В шаге от священнослужения: может ли женщина служить в Церкви

0
500
Время на чтение 7 минут

25 января Церковь вспоминает святую мученицу Татиану.

Татиана была дочерью богатого римлянина и воспитывалась им в христианской вере. Достигнув совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Девушка отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была поставлена диаконисой Римской церкви.

Житие святой Татианы подтолкнуло редакцию к более глубокому изучению темы «Роль женщины в Церкви». И эта тема не оставила равнодушным Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной семинарии, который виртуозно раскрыл ее, став при этом пламенным защитником прав женщин.

- Андрей, у нас уже давно есть желание поговорить о женском служении. И вот вспоминая святую мученицу Татиану, которая была диаконисой, хотелось бы побольше узнать о такой категории женщин в Православной Церкви, как диаконисы. Что это за чин? Когда он возник? Какие были обязанности диаконис, требования к ним?

- Диаконисы как одна из степеней церковного служения впервые упомянуты в раннехристианском сочинении, именуемом «Дидаскалия» (или «Кафолическое учение двенадцати Апостолов и святых учеников Господа нашего»). Оно датируется приблизительно 230 годом. В нем, собственно, и описаны основные функции диаконис. К таковым относятся: помощь при крещении женщин (диаконисы помазывали крещаемых женского пола по всему телу святым елеем и воспринимали от крещальной купели), посещение больных женщин с целью оказания им той или иной помощи, поддерживание порядка в женской части храма во время службы, передача епископу просьб, исходящих от женщин, сопровождение женщин при визитах к епископу, распределение пожертвований среди нуждающихся женщин. Несколько позже к функциям диаконис была присоединена еще и обязанность разносить Святые Дары по домам тех женщин-христианок, которые по тем или иным причинам (например, из-за болезни) не могли посетить богослужение.

Диаконисы обычно избирались из девственниц либо же из единобрачных вдов. Их возраст не должен был быть ни слишком юным, ни слишком преклонным: зачастую возраст диаконисы, указываемый в церковных текстах того времени, составлял приблизительно 50 лет. Если же некоторые кандидаты в диаконисы были моложе 50 лет, их определяли на служение в женские монастыри.

Главным требованием к будущим представительницам института диаконис было следующее: чтобы их жизнь, прежде всего, не вызывала у людей никаких подозрений.

- Следует ли считать степень диаконис священным саном?

- Из истории Церкви мы видим, что служение диаконис никогда не признавалось равным священнослужению. Так, раннехристианский апологет Тертуллиан отмечает: «Ни говорить в Церкви, ни учить, ни помазывать, ни делать приношение, ни притязать на какое-либо служение, исполняемое мужчинами, или на священнослужение, женщинам не дозволяется».

Церковный автор IV века святитель Епифаний Кипрский свидетельствует, что хотя в Церкви и существует чин диаконис, последний, впрочем, установлен вовсе не для священнодействия и не для поручения диаконисам чего-либо подобного, но лишь «для охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, да и просто во всех случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диаконисой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела».

Об этом же в V веке говорил и великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который в одном из своих толкований на послания святого апостола Павла пишет: «Закон Божественный удалил женщин от священнослужения».

Следовательно, степень диаконис вовсе не признавалась священной, но была попросту неким вспомогательным служением в Церкви Христовой.

- Почему этот чин исчез из употребления? Если я не ошибаюсь, он вышел из практики в XI-XII столетии?

- Как уже было сказано выше, в отличие от диаконов, диаконисы никогда не имели специальных функций за общественным богослужением. Именно поэтому на Востоке институт диаконис к XII веку полностью исчезает из церковной жизни, в то время как на Западе он исчез еще раньше, где-то в VI-VII вв. Кроме того, еще одной немаловажной причиной, повлиявшей на исчезновение служения диаконис, стала трансформация той социальной структуры, в которой институт диаконис получил свое начало: со временем на смену служения диаконис пришли социальные благотворительные организации типа нынешнего Красного Креста. Таким образом, институт диаконис стал попросту ненужным, однако при этом служение диаконов осталось, так как было необходимо в богослужебной практике.

- Каких диаконис знает Церковь?

- Из истории Древней Церкви известны имена следующих диаконис, причисленных к лику святых. К ним относятся: Фива Кенхрейская (Коринфская), которая упоминается святым апостолом Павлом в его Послании к римлянам (16:1) (I век), Татиана Римская (III век), Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова (IV век), Олимпиада Константинопольская, которую хорошо знал святитель Иоанн Златоуст и преданность которому эта диакониса засвидетельствовала своей смертью (V век), Феозва, родная сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского (V век), и многие-многие другие, имена которых мы, возможно, и не знаем, но которые при этом не забыты у Самого Бога.

- Были ли в истории попытки восстановления института диаконис? Насколько реально и актуально сегодня возрождение этого чина? Или женщине лучше знать свое место?

