itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Медведи на велосипеде, или О даре ученичества

0
181
Время на чтение 9 минут

Ученики навсегда

Учительствовать нужно только если Господь Сам нас учителями поставил

У апостола Иакова есть увещание о том, чтобы немногие делались учителями (ср. Иак. 3, 1). Большинство из нас действительно знает, как печальны бывают примеры, когда человек оказывается готовым учить всех и каждого тому, чего сам толком не умеет. И даже если человек что-то умеет, становясь на учительскую кафедру, он зачастую многое теряет, потому что, уча других, волей-неволей отвлекается от самого себя. И это не замедляет сказаться: очень легко забыть о том, что вообще-то знаешь далеко не всё. Словом, учащий всегда отдает больше, чем получает, поэтому учительствовать нужно только по обязанности, по долгу, если Господь Сам нас учителями поставил, а не потому, что мы считаем это своим даром и своей прерогативой.

Но есть, напротив, то, чего сознательно желать и к чему стремиться мы можем и должны - это дар ученичества. Чтобы встать на путь его стяжания, нужно для начала осознать, что он нам совершенно необходим. Кому-то для этого достаточно просто вспомнить свои исповеди и беседы со священником: то не получается, другое не получается, вот это, кажется, вообще никогда не получится... А потом вспомнить, как практически все мы в детстве ходили в цирк и видели там, как медведи катаются на велосипеде, как обезьянки пользуются вилкой и пьют сок из трубочки, как другие животные тоже делают что-то, чего от них, казалось бы, невозможно было ожидать. Так, при желании и усердии, оказывается, можно развить способности к обучению, которые заложены Богом даже в животных. А человек - не обезьянка и не медведь, его способность к освоению чего-то нового, сложного и прежде ему недоступного неизмеримо выше. И если он довольствуется только тем, что есть у него в наличии - тем багажом опыта, знаний, смыслов, который он уже имеет, - не мотивируя себя никуда двигаться, он просто закапывает этот огромный потенциал в землю.

Но если так не должен поступать человек в принципе, человек неверующий, тем более не должен так поступать христианин. Ведь если мы откроем Евангелие, то увидим, что апостолы и первые христиане называются там не последователями, не сторонниками, а именно учениками Христовыми. И поскольку та святость и то познание Бога, к которым христианин призван, не имеют пределов, то, соответственно, не может быть момента, когда для верующего человека ученичество прекращается.

Апостолы и первые христиане называются учениками Христовыми

Преподобный авва Дорофей говорит, что человек, когда приступает к стяжанию какой-то добродетели, сначала делает и портит, потом, с учетом этого, опять делает - и опять портит, и только претерпев всё это, со временем приобретает навык делать что-то и не сводить тут же на нет результаты своего труда - тогда у него начинает что-то получаться. Об этом нужно помнить, чтобы не впасть в заблуждение, в которое некоторые всё же впадают, считая, что Господь по просьбе к Нему дает любую добродетель даром - ни за что, просто так. Даром, но не просто так - добродетель требует труда. И не просто однообразного, монотонного, механического труда: святые отцы часто говорят о том, что добродетель - это искусство, а это предполагает не просто обучение, а обучение творческое: умение анализировать, разумное использование сил ума и души. Иначе человек, может быть, и будет прилагать усилия, чтобы в христианской жизни возрасти, но труд его будет малоплодным.

Куда делись старцы?

Порой человек, беседуя со священником, говорит о том, что хотел бы, но не видит возможности учиться жизни аскетической. Ведь в патериках, святоотеческих книгах мы видим, как происходила передача такого опыта: начинающие подвижники всему учились у старцев - опытных людей святой жизни, близ которых зачастую и жили, имея возможность советоваться с наставником по нескольку раз на дню. Конечно, в современных условиях это, как правило, невозможно, причем даже в жизни монашеской. Но это не говорит о том, что поприще ученичества является для нас закрытым.

