Святейший Патриарх Кирилл многое сделал для становления и развития программы «Александр Невский - Имя России». В этом сказывается духовная мудрость Патриарха, который понимает, что в нынешнее сложное время только святые имена способны спасти Россию, воодушевить и поднять русского человека на труды и битвы. Собственно говоря, это происходит не впервые. С именем святого благоверного Великого князя Александра Невского шли в бой русские солдаты под Бородино, в Крымскую войну, с его именем умирали на Шипке, в окопах Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны святой Александр Невский вновь позвал русского человека в бой за жизнь своего народа, за победу. Сейчас вновь ведется духовная битва за жизнь русского народа, хоть и в других условиях, при других опасностях. И это понимает Патриарх Кирилл, поэтому он и придает столь большое значение почитанию святого благоверного князя Александра Невского, который должен стать образцом для русского человека - для русского воина, русского священника, русского правителя, русского общественного деятеля.
Думаю, что Святейший Патриарх Кирилл вспомнил имя Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) не случайно. Здесь он следует мысли старца всея Руси блаженно почившего отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил, что только будущие поколения по достоинству оценят исповеднический и страдальческий подвиг Святейшего Патриарха Сергия, который пошел на унижения, «пошел в Орду» для того, чтобы сохранить Церковь. И действительно Патриарх Сергий в известном смысле «пошел в Орду». Пошел на поклон коммунистам для того чтобы спасти то, что еще можно было спасти, для того, чтобы спасти Церковь от конечного уничтожения и истребления. И 22 июня 1941 года, как и святой князь Александр Невский, он сделал свой выбор. Выбор между Западом и Востоком, между внешним угнетением и внутренним растлением, которое неизбежно последовало бы в случае нацистской победы. Впрочем в случае нацистской победы ситуация бы сложилась еще хуже. Дело кончилось бы конечным истреблением русского народа. И в этом как раз сказалась великая мудрость Святейшего Патриарха Сергия.
«Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и Христианства. Фашистам с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом, за христианской культурой», - говорил митрополит Сергий. И в Пасхальном послании 1942 года митрополит Сергий напишет: «Тьма не победит Света, тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем фашистскую свастику. Не забудем слов «Сим победишь». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую культуру, наше христианское жительство. Фашистская Германия утверждает, что Христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия предназначена владеть миром будущего, должна забыть Христа и идти своим новым путем. За эти безумные слова да поразит Праведный Судия и Гитлера и всех соумышленников его». По сути дела, тот исторический выбор, который сделал митрополит Сергий, в чем-то соответствовал выбору святого благоверного князя Александра Невского. В своем обращении от 22 июня, кстати, совсем независимо от государственного влияния, местоблюститель принял единственное спасительное для России и Русской Православной Церкви в тех условиях решение. Позднее в своей проповеди отец Иоанн (Крестьянкин) скажет о непонимании страдальческой личности митрополита Сергия и его прозорливости. К сожалению, это непонимание продолжается и сейчас. Святейший Патриарх Кирилл делает многое, чтобы это непонимание рассеялось. Тем самым эти слова еще и отповедь церковным власовцам, которые к Патриарху Сергию относятся довольно пренебрежительно.
В речи Патриарха я вижу и еще один смысл. Святой князь Александр Невский пошел на поклон в Орду, но железной стеной встал против авангарда западного католицизма - Тевтонского Ордена. Он не пошел ни на какие религиозные компромиссы с католицизмом. Если его современник и союзник Даниил Галицкий принял корону от папы и пошел на известные религиозные уступки, хотя и временные, то князь Александр Невский был категоричен. Когда к нему пришли папские послы, он твердо отрезал: «О Православной вере и семи Вселенских Соборах то по порядку сведаем, а от вас ученья не приемлем. Идите откуда пришли». И вот эта параллель между святым благоверным князем Александром Невским и Патриархом Сергием не случайна, потому что и Святейший Патриарх Сергий был настроен непримиримо антикатолически. У него мы встречаем очень важное замечание, что римо-католическое учение о викарии Христа практически превращает Церковь в земную организацию, пусть даже и с небесными задачами. Тем самым прокладывает дорогу протестантскому представлению о Церкви как о простом сообществе верующих. В перспективе и к уничтожению Церкви вообще. На первом плане здесь администрация. А для администрации неважно от кого исходят распоряжения, лишь бы данное лицо имело надлежащие полномочия. Но при указанном апостольском учении говорить о замене Христа кем-либо другим не только неприемлемо, но даже не лишено значительной доли кощунства для христианской совести. Для Святейшего Патриарха Сергия папская идея, идея викария Христа - идея кощунственная. Поскольку из Евангелия мы видим, что Господь наш Иисус Христос телесно уходя из земного мира не думал слагать с Себя попечения о Церкви. Он обещал апостолам «Аз есмь с вами до скончания века». Взаимоотношения Христа и Церкви осмысляются в последних мистических глубинах как таинственный духовный брак, в котором наместник или викарий становится третьим лишним. Более того, сама идея заместительства становится кощунственной изменой, чем-то вроде духовного прелюбодеяния. В римо-католическом учении о Церкви Патриарх Сергий видел гиперрационализм и приземленность, попытку создать интеллектуальный мировой центр или идеальное мировое правительство, которое однако может быть абсолютно чуждо Царствию Божию.
Согласимся, что учение о земной Церкви у католиков изложено с подкупающей стройностью. Церковь представляется мудрейшей организацией, прекрасно приспособленной к стоящей задаче на Земле. При этом рассуждая о Церкви Божией и о судьбах Церкви на Земле нельзя забывать слова апостола «Безумное Божие премудрое человеков есть. И немощный Божий крепчайший человек есть». Наместничество Римского папы в Церкви для Патриарха Сергия являлось, по сути дела, изменой Христу, обещавшему быть с нами во все дни до скончания века. В Римо-католической церкви и ее иерархии Святейший Патриарх Сергий видел интеллектуальный центр и прообраз мирового правительства. Не в последнюю очередь его декларация была связана с происками католиков в 1920-е годы, стремившихся предложить большевикам свои услуги и поработить Русскую Православную Церковь. В этом, в частности, еще и состоял мученический и исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Сергия.
Важно то, что в преддверии Дня Победы Святейший Патриарх Кирилл обозначил все эти темы. Надеемся, что они станут руководством к действию для иерархии и священства нашей Церкви.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской линии»