- Идея возрождения института диаконис возникла в XVIII веке в лоне англиканской Церкви. Так, в 1734 году группой шотландских епископов был составлен некий чин возведения в диаконисы, однако применялся ли он на практике - неизвестно. Несколько позже, в 1836 году, немецкий лютеранский пастор Теодор Флиднер основал в Кайзерсверте госпиталь и училище диаконис, куда принимались женщины не моложе 25 лет. Эта община «диаконис пастора Флиднера» стала примером для создания в Европе организации сестер милосердия, сыграв при этом огромную роль в истории развития медицины и социального служения.

В Русской же Церкви предложение восстановить чин диаконис для помощи в миссионерском служении впервые выдвинул архимандрит Макарий (Глухарев), направив в Святейший Синод соответствующий проект, который, впрочем, был официально отклонен в 1839 году. Спустя полстолетия вопрос о восстановлении чина диаконис был на повестке Предсоборного присутствия Русской Православной Церкви, проходившего в 1906 году. За положительное решение этого вопроса, в частности, высказывались такие церковные деятели, как епископ (впоследствии митрополит) Евлогий (Георгиевский). В 1911 году великая княгиня преподобномученица Елисавета подала в Святейший Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконис, однако Синод отложил решение данного вопроса до Поместного Собора. Впрочем, из-за революции и последующей гражданской войны этот вопрос так и не был решен.

Реальные попытки восстановления чина диаконис были предприняты святителем Нектарием Эгинским, который поставил в одном из своих монастырей диаконису с возложением на нее при этом диаконских священных одежд: стихаря, ораря и поручей. Данное событие вызвало такой резонанс в жизни Церкви, что святитель был вынужден лично объясняться перед Предстоятелем Элладской Церкви - архиепископом Афинским Феоклитом. Впоследствии в указанной Поместной Церкви были поставлены еще несколько монахинь-диаконис для служения заключенным, но при этом никакого особого чина над ними не совершалось.

И, наконец, на Межправославном cовещании, состоявшемся в 1988 году на острове Родос, посвященном теме «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о рукоположении женщин», было высказано предположение о желательности восстановления чина диаконис с соответствующим поставлением их согласно тому, как это указано в древнем чине Византийского Евхология.

Однако у данной инициативы были и противники, главный аргумент которых заключался в следующем: необходимость особого чина диаконис со временем утратила свою актуальность, а потому и сейчас его восстанавливать не нужно, так как нет больше тех нелитургических потреб, для которых он, собственно, и учреждался. Так, священники более не помазывают все тело крещаемого святым елеем, а потому и помощь в этом деле при крещении особ женского пола уже не нужна. Святые Дары в наше время также не разносятся по домам, как это было в в раннехристианское время - в случае необходимости священник сам с Дарами приходит к больному, независимо от его пола. Исполнение же женщинами-диаконисами иподиаконских функций вообще не имеет надобности, не имея при этом никакого подтверждения в церковных исторических источниках.

В заключение хотелось бы отметить, что отрицательное отношение к восстановлению служения диаконис в церковной среде вовсе не является неким неуважением или даже унижением представительниц «слабого» пола. Как раз наоборот: Церковь, по словам одного современного богослова, настолько уважает и бережно относится к женщинам, что не может себе позволить возложить на ее плечи тяжелое бремя священнического служения. Но и женщина по этому поводу не должна расстраиваться, ведь главная цель каждого человека, как мужчины, так и женщины, заключается вовсе не в достижении тех или иных степеней служения в Церкви, а в обожении. Для того чтобы спастись, вовсе не обязательно стать священником, и даже более того, многие святые отцы говорят, что священнику как раз намного сложнее спастись, ведь он отвечает не только за себя, но и за свою паству. Из истории Церкви мы знаем множество примеров, когда женщины святостью своей «равноангельной» жизни превосходили мужчин и становились примером для них, как, например, преподобная Мария Египетская. Кроме того, мы также не должны забывать и о том, что именно Женщина одна-единственная из человеческого рода удостоилась славы «Честнейшей Херувим».

Следовательно, роль женщины в Церкви точно такова, как и роль мужчины - это соработничество Христу в деле нашего спасения. А оно зависит не от сана, а от того, о чем говорил приходящим к нему людям преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен - и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот то особое, великое служение, к которому призвана как женщина, так и мужчина, потому что отныне во Христе «нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно» (Гал. 3:28), так как получили единый образ подлинной жизни в Боге.

Записала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/v-shage-ot-svyashchennosluzheniya-mozhet-li-zhenshchina-sluzhit-v-cerkvi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Андрей Музольф
Как часто можно причащаться на Светлой седмице и как готовиться к Причастию?
Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
30.04.2019
Что такое Антипасха? Когда она наступает? Что в этот день нужно делать?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
13.04.2018
Великая Среда: что важно знать?
Что Церковь вспоминает в среду Страстной седмицы
04.04.2018
Почему верующая женщина никогда не предъявит претензий, что ее права в Церкви ущемлены
О распространенных заблуждениях по поводу многовекового подавления женщины Церковью рассказывает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии
14.01.2018
Чем отличается рай от Царствия Небесного?
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф
29.11.2017
Все статьи Андрей Музольф
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03