Действительно, сходство есть, и сходство потрясающее. Алексей Навальный, к примеру, очень похож на Александра Керенского: оба адвокаты, оба прекрасные ораторы, способные заводить толпу, оба опытные социальные демагоги.
Еще одно сходство. Перед началом революции 1917 года либералы объединились с русскими националистами, создав единый антимонархический Прогрессивный блок. А принимать отречение у Государя в Псков поехали либерал Гучков и националист Шульгин. Такой блок на наших глазах сформирован и в нынешних условиях. Еще вчера казалось немыслимым, чтобы Борис Немцов, Гарри Каспаров и Михаил Касьянов стояли рядом с Сергеем Бабуриным, Борисом Мироновым и Константином Крыловым, сегодня – это печальная реальность наших смутных дней.
Бросается в глаза и другое сходство событий. Активную роль в организации государственного переворота в 1917 году сыграло посольство «союзной» Англии и лично посол Бьюкенен, у которого открыто собирались лидеры Прогрессивного блока. Сейчас эту роль играет посольство другой англо-саксонской страны – США, а новый посол Макфол нарочито начал свое пребывание в нашей стране со встречи с оппозицией.
Но есть и еще одна пугающая аналогия, на которую я обратил внимание, работая над статьей о Царской Семье. Пасхалия 2012 года совпадает с Пасхалией 1917 года, с той только разницей, что нынешний год високосный. Светлое Христово Воскресение в 1917 году пришлось на 2 апреля, т.е. 15 апреля по григорианскому календарю, как и в нынешнем году.
В этой связи уместно обратить внимание на одно важное с духовной точки зрения обстоятельство, которое находилось на обочине внимания мемуаристов и часто игнорируется современными историками, – Февральская революция 1917 года началась на второй седмице Великого поста. 19 февраля Святой Царь-Мученик Николай II в Царском Селе встретил вместе с семьей праздник Торжества Православия. 22 февраля, в среду, он отбыл на фронт в Ставку Верховного Главнокомандующего. А на следующий день, 23 февраля (8 марта по новому стилю, в високосном 2012 году – 7 марта) словно по команде, в Петрограде начались беспорядки. Началось с «бабьего бунта» (8 марта – женский день!) против дороговизны хлеба и с забастовок рабочих на окраинах столицы. 25 февраля беспорядки перекинусь на центральную часть города, где проходили беспрерывные митинги, на которых произносились революционные речи. В этот день произошло знаковое событие – казак зарубил шашкой пристава Крылова, пытавшегося вырвать красный флаг из рук демонстрантов. Казаки – опора Престола – изменили присяге.
26 февраля, в воскресенье, заканчивалась вторая неделя Великого поста, и власти надеялись на прекращение волнений. Однако в этот день одна из рот запасного батальона л-гв. Павловского полка неожиданно открыла огонь по войскам, разгонявшим демонстрантов. В тот день роту удалось разоружить, а зачинщиков арестовать.
Зато третья неделя Великого поста – Крестопоклонная – началась с солдатского бунта. 27 февраля восстал запасной батальон л-гв. Волынского полка, к которому присоединились другие воинские части. Начались убийства офицеров, толпа захватывала полицейские участки, было сожжено здание Окружного суда на Литейном, захвачена тюрьма «Кресты». На Крестопоклонную толпа штурмовала «Кресты», а не поклонялась Кресту Господню! Как это символично! Именно на Крестопоклонной изменники-генералы Рузский и Алексеев, как и поддержавшие их генералы и адмиралы великий князь Николай Николаевич, Брусилов, Сахаров, Колчак и др. вынудили Государя подписать отречение от Престола. А в самый день Крестопоклонной седмицы, в воскресенье, еще один генерал-изменник Корнилов в сопровождении одного из вождей революции Гучкова приехали около полуночи «навестить» Императрицу Александру Федоровну. Победителям очень хотелось, видимо, поупиваться торжеством.
«Первую свободную Пасху» новые революционные власти праздновали на широкую ногу. Христос Воскресе и Да здравствует республика! А Марина Цветаева в порыве восторга написала даже стихотворение «Царю на Пасху», в котором издевательски называла Государя «вчерашний Царь».
А мы недоумеваем: почему гражданская война была такой кровавой! А какой она могла быть, если революцию совершили в Великий пост. Мог ли Господь даровать победу в гражданской войне генералам Алексееву, Корнилову и адмиралу Колчаку?!
Но вернемся к дням нынешним. Слава Богу, есть и обнадеживающие отличия февралей 1917 и 2012.
Во-первых, сегодня нет всеобщего вооружения народа, что имело место в 1917 г., когда солдаты с оружием в руках бросали фронт. Хотя градус озлобления в обществе и сегодня весьма высок.
Во-вторых, во главе государства стоит человек свой для спецслужб, поэтому есть надежда, что предательства спецслужб не будет. Впрочем, в 1917 году в действиях столичных властей и спецслужб больше было не предательства, а растерянности и неумения.
В-третьих, сведений о нелояльности власти со стороны армии нет. Впрочем, Император Николай II тоже рассчитывал на лояльность генералитета. Учитывая, что недовольство министром обороны Сердюковым почти повсеместное, нельзя исключать, что запросто может объявиться где-нибудь свой фельдфебель Кирпичников (поднявший бунт в Волынском полку в 1917 г. и первым убивший офицера).
В-четвертых, лояльная власти улица, как показали последние события, существует в реальности, и она представляет собой серьезный фактор стабильности.
Наконец, в-пятых (и это самое обнадеживающее несовпадение), в отличие от позиции Священноначалия в 1917 году (первенствующий член Св. Синода митрополит Владимир отказался осудить бунтовщиков и призвать к повиновению законному Государю) ныне Святейший Патриарх Кирилл однозначно высказался в поддержку действующей власти.
А значит, у нас есть шанс провести Великий пост в мире и тишине.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
3. Возвращение
2. Оранжерые потуги и щит двенадцатых годов
1. Спасибо автору за предложенный анализ