«С одним тезисом отца Алексия я категорически не согласен: когда он говорит, что государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, занимается «низовой миссией» - потому что это якобы никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что другое, - отметил владыка. - Но я убежден, что именно эта деятельность, изначально присущая Церкви, влияет и на экономику, и на политику, и на общественную атмосферу в гораздо большей степени, чем что-либо другое. Влияние Церкви на жизнь общества главным образом зависит от того, насколько Церковь смогла донести Евангелие, слово Божие до народа. А это делается только на «низовом» уровне, это результат кропотливой, ежедневной, очень малозаметной, совершенно не шумной работы. Вот есть храм, сегодня в него ходит сто человек, через год - сто тридцать, и так далее. Через несколько лет таких храмов не один, а несколько, потом десять… Вот это итог - и он гораздо важнее всех заявлений и общественных дискуссий. Это мое глубокое убеждение».
Напомним, что статья священника вызвала неоднозначную реакцию в церковном народе. В частности, по мнению известного богослова диакона Владимира Василика, «досточтимый о.Алексий призывает дистанцироваться от власти и быть ближе к народу. А стоит ли противопоставлять власть и народ? Не в том ли задача Церкви, чтобы не разделять народ и власть, а сближать их, воцерковлять власть и делать ее подлинно народной?»
Со своей стороны, петербургский православный публицист Василий Бидолах сказал: «Когда я прочитал статью о.Алексия Уминского, то увидел в ней готовый документ обновления Церкви и приближения ее к революционным массам вне Церкви. В этой статье обосновывается попытка построения "православного Ватикана", где, по выражению священника Алексия, Патриарх - всего лишь голос некоего, так сказать, прогрессивно-церковного сообщества. По священнику Уминскому, соборное "изволися Духу Святому и нам" нужно, наверное, добавить "изволися Духу Святому и нам и церковному прогрессивному обществу"».