Не секрет, что наша деревня пребывает в кризисном, а точнее, в ужасающем состоянии. Русский крестьянин на наших глазах, к сожалению, спивается и деградирует. Это связано не только с экономическим фактором, не только со сломом прежней колхозной системы, на смену которой ничего не пришло, но, прежде всего, с бесцельностью и бессмысленностью жизни, её бескоординатностью. Погром коллективизации, а затем и хрущевские гонения на Церковь, привели к тому, что прежняя христианская традиция в деревне в значительной степени заместилась другой - атеистической. Современный крестьянин своего ребеночка, конечно, окрестит, родителя своего по смерти - отпоёт, но сам в церковь пойдет не очень охотно. Потому что в его сердце с одной стороны, существуют уголки, где ещё скрыт страх гонений, а с другой - таится презрение к Церкви, исходящее от штампов атеистической пропаганды по поводу попов-мироедов, церкви-эксплуататора и прочей клеветы, которую десятилетиями вбивали в головы людей.
Все эти страхи и предубеждения необходимо рассеивать. Как? - Делом. Святейший Патриарх предлагает сельскому духовенству совершенно конкретные дела. Именно, дела, связанные с благотворением, с социальным служением, с конкретной помощью своим прихожанам. Это консультативная помощь, организация врачебной и юридической помощи. Это призыв к тому, чтобы приход являлся не только богослужебным центром, не только центром духовной жизни, хотя это, прежде всего, это - самое главное, с этого всё начинается, но также и центром общественного служения, центром социальной помощи. Многие сейчас к этому не готовы и многие этого опасаются, полагая, что Церковь теряет свои функции духовного окормления и становится социальным институтом, опасаются ее обмирщения.
С моей точки зрения, здесь опасаться нечего. Потому что Церковь искони была духовно-мистическим телом Христовым, но также и социальным институтом. Само слово «эклессия» древнегреческое, которое означало «народное собрание». В древности Церкви уделяли значительные средства и благотворители, и государство для того, чтобы этими средствами Церковь служила своим чадам. В христианской Римской империи, в Византии воздвигались приюты для сирот (орфанотрофии), дома престарелых (геронтокомии), больницы и прочее. Успехи Церкви в деле благотворения признавали даже антицерковно настроенные императоры, такие как Лев Исавр, который в своей эклоге прямо говорил о том, что благочестивые церковные учреждения лучше справляются с правами опеки, чем частные лица. Мы должны сохранять и развивать эти традиции.
Советская власть загнала Церковь в сугубо богослужебные рамки, которые для неё тесны, и из них надо выходить. Другой вопрос - как выходить. Ясное дело, что если всё это спустить только на приходы, то они не справятся. Необходима координация и содействие всех трех уровней, приходского, епархиального и патриархии. В ту программу, которую замыслил Патриарх необходимо вкладывать немалые средства. Будем надеяться, что эти средства будут изыскиваться на всех трех уровнях, и что имущие приходы будут помогать и содействовать приходам неимущим, равно как и патриархийный центр будет помогать малоимущим епархиям. Например, Святейший Патриарх справедливо потребовал наличия у священников наличия мобильных телефонов для возможности паствы иметь беспрепятственное общение с ними. Но при этом надо помнить, что иные приходы бедны настолько, что священник живет только со своего огорода. Естественно, что в таких случаях требуется помощь, и не только на мобильный телефон.
