Егор Холмогоров: «Происхождение понятия «миссия» связано скорее с католичеством, чем с Православием»

Известный публицист о политических кружках среди прихожан и недопустимой профессионализации священства

Новости Москвы  Миссионерская деятельность 
0
411
Время на чтение 4 минуты

У меня вызывает некоторое недоумение тот факт, что сейчас в церковном языке широко разошлось и стало общеупотребительным понятие «миссия». Это понятие имеет латинские корни, его происхождение связано скорее с католичеством, чем с Православием. Существуют соответствующие русские слова - проповедь, научение и т.д. За счет того, что мы употребляем этот латинизм, который отчуждает реальность от нашего понимания, в самом понимании миссии возникают определенные трудности, так как это понимание тоже отчасти латинизируется. При таком подходе слишком много внимания начинает уделяться внешним формам миссии, в частности, уделяется чрезмерное внимание завоеванию влияния в общественном и политическом поле.

Это существенное направление политики Церкви по отношению к миру, такая политика обязательно должна быть, но, ни в коем случае нельзя это путать со смыслом христианской проповеди, с исполнением завета Христова: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это совершенно другая задача. В случае с внешней миссией задача состоит в том, чтобы как можно большее число людей, государств, правительств заставить считаться с Церковью как со значимой общественной силой, но совершенно другое дело - привести людей ко Христу. В решении второй задачи я предостерегаю от одной существенной ошибки. Дело в том, что наблюдается поверхностное заданное современным социальным контекстом восприятие проповеди, когда вместо того, чтобы обращаться к человеческой душе и простому человеку, человеку большинства, если так можно выразиться, наша проповедь пытается растечься по разным небольшим группам, по всевозможным меньшинствам, группам влияния и т.д. Разумеется, и к этим группам надо обращаться, если есть желающие обращаться к молодежным субкультурам, значит они должны идти туда проповедовать, людей в богемной среде тоже нужно привлекать ко Христу и Церкви, но если мы охватим 10-20 меньшинств, то это не заменит нам одного большинства, даже если мы будем брать меньшинства в сумме.

В данном случае есть реальная большая опасность запутаться в этих меньшинствах, обращаясь к тем или иным социальным группам, игнорируя общество в целом и конкретного человека в частности, который большинством этих социальных групп не охвачен. Если мы ставим себе задачей исключительно политического влияния, то, конечно, меньшинства всегда влиятельнее большинства, потому что меньшинства активны, а большинство чаще пассивно. Влияние среднего человека несоизмеримо меньше влияния среднего тусовщика. Но если наша цель - это спасение человеческой души, то в этом случае наши основные усилия должны быть направлены на обращение большинства народа, прежде всего, русского народа, к Православию и к его исповеданию. По отношению к этому сейчас в нашей миссионерской политике и церковной практике обращается очень мало внимания. Мы действуем по принципу - «сами придут». Между тем, если одни придут, то другие не придут. В любом случае грех за неисполнение заповеди лежит на нас.

Надо понять, что современная церковная проповедь должна быть обращена, прежде всего, к горожанину потому, что именно горожане составляют абсолютное большинство граждан России. Причем огромная часть этих граждан России сосредоточенна либо в городах-миллиониках, либо в крупных областных центрах, то есть в тех местах, где люди живут скученно, тесно. Здесь мы сталкиваемся с тем, что у нас не хватает возможностей этих людей вместить, потому что у нас нет необходимого количества храмов. Причем надо осознать предельно четко, даже если мы напряжем все усилия Церкви и благодействующих людей, даже если мы к этому делу подключим государство, все равно мы в нужном количестве храмовых зданий не построим. Поэтому нужно внедряться непосредственно вглубь спальных районов, создавая храмы непосредственно в жилых домах. Наверняка, найдутся благочестивые люди, способные пожертвовать на это небольшую квартиру. Есть учреждения, которые способны выделить под это дело чердак, подвал и т.д. Грубо говоря, Церковь должна быть реально в одном шаге от человека. Потому что ситуация, которая существовала в Москве во время советского режима и в первое время после него, когда человек на дорогу до храма тратил до двух часов, ненормальна. Если для отдельных энтузиастов такая дорога была нормой, то для большинства, которое мы должны привести к Богу, это «бремена неудобоносимые». Поэтому церковь должна быть рядом с человеком, она должна быть круглосуточно открыта, она должна быть реальным центром его общения с Богом. Никакие стадионы и телепрограммы, никакие шоу и показные мероприятия, тем более, никакая говорильня вокруг миссионерства, не заменят этой конкретной личности. Должно появиться то пространство, куда простой человек сможет придти помолиться.

Второй нашей проблемой является то, что на сегодняшний момент наше священство слишком профессионализировалось. Сегодня священник куда более редкая фигура, чем даже кандидат технических наук. Считается, что священническое звание - это принадлежность к очень узкой группе людей, которое прошли долгое и сложное обучение, явно выходящее за рамки той минимальной необходимости, которая нужна для выполнения литургических и пастырских обязанностей. Это двойное наследие: с одной стороны, сложный характер священства, приобретенный с синодального периода, с другой стороны, это наследие того террора по отношению к священникам, который осуществлялся в советский период. Поэтому надо понимать, что с этими кадрами мы обречены на то, чтобы говорить о том, что мы Церковь большинства, в реальности оставаясь Церковью меньшинства. То количество священников, которое мы можем получить при таком подходе, просто физически не способно будет окормлять ту паству, которая принадлежит к Русской Православной Церкви. Мы обречены заведомо на пренебрежение теми обязанностями, которые лежат на нашей Церкви. Поэтому нужно решать вопрос о другом подходе к комплектованию кадров священнослужителей. Необходимо перестать воспринимать священство как некую кастовую привилегию и привлекать к нему людей, занимающихся допустимой экономической мирской деятельностью, которые канонически к этому пригодны и которые минимально для этого грамотны, интеллектуально и морально способны. Таких людей гораздо больше, чем круг нынешних священников-профессионалов, который у нас сложился за последнее время.

Конечно, совершенно по-другому должна быть организована деятельность, активность православных мирян. Потому что либо она сейчас вообще не существует, либо она существует в формате чисто политических кружков, когда реальную взаимопомощь и взаимную поддержку между православными редко можно встретить. Редкостью является даже участие прихода в похоронах своих прихожан. А ведь это было обязанностью прихода в ранней Церкви. Надо вспомнить, что легальным оправданием существования первых христианских общин по римскому законодательству было то, что они представляют собой похоронные коллегии. Сейчас же приход не принимает участие в жизни прихожанина, если ему нужна помощь, если он попал в трудную ситуацию. В настоящее время православные миряне собираются только для того, чтобы политически поактивничать. Это ужасное явление нашего времени, которое никак не способствует расширению православной проповеди.
Егор Холмогоров, главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель», специально для «Русской линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06