Прежде всего стоит рассмотреть вопрос: а куда же все-таки делись старцы? Когда об этом спрашивали подвижников ХХ века, которых старцами можно было бы назвать, они говорили, что старцев ныне нет потому, что нет уже и послушников. И в самом деле, если посмотреть на то, с чем приходили люди в дореволюционные русские монастыри, мы увидим, что кто-то из них искал ответа на житейские вопросы, кто-то нуждался в утешении и облегчении скорби, кто-то предпринимал паломничество в надежде на исцеление от болезни. И лишь единицы приходили для того, чтобы учиться непосредственно духовной жизни. Если же мы обратим свой взор на христиан древних, то увидим, что там послушник чаще всего приходил к старцу с одной-единственной просьбой: «Научи меня, как жить, чтобы спастись». И из этих послушников, искавших паче всего драгоценного духовного опыта своих учителей, вырастали новые старцы. Такая вот неразрывная взаимосвязь.

Важно при этом помнить, что обучали начинающих подвижников главным образом не слова наставников - их обучала сама жизнь рядом с ними. Человек в принципе не может обучаться чему-то чисто теоретически - он обучается только путем деятельным. И эти возможности деятельного обучения, несмотря на то, что современная жизнь существенно отличается от древней, никуда не исчезли - они сокрыты в самой нашей жизни, какой бы она ни была.

Учиться у Бога и у людей

Н.П. Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе, 1895 г.

Н.П. Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе, 1895 г.

Учителем молитвы, по большому счету, является Сам Господь

Когда человек пребывает в Церкви и находится в общении с Богом, его и врачует, и учит всему Божественная благодать. Этот процесс явственен для человека, который молится и, будучи внимательным и совестливым, ощущает связь своей молитвы с жизнью. Когда христианин не просто повторяет слова молитвы, а приходит в сознание того, что он предстоит перед Богом, его сердце наполняется и покаянным чувством, и сокрушением сердечным, и, вслед за этим, - радостью, которая немыслимым образом соединена с покаянием и сердечным сокрушением. И в этом ощущении его душа какое-то время живет. Но вот происходит что-то - и молитва вдруг становится совершенно бесплодной: безжизненной, сухой. Человек страдает. Страдает и понимает, что сделал что-то не так: осудил, пожадничал, возгордился. И он раскаивается, он вновь избирает то, что угодно Богу, он трудится ради того, чтобы благодать возвратилась, чтобы вернуть свою душу в то состояние, когда она опять сможет ощущать присутствие Бога. Поэтому говорили святые отцы, что если и нет никого рядом с тобой, кто мог бы тебя научить молиться, не унывай, потому что учителем молитвы, по большому счету, является Сам Господь. Является для того человека, который воспринимает отношения с Богом не как некую абстракцию, а как отношения личные.

Но помимо того, что нас учит благодать, учит Сам Господь, нас учат, безусловно, люди. Очень часто, видя людей, у которых получается что-то гораздо лучше, нежели у нас, мы не можем удержаться от горького и бесплодного сетования: «У него выходит, а у меня нет!» И это вместо того, чтобы к этому человеку присмотреться и понять: а как он это стяжал? И, поняв, хотя бы что-то у него перенять. У кого-то можно научиться многому, у кого-то - чему-то совсем малому, но ценному, так что этот вопрос - «А чему я могу научиться?» - стоит задавать себе не только тогда, когда нас готова охватить зависть или ревность, но и при встрече с любым человеком, которого нам посылает Господь.

К слову сказать, люди нередко стремятся избрать учителем того, кто имеет какой-то дар от рождения, по природе своей. Но самыми лучшими учителями во всех сферах жизни являются те, кому тоже пришлось упорно учиться и, не имея какой-то способности или добродетели, ее приобретать. Человек практически всегда то, что для него естественно, будет пытаться как естественное же преподать и другим. А для других это будет неестественным - там расстояние во множество ступеней, которые надо пройти, а учитель предлагает их, получается, просто перепрыгнуть. Подобное бывает и в духовной жизни, и порою такие наставники могут своим ученикам не только не принести пользы, но и навредить. Оптинские старцы говорили о таких подвижниках: «свят, но не искусен», то есть человек не злонамеренный, но он не искушен сам и потому не может предостеречь от искушений других.

