Сергей Кара-Мурза: «Система ЕГЭ является контрпродуктивной»

По словам известного политолога, нынешняя реформа образования подталкивает учителей к протестным действиям

ЕГЭ 
0
22.09.2011 680

«Президент Медведев дал правительству распоряжение подготовить изменения в системе проведения единого госэкзамена, чтобы в результат ЕГЭ была также включена оценка "школьных и внешкольных достижений учащихся". Конечно, это шаг в верном направлении, но явно недостаточный», - заявил в интервью порталу КМ.Ру известный политолог и публицист Сергей Кара-Мурза.

По его словам, «вообще, наша правящая верхушка уже давно взяла на вооружение принцип не признавать своих ошибок в доктрине реформ». «Однако продолжать эксперимент с ЕГЭ также становится опасно. Введение Единого госэкзамена не только вызвало резкое неприятие со стороны большинства общества. И власти поняли, что в данном случае они зашли совсем далеко. Учитывая, что скоро выборы, они хотели бы спустить эту затею на тормозах. Судя по всему, ставится задача скорректировать образовательную реформу в части ЕГЭ, не признавая ее порочности как таковой. С другой стороны, это, конечно, лучше, чем идти напролом до полного краха. То есть хотя это и полумера, но вполне разумная. Такая ситуация несколько развязывает руки как для школы, так и для вуза, а безумный ЕГЭ оказывается в некоторой степени обуздан. По сути, это дает возможность вносить неформальные коррективы в процесс его проведения», - продолжил эксперт.

«Проблема в том, что в обществе нет готовности отвлечься от мелочей, чтобы сформулировать главную претензию к этой реформе. Учителей подталкивают к протестным действиям, в которых тонет сама проблема. То есть государство может смягчать реформу постепенно, но снизу не идет никакого давления и никакого побуждения к принципиальному разговору. Еще раз повторю, что система ЕГЭ резко снижает уровень лучшей части учащихся. То есть тех, кто нацелен на получение знаний, а не просто аттестата. Переход от полноценного экзамена к тестам на узнавание правильного ответа исключает развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа. В такой ситуации больше всего страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало. Получается, что высокие интеллектуальные качества в образовательном процессе не востребованы. Все подавляется зубрежкой. В отличие от системы ЕГЭ, образование советского типа при очень небольших ресурсах заставляло подростков думать. На этом-то мы и выезжали в трудные времена: выиграли войну, запустили человека в космос и так далее», - добавил Кара-Мурза.

Публицист обращает внимание на то, что, «несмотря на то, что нынешние власти на словах много пекутся об "инвестициях в человеческий капитал", система ЕГЭ является в этом смысле полностью контрпродуктивной». «В то время как мы не можем, оказавшись в весьма непростой ситуации, выбраться из нее на посредственностях. А ЕГЭ их как раз формирует. Это в какой-то мере антиестественный отбор, в то время как экзамен, напротив, должен выявлять самых талантливых, одаренных и нестандартно мыслящих учеников. Делая ставку исключительно на зубрежку и память, мы лишаемся того, что можно назвать интеллектуальной элитой, причем представляющей весь народ и все слои общества. Потому что привилегированные слои, безусловно, сохранят возможность обучать своих детей за границей в престижных вузах. Но это будет доступно для очень ограниченной группы. То есть от продолжения эксперимента с ЕГЭ пострадают и относительно обеспеченные слои населения», - отметил публицист.

«Я думаю, что это новшество вводилось с подачи международных западных структур. Например, того же Всемирного банка. То есть Запад навязал нашей стране модель, которую внедрил у себя. Но в своем обществе продвинутую часть и качество элиты он ревностно охраняет. В случае же с Россией это ударит по всем. В России элитарное образование развито хуже, чем на Западе. Только в советское время были, правда, элитарные школы (например, математические), которые ездили по всем стойбищам, деревням и отбирали талантливых ребят. Сейчас такого широкого охвата нет и в помине», - заключил Сергей Кара-Мурза.

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
ЕГЭ
«Задача школы – учить детей, а не пугать их»
По мнению специалистов, решение Президента навести порядок в школах - давно назрело
29.09.2021
«Хватит делать из школы источник ненависти!»
Анна Кузнецова возмущена тем, что работа школьных служб медиации оказалась формальной – более половины детей подвергаются травле в школе
07.09.2021
ЕГЭ – путь в никуда
Мнение педагога и ученого
26.07.2021
Плоды расчеловечивания
Писатель Юрий Поляков, предсказавший изнаночный мир, оказался прав
12.07.2021
Идти своим путём
О прошедшей в Новосибирске научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России
24.06.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Снова – «красные» и «белые»? Не надоело?
Новый комментарий от Георгий
18.10.2021 16:58
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
18.10.2021 16:48
Нашествие иноплеменных
Новый комментарий от Алина
18.10.2021 16:04
Заевшая пластинка госнацполитики
Новый комментарий от дима эки бастуз
18.10.2021 15:35
Хабиб Нурмагомедов распоясался
Новый комментарий от дима эки бастуз
18.10.2021 15:30
За что японцы наказали Евросоюз?
Новый комментарий от Тюменец
18.10.2021 15:02
Время больших проектов
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
18.10.2021 13:47