«Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»

Диакон Владимир Василик о слове Предстоятеля Русской Церкви на встрече с тверским духовенством

Миссионерская деятельность 
0
263
Время на чтение 5 минут
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Твери является весьма значимым. Во-первых, это целая миссионерская программа, а во-вторых, это программа возрождения Нечерноземья и русского села в целом.

Не секрет, что наша деревня пребывает в кризисном, а точнее, в ужасающем состоянии. Русский крестьянин на наших глазах, к сожалению, спивается и деградирует. Это связано не только с экономическим фактором, не только со сломом прежней колхозной системы, на смену которой ничего не пришло, но, прежде всего, с бесцельностью и бессмысленностью жизни, её бескоординатностью. Погром коллективизации, а затем и хрущевские гонения на Церковь, привели к тому, что прежняя христианская традиция в деревне в значительной степени заместилась другой - атеистической. Современный крестьянин своего ребеночка, конечно, окрестит, родителя своего по смерти - отпоёт, но сам в церковь пойдет не очень охотно. Потому что в его сердце с одной стороны, существуют уголки, где ещё скрыт страх гонений, а с другой - таится презрение к Церкви, исходящее от штампов атеистической пропаганды по поводу попов-мироедов, церкви-эксплуататора и прочей клеветы, которую десятилетиями вбивали в головы людей.

Все эти страхи и предубеждения необходимо рассеивать. Как? - Делом. Святейший Патриарх предлагает сельскому духовенству совершенно конкретные дела. Именно, дела, связанные с благотворением, с социальным служением, с конкретной помощью своим прихожанам. Это консультативная помощь, организация врачебной и юридической помощи. Это призыв к тому, чтобы приход являлся не только богослужебным центром, не только центром духовной жизни, хотя это, прежде всего, это - самое главное, с этого всё начинается, но также и центром общественного служения, центром социальной помощи. Многие сейчас к этому не готовы и многие этого опасаются, полагая, что Церковь теряет свои функции духовного окормления и становится социальным институтом, опасаются ее обмирщения.

С моей точки зрения, здесь опасаться нечего. Потому что Церковь искони была духовно-мистическим телом Христовым, но также и социальным институтом. Само слово «эклессия» древнегреческое, которое означало «народное собрание». В древности Церкви уделяли значительные средства и благотворители, и государство для того, чтобы этими средствами Церковь служила своим чадам. В христианской Римской империи, в Византии воздвигались приюты для сирот (орфанотрофии), дома престарелых (геронтокомии), больницы и прочее. Успехи Церкви в деле благотворения признавали даже антицерковно настроенные императоры, такие как Лев Исавр, который в своей эклоге прямо говорил о том, что благочестивые церковные учреждения лучше справляются с правами опеки, чем частные лица. Мы должны сохранять и развивать эти традиции.

Советская власть загнала Церковь в сугубо богослужебные рамки, которые для неё тесны, и из них надо выходить. Другой вопрос - как выходить. Ясное дело, что если всё это спустить только на приходы, то они не справятся. Необходима координация и содействие всех трех уровней, приходского, епархиального и патриархии. В ту программу, которую замыслил Патриарх необходимо вкладывать немалые средства. Будем надеяться, что эти средства будут изыскиваться на всех трех уровнях, и что имущие приходы будут помогать и содействовать приходам неимущим, равно как и патриархийный центр будет помогать малоимущим епархиям. Например, Святейший Патриарх справедливо потребовал наличия у священников наличия мобильных телефонов для возможности паствы иметь беспрепятственное общение с ними. Но при этом надо помнить, что иные приходы бедны настолько, что священник живет только со своего огорода. Естественно, что в таких случаях требуется помощь, и не только на мобильный телефон.