Учиться на чужих ошибках тоже нужно... научиться

Нужно обязательно сказать о том, что учиться можно не только на положительных примерах - учиться можно и непременно нужно и в самых различных неблагоприятных ситуациях. Когда кто-то нас обижает, предает, проявляет жестокость, лучший способ избавиться от жалости к себе - это спросить себя: «Тебе всё это не нравится? А сам ты не способен к подобного рода поступкам?» В какой-то степени способен - может быть, в гораздо меньшей степени, а может быть, даже в большей, чем этот человек. И тогда нужно сказать себе: «То, что тебе это не нравится,- это хороший урок. Не делай такого сам». И здесь начинает действовать удивительный механизм: когда ты себе это говоришь, ты перестаешь себя жалеть, тебе становится уже не так обидно. Во-первых, потому, что ты тут же получил некую «компенсацию» за то, что казалось тебе потерей, а во-вторых, смещение акцента на приобретенный опыт переключает сознание человека в рабочий режим. Когда человек работает, когда он чем-то занят, он не застревает в своих огорчениях, потому что все время идет вперед. И так нам гораздо легче оказывается воспринять произошедшее с нами не как что-то обидное и вызывающее в нас ответную неприязнь, а как обычное человеческое несовершенство, последствиями которого наполнена до краев и наша жизнь, и жизнь других людей, без сомнения.

Согласно расхожей поговорке, умный учится на чужих ошибках, не очень умный - на своих, а совсем не умный - даже на своих ничему не может научиться, постоянно наступая на одни и те же грабли. Но учиться на чужих ошибках тоже нужно... научиться. Необходимо развивать в себе способность сопоставлять: «Это другой человек и это другая ситуация, но вот это и это в ней, скорее всего, проявление общей закономерности - и для меня, в моей ситуации, означает возможность вот этого и этого». Когда человек осваивает такой подход, он открывает для себя огромное пространство анализа и научения.

Ветка сакуры,
или Как перестать скучать

Учиться можно не только у Бога и у людей, но и у живой и даже у неживой природы, в которой тоже, безусловно, проявляется премудрость Божия и есть определенные закономерности, которые могут дать нам пищу для размышлений. Основатель дзюдо Дзигоро Кано смотрел однажды на ветку сакуры, на которую падал снег. Снега было очень много, и ветка под его тяжестью уже должна была переломиться, но она, по естественной гибкости, склонилась так сильно, что снег упал с нее на землю, и выпрямилась как ни в чем не бывало. Размышление над этим наблюдением позволило создать новый вид борьбы, основанной примерно на таком же принципе. Кстати, а что бы из этого примера мог почерпнуть для себя человек с христианским мировоззрением? Мне кажется, эта картинка с веткой хорошо помогает понять, чем на самом деле является смирение. Это некая гибкая сила, которая спасает человека от всего, что на него наваливается, и в самых тяжелых ситуациях дает возможность не только выстоять, но и внезапно победить. А люди очень часто понимают смирение неправильно, определяя его для себя как какую-то безвольность, слабость - как нечто такое, что делает человека пассивным существом, в котором уже и человеческого мало остается.

Когда человек приобретает навык учиться посредством всего, что Господь ему посылает, его жизнь становится очень интересной. Он никогда не пребывает в праздном состоянии и потому не страдает от скуки, не впадает в уныние. Вообще, есть много вещей, которые делают жизнь интересной, но людям они подчас просто не приходят в голову, хотя находятся на виду. Человек говорит священнику: «Мне бы хотелось наполнить свою жизнь красками, впечатлениями...» - и сетует на отсутствие каких-то земных возможностей. А между тем одно из верных средств обрести эти «краски и впечатления», причем не затрачивая дополнительных материальных ресурсов, - это, безусловно, учеба, это процесс освоения новых умений, к которому человек подходит сознательно и творчески.

В завершение хотелось бы порекомендовать всем провести такой полезный опыт: сесть и записать, какие уроки предлагает нам сейчас окружающая нас действительность, какие учителя у нас были и какие учителя есть сейчас. И конечно, очень важно быть благодарным своим учителям, не забывать о них. Тогда страшное заблуждение - будто бы мы всего достигли и всему научились, - даст Бог, никогда не войдет в наше сердце.

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravoslavie.ru/104074.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04