После установления Брюсселем безвизового режима и разблокировки так называемого Переходного торгового соглашения, сербское правительство решило преподнести кандидатуру страны на полноправное членство в Евросоюзе. Такой Меморандум Правительства Сербии был вручен на днях Президентом Сербии Б.Тадичем шведскому премьеру Ф.Рейнфельду в Стокгольме (Швеция, до конца этого года, председательствует в Евросоюзе). Сейчас Сербия стоит на пути к началу и продвижению переговоров о членстве в ЕС. Президент и правительство Сербии это оценивают как "исторический шаг", определяющий дальнейший путь Сербии.
Приобретение формального статуса кандидата может длиться довольно долго (некоторые официальные лица говорят о двух годах), поскольку каждая из 27-и стран-членов ЕС должна ратифицировать ССП, а ратификация его еще не началась (только Сербия ратифицировала Соглашение). По рекомендации Совета Министров ЕС, ратификация начнется только летом 2010 г., если руководство ЕС решит, что Сербия выполнила ряд нужных условий. А среди таких условий - "полное сотрудничество" с Гаагским трибуналом, сотрудничество с Косово как с независимым государством и, последнее по очереди, но не по значимости, готовность для вхождения страны в НАТО. Хотя это все и не озвучивается всегда откровенно, это совершенно ясно. Политическая оценка ЕС зависит от исполнения Сербией данных и других условий.
Сербия ожидает добиться статуса кандидата до конца 2010 года (напомним, что Македония имеет статус кандидата в ЕС с декабря 2005 года), но важнее сроков реформы, которые должны быть проведены страной и политическая цена ее статуса в ЕС, как мы выше упомянули.
Реформы, разумеется, будут болезненными, - в экономике, финансах и т.д., включиться в стандарты и условия ЕС - не просто. Стоит вспомнить серьезные проблемы в Португалии в связи с фармацевтической промышленностью страны, в Испании и Голландии с сельским хозяйством (от голландцев требовали резать коров, чтобы снизить производство молока в стране) и т.д.
Но, значительно важнее, что ЕС ожидает от Сербии дальнейших существенных политических уступок, затрагивающих жизненные интересы страны, при этом сам ЕС делает минимальные шаги навстречу Сербии. Страна получила визовую либерализацию, но только после того, как отказалась от своих граждан в южном крае Косово и Метохии.
От Сербии требуется "полное сотрудничество" с Гаагским "трибуналом" по бывшей Югославии. Этот эвфемизм на самом деле означает выдачу в Гаагу генерала Ратко Младича и Горана Хаджича. В этом "сотрудничестве" Сербия ушла слишком сильно вперед, она выдавала своих граждан (арестовала и выдала в Гаагу 44 из 46 обвиненных), активно сотрудничая с Гаагой. Может быть достаточно! Хватит! Может стоит вспомнить в этой связи последние события - выдачу Радована Караджича...
Но сербские власти думают иначе. Они усердно охотятся за генералом Младичем, который пока еще остается на свободе. Потому что, если очередной рапорт главного прокурора МТБЮ будет неблагоприятным для Сербии в смысле оценки уровня её "сотрудничества" с трибуналом, то, несомненно, будут такие же "неблагоприятные" последствия для сербского присоединения к ЕС. Конечно, это на самом деле называется продолжением шантажа Белграда, употреблением МТБЮ как его средства, но ответственные европейские лица хлопают лицемерно Сербию по плечу, выражая уверенность, что никто не ожидает возможного ухудшения. Видимо, стали доверять правительству Сербии, ведь оно доказало лояльность хозяевам Гааги.
Далее, от Сербии требуется сотрудничество с самопровозглашенным Косово и Метохией, как с независимым государством. Это в рамках продвижения вперед так называемого регионального сотрудничества в Европе. Де-факто от Сербии требуют отказаться от собственной политики и признать независимость Косова, хотя это так прямо и не формулируется. Сербия исходит из того, что европейская интеграция, её членство в ЕС и решение проблемы Косова - это "два параллельных процесса", и Сербия будет отстаивать свою территориальную целостность и не признает независимость Косова и Метохии "никогда". Дай Бог! Если такая правильная политика будет последовательной и будет постоянно проводиться, бессрочно и без каких-либо условностей, то членство Сербии в Евросоюзе никак нельзя видеть на горизонте. В Белграде надеются, по словам президента Тадича, что результаты процесса перед международным судом ООН в Гааге по вопросу легитимности одностороннего провозглашения косовскими сепаратистами независимости края, откроют возможность новых переговоров по статусу Косова и Метохии. Но, этого, к сожалению, нельзя утверждать. Посмотрим...
И, как известно, путь к Евросоюзу, как правило, лежит через НАТО. Есть и исключения (например, Австрия), но исключения только подтверждают правило. Наш народ не хочет, чтобы страна вступала в НАТО. Он имеет живой исторический опыт "общения" с этой организацией. Но, не надо терять из виду, что ЕС и НАТО проводят одну и ту же политику по вопросам безопасности, то есть, по военным вопросам.
Главные политические структуры ЕС и самые влиятельные страны Союза, а так же США, требуют, в той или иной форме, от Белграда "понимания" относительно ряда политических процессов на территории бывшей Югославии и в самой Сербии. К примеру, сейчас происходят политические процессы в Боснии и Герцеговине, фактически направленные против сербского государства - Республики Сербской. Запад давно хочет там создать унитарное государство, и методично его создает. Республика Сербская в Дейтоне, в 1995 году, приобрела свою государственность. Это теперь урезается, и подстегивается процесс, ведущий к унитаризации Боснии и Герцеговины. Фактически происходит деградация прежнего высокого статуса республики. Запад ожидает от Белграда определенных реверансов по отношению к данным конституционным изменениям в Боснии и Герцеговине.
И в Воеводине, идут процессы, свидетельствующие о растущей самостоятельности северного сербского автономного края и значительном увеличении прерогатив местных властей. Принят новый Устав края, вызвавший глубокие расхождения в Сербской Народной Скупщине (парламенте). Это неконституционный документ, по мнению многих в нашей стране, включая автора этих строк, и ведет он к созданию государства в государстве. Только что две политические партии - Демпартия Сербии В.Коштуницы и Новая Сербия В.Илича - фактически потребовали от Конституционного суда республики отменить этот Устав. В данном конституционном документе предусматривается, помимо прочего, и открытие в Брюсселе канцелярии Воеводины, наряду с Посольством Республики Сербии (!).
Борислав Милошевич, специально для "Русской линии"