. Ни Данелия, ни Рязанов, ни Михалков, ни Андрон Кончаловский, ни Смирнов,ни Климов, ни Герман, а это были первачи, речи нет о "вечно присмыкающихся" Соловьевых, Миттах или Меньшовых и Шахназаровых. Никто из великих не пережил крушения великой идеи, великого мирового противостояния, их судьба была принесена в жертву, как и миллионы простых судеб и жизней. Их великой борьбе за "человека" пришел "кирдык" в ввиде американского экранного счастья. Они связали свою судьбу с Русской культурой, Русским языком, Русским зрителем, некоторые даже с Русским Христианством - Православием - это оказалось "фатальной ошибкой", поскольку нельзя быть чуть-чуть русским. По сценарию, в котором они оказались, Русская культура должна погибнуть. Вот и стал вопрос ребром: где Вы? На чьей стороне? Не смогли они выбрать русскую сторону, испугались. Характерным считаю высказывание Алексея Германа младшего, в одном из интервью: "я не хочу снимать фильмы о сегодняшнем дне, он мне не интересен...." Думаю, что его отец был с ним солидарен. ИМ было не интересно снимать о сегодняшней России, потому что это опасно. Потому, что мудрец Герман прекрасно понимал, что должен предать проклятию "своих кумиров и творцов революции в России". Должен был признать подлость Эйзенштейна и Мейерхольда, Эренбурга и Троцкого и их еврейских спонсоров, тех, кто уничтожил Великую Россию в 1917, а теперь распинает ее вновь. Ну, что ж, лес рубят -щепки летят. Вот и оказались гении в древесно-стружечном отвале. Конечно снимать об этом очень страшно, а вот оправдать любую подлость отцов - страшной властью Сталина - это можно попробовать, да и деньги на это дают, те же, кто душит всю Россию. В таком тупике оказался Алексей Герман, потому не стало у него ни Веры, ни Надежды, ни Любви России, потому, что "Трудно быть Божьим, но надо". И не вышел фильм про "опущенную страну" - не опускается она, потому, что СВЯТАЯ. Ты ее вниз, в преисподнюю, а она в небеса... Надеюсь, что в последней своей работе, Герман, нашел в себе смелость рассказать о то, как ВОЗОМНИВШИЕ СЕБЯ БОГАМИ его знакомцы - уготовали себе вполне земное Русское возмездие. Поживем, увидим. Упокой Господи Душу раба твоего Алексея. Вечная память. И благодарность, за то , что сумел.
Славянофил / 25.02.2013, 21:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«У нас до сих пор идёт религиозная война»
Нет никаких «законов истории», есть война змея с Христом, длящаяся до конца времен
09.12.2024
«Не в бытии пребываем, а в бывании»
Истину нельзя знать, в истине можно только быть
02.12.2024
Велика тайна избрания
Отчего один родится святым, а другой — негодяем?
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 12:02
Украинские события обострили идеологические вопросы
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.12.2024 11:49
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
11.12.2024 11:46
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 11:35
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
11.12.2024 11:32
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
11.12.2024 10:10
Кто и зачем занижает число жертв нацистских лагерей?
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 09:44