На круглом столе вопрос поднят крайне важный. Он был поднят еще лет 15-20 тому назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским. Он в своих докладах и выступлениях обращал внимание на экологию духа и совести. Этот вопрос рассматривался в этом году на августовском семинаре Спасо-Преображенской общины в Спасо-Преображенском монастыре.
На этот раз мы попытаемся выяснить, в чем состоит первопричина происходящих кризисов в России и во всем мире. В докладе, который был опубликован в журнале «Московская Патриархия» в 1991 году, Патриарх Кирилл высказал мысль, что причина подобных кризисов состоит в подмене целей средствами в решении проблем, в частности, духовно-нравственного воспитания. Давайте задумаемся, а как решить такую задачу, как возрастание нравственности народа и сокращение его греховности. Если для достижения этой цели будет усиливаться милиция, полиция, будет создаваться ювенальная юстиция, то, боюсь, достижение самой цели будет отодвигаться. На наш взгляд, для того, чтобы решить эту задачу, прежде всего, надо заниматься воспитанием нравственности в семье, учебных заведениях и обществе и взаимодействовать с Церковью в решении этой задачи.
В чем же состоит сущность духовного кризиса в России? В отчуждении от Бога, друг от друга, от природы и т.д. Мы знаем причину этого в нашей стране, поскольку советский период был связан с богоборчеством, поэтому для нас в этом ничего удивительного нет, хотя у нас были священномученики, на крови которых возрождается сейчас Русская Православная Церковь.
Третий момент, на который мы будем обращать внимание на нашем круглом столе, - это пагубное влияние научно-технического прогресса, поскольку некоторые достижения человека приводят к отрицательным моментам. Мы не говорим, что не надо заниматься научно-техническим прогрессом, но надо грамотно использовать его достижения. И здесь мы акцентируем внимание на проектирование и создание благотворных систем, которыми долгое время занимался священник Александр Половинкин и Спасо-Преображенская община.
Мы также хотим выяснить, что препятствует оздоровлению экологии духа и совести. На мой взгляд, надо прилагать усилия с тем, чтобы создать чистую духовно-нравственную среду для проживания людей. Дело в том, что за период жизни 4-х поколений от 1917-го года до нынешнего времени в России доля воцерковленных людей, исповедующих Православную веру, существенно сократилась. Хотя, согласно опросам, идентифицируют и называют себя православными порядка 80% россиян. В этой связи мы будем говорить о том, что нужно постоянно улучшать ситуацию в нашей жизни, поскольку существует много различных вредных факторов и источников, которые ухудшают экологию духа. Это, например, созданная в советский период, система атеистического воспитания, которая и сейчас сохраняется, хотя в этой области есть положительные сдвиги, которые произошли в итоге наших действий, совместных усилий. Не прошли даром в течение 18 лет проходившие Рождественские чтения, организуемые Русской Православной Церковью. С приходом нового Патриарха наметились серьезные подвижки, в частности, согласно договору с Русской Православной Церковью в школе вводится предмет «Основы религиозной культуры и этики».
Также мы будем обращать внимание на растлевающее действие СМИ, особенно телевидения, массовой культуры. Стоит отметить и духовную агрессию многочисленных сект, которые особенно активно действовали в 90-е годы, сейчас, правда, их стало меньше, но они и по сей день продолжают действовать в России. Это бесконтрольное распространение через Интернет аморальных, растлевающих материалов и игр. Этот список можно было бы продолжить.
Мы попытаемся сформулировать и предложить актуальные научные исследования и разработки механизмов использования совместных усилий Церкви и государства для того, чтобы достичь высокой нравственности. Согласованные действия Церкви и государства сегодня возможны, необходимо для их взаимодействия разработать правовую базу. Кроме того, мы будем обсуждать вопрос организации научно-богословских исследований по возрождению научно-духовного творчества. Обращаясь к истории, мы видим, что научно-духовным творчеством занимались такие выдающиеся личности, как Ломоносов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Вавилов, Ильин, Сикорский и многие другие. Эти люди руководствовались библейской истиной, что Богу известно все об всем в прошлом, настоящем и будущем. Они молили Бога о помощи и получали результаты. В прежние годы нравственное воспитание молодое поколение получало в православных семьях, потому что до 1917 года большинство семей были православными и многодетными. Сегодня же многие люди называют себя православными, но лишь малая доля нашего населения воцерковлена. И для таких детей, которые воспитываются без Бога, закрыта высшая Божия истина.
Другая задача, которая будет нами озвучена, - это создание школы овладения научно-духовным творчеством. Сегодня назрела необходимость создания целевой подготовки кадров по разным направлениям, таким как: духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях, создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни, изучение церковнославянского языка как основы русской культуры, литературы, православной веры.
Мы также подумаем о том, как организовывать связь между государственными органными и религиозными организациями. В связи с этой задачей я бы хотел обратить внимание на то, что под омофором Святейшего Патриарха был создан Клуб православных предпринимателей, который возглавил генеральный директор Института экономических стратегий доктор экономических наук, профессор Александр Иванович Агеев. Этот клуб разрабатывает долговременную программу преображения России. Одним из главных проектов Клуба православных предпринимателей является разрабатываемое руководство по социально-духовной ответственности предпринимательской деятельности. Данное руководство будет охватывать ключевые сферы деятельности любой фирмы, любого предприятия.
Мне бы хотелось отметить, что Бог дал нам дар - лучшего проповедника нашего времени - Святейшего Патриарха Кирилла, который общается не только с клириками и прихожанами храмов, но и с общественностью. Народу России нужно проснуться, подняться, объединиться во Христе Спасителе, только тогда будет возможно положительное решение проблем экологии духа и совести. В заключение я хотел бы прочитать стихотворение выдающегося русского поэта иеромонаха Романа (Матюшина):
Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому отчизну нашу защитить.
И зовут к покаянью перед вражьим мечом словоблуды,
И в князья норовят, кто в холопах седины стяжах.
Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!
Бог не в силе, а в правде, правда в верных сердцах.
На земле родимой - Родина в опале.
Разгулялась погань - и просвета нет.
Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый - Пересвет.
Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.
На этой высокой ноте я бы и хотел закончить свой рассказ.
Леонтий Миронов, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, специально для «Русской народной линии»