Далее, в речи Патриарха выражено желание, чтобы приходы имели свои странички в Интернете, занимались миссионерством в сети, вели дискуссии. Это весьма перспективно и открывает программу миссионерского освоения Интернета, тем более, что у Церкви далеко не всегда есть средства на газеты, радио и телевещание. Интернет - это оружие небогатых. Вместе с тем, приступая к столь широкомасштабной программе, стоит помнить о целом ряде сложностей, о которых я знаю не понаслышке. Во-первых, это технические сложности при организации сайта, чтобы он выглядел конструктивно и привлекательно. Во-вторых, в этом деле нужна не только техническая, но и моральная, психологическая, интеллектуальная подготовленность. После выступления Патриарха появились сообщения среди атеистически настроенных обитателей Интернета: «пусть только попы сунутся, мы им кости переломаем». Соответственно, нужна некая подготовка, если не курсы повышения квалификации, то, по крайней мере, регулярные консультации, информационно-миссионерский центр или сайт, на котором были бы рекомендации о том, как и с кем вести дискуссии, на каких сайтах, приемы вхождения в дискуссию и выхода из неё. Место, где православные пользователи и, прежде всего, священнослужители обучались бы интернет-миссии в целом. Работа в сети достаточно тяжелая и неблагодарная. В духовном и интеллектуальном смысле эта работа изматывающая, требующая много сил и времени. Зачастую с «никаким» результатом, хотя «нам не дано предугадать, / как наше слово отзовется, / но нам сочувствие дается, / как нам дается благодать», как сказал Ф.И.Тютчев.

Работать в этой сфере, безусловно, надо, но надо трезво рассчитывать стратегию. Опять же в сельской местности далеко не у всех есть Интернет, не все в этом заинтересованы. Часто личное присутствие священника может сделать гораздо больше, чем виртуальное. Всегда охотнее поверят живому человеку, его голосу, чем некоему виртуальному объекту. Так или иначе, Церковь должна себя являть во всех сферах и областях. Другое дело, что тут нужно трезвомыслие, понимание приоритетов и выставление не формальных задач, а видение живых людей и их запросов, которые в наше время часто решаются и в интернет-сфере, но, слава Богу, чаще решаются вживую.

В целом выступление Святейшего Патриарха и его ответы на вопросы, произвели на меня благоприятное впечатление. Его осторожность, выверенность и взвешенность суждений, в том числе, и в сфере богослужебной. На вопрос, почему в прошении на ектеньях не вставляется упоминание «по воздуху летающих», Святейший сказал о необходимости хранения традиции, и здесь я хотел бы полностью согласиться.

Парадоксально, но, несмотря на развитие технических средств, риск не уходит из нашей жизни, временами мера его такова же, как и в IV-V веке, когда создавались тексты Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. В древности путешествие было великим риском. Плавание на корабле было равно перелету на самолете или дирижабле в первой трети ХХ века, а временами и полету в космос. А путешествие по суше, более спокойное, из-за разбойников было столь же опасно как сейчас путешествие по Чечне или Курдистану. Поэтому включение прошения о по «воздуху шествующих» ничем бы не украсило службу, думаю и без этого сложность и драматизм современных путешествующих и так всем ясен, особенно при сопоставлении с рядом «недугующих, страждущих, плененных». Также данная вставка неуместна, потому что сохранение текста Литургии позволяет нам сохранять человеческие масштабы, ибо человеку не приличествует шествовать по воздуху. В освоение воздуха содержится некий вызов законам Творца и законам природы. Этот вызов, к сожалению, принес человечеству гораздо более зла, чем добра. Можно вспомнить бомбардировки Киева, Ленинграда. Дрездена, Хиросимы. Подобная вставка означала бы возведение в закон человеческих дерзаний и их литургическое благословение. Для Церкви самолет вещь нейтральная, Церковь может благословлять воздушное судно как инструмент служения человеку. Но Церковь не может солидаризироваться с современными человеческими дерзаниями и литургически их увековечивать.

Вообще стоит заметить, что Святейший Патриарх высказывается столь много и столь мудро, что его не успевают комментировать. Надеюсь, что доброй традицией на «Русской народной линии, станет анализ проповедей Святейшего Патриарха с целью обсуждения его идей, которые он высказывает. Без преувеличения Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей, может быть даже крупнейшим мыслителем в современной России. Он генератор потрясающе глубоких, важных идей. Вопрос в том, как их проводить в жизнь и в наличие ресурсов и организации. Это должно быть темой церковного обсуждения, надеюсь, что РНЛ активно включится в этот процесс.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35