Далее, в речи Патриарха выражено желание, чтобы приходы имели свои странички в Интернете, занимались миссионерством в сети, вели дискуссии. Это весьма перспективно и открывает программу миссионерского освоения Интернета, тем более, что у Церкви далеко не всегда есть средства на газеты, радио и телевещание. Интернет - это оружие небогатых. Вместе с тем, приступая к столь широкомасштабной программе, стоит помнить о целом ряде сложностей, о которых я знаю не понаслышке. Во-первых, это технические сложности при организации сайта, чтобы он выглядел конструктивно и привлекательно. Во-вторых, в этом деле нужна не только техническая, но и моральная, психологическая, интеллектуальная подготовленность. После выступления Патриарха появились сообщения среди атеистически настроенных обитателей Интернета: «пусть только попы сунутся, мы им кости переломаем». Соответственно, нужна некая подготовка, если не курсы повышения квалификации, то, по крайней мере, регулярные консультации, информационно-миссионерский центр или сайт, на котором были бы рекомендации о том, как и с кем вести дискуссии, на каких сайтах, приемы вхождения в дискуссию и выхода из неё. Место, где православные пользователи и, прежде всего, священнослужители обучались бы интернет-миссии в целом. Работа в сети достаточно тяжелая и неблагодарная. В духовном и интеллектуальном смысле эта работа изматывающая, требующая много сил и времени. Зачастую с «никаким» результатом, хотя «нам не дано предугадать, / как наше слово отзовется, / но нам сочувствие дается, / как нам дается благодать», как сказал Ф.И.Тютчев.
Работать в этой сфере, безусловно, надо, но надо трезво рассчитывать стратегию. Опять же в сельской местности далеко не у всех есть Интернет, не все в этом заинтересованы. Часто личное присутствие священника может сделать гораздо больше, чем виртуальное. Всегда охотнее поверят живому человеку, его голосу, чем некоему виртуальному объекту. Так или иначе, Церковь должна себя являть во всех сферах и областях. Другое дело, что тут нужно трезвомыслие, понимание приоритетов и выставление не формальных задач, а видение живых людей и их запросов, которые в наше время часто решаются и в интернет-сфере, но, слава Богу, чаще решаются вживую.
В целом выступление Святейшего Патриарха и его ответы на вопросы, произвели на меня благоприятное впечатление. Его осторожность, выверенность и взвешенность суждений, в том числе, и в сфере богослужебной. На вопрос, почему в прошении на ектеньях не вставляется упоминание «по воздуху летающих», Святейший сказал о необходимости хранения традиции, и здесь я хотел бы полностью согласиться.
Парадоксально, но, несмотря на развитие технических средств, риск не уходит из нашей жизни, временами мера его такова же, как и в IV-V веке, когда создавались тексты Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. В древности путешествие было великим риском. Плавание на корабле было равно перелету на самолете или дирижабле в первой трети ХХ века, а временами и полету в космос. А путешествие по суше, более спокойное, из-за разбойников было столь же опасно как сейчас путешествие по Чечне или Курдистану. Поэтому включение прошения о по «воздуху шествующих» ничем бы не украсило службу, думаю и без этого сложность и драматизм современных путешествующих и так всем ясен, особенно при сопоставлении с рядом «недугующих, страждущих, плененных». Также данная вставка неуместна, потому что сохранение текста Литургии позволяет нам сохранять человеческие масштабы, ибо человеку не приличествует шествовать по воздуху. В освоение воздуха содержится некий вызов законам Творца и законам природы. Этот вызов, к сожалению, принес человечеству гораздо более зла, чем добра. Можно вспомнить бомбардировки Киева, Ленинграда. Дрездена, Хиросимы. Подобная вставка означала бы возведение в закон человеческих дерзаний и их литургическое благословение. Для Церкви самолет вещь нейтральная, Церковь может благословлять воздушное судно как инструмент служения человеку. Но Церковь не может солидаризироваться с современными человеческими дерзаниями и литургически их увековечивать.
Вообще стоит заметить, что Святейший Патриарх высказывается столь много и столь мудро, что его не успевают комментировать. Надеюсь, что доброй традицией на «Русской народной линии, станет анализ проповедей Святейшего Патриарха с целью обсуждения его идей, которые он высказывает. Без преувеличения Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей, может быть даже крупнейшим мыслителем в современной России. Он генератор потрясающе глубоких, важных идей. Вопрос в том, как их проводить в жизнь и в наличие ресурсов и организации. Это должно быть темой церковного обсуждения, надеюсь, что РНЛ активно включится в этот процесс.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»