itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

По святым местам Калужской области с Луганской иконой Божией Матери (день первый)

0
423
Время на чтение 9 минут


Сборы

Детский православный театр «Отрок» Духовно-просветительского центра «Фавор» при Свято-Вознесенском храме г. Луганска получил приглашение наместника мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни Священноигумена Михаила посетить святые места Калужской области. Это обрадовало творческий коллектив, но на осуществление поездки нужны были немалые средства, которые не могли себе позволить ни детвора, ни преподаватели центра.

Руководитель центра Наталия Александровна Заика в телефонном режиме обратилась в благотворительный фонд «Добротолюбие» с просьбой хотя бы частично оплатить затраты на поездку.

Председатель благотворительного фонда «Добротолюбие» Ада Ивановна Чужба с уважением отнеслась к просьбе дать возможность увидеть детям знаменитые монастыри России и уже на следующий день пригласили ее для оформления договора об оплате транспортных услуг, который и был подписан.

Вот так невозможное стало возможным. Обрадованные дети и руководители православного театра тут же начали сборы в дорогу. Первым делом они наварили абрикосового варенья для трапезных монастырей, которые собирались посетить.

Кроме детей и преподавателей в состав группы паломников в приказ по министерству Образования и Науки Луганской Народной Республики были включены два сотрудника благотворительного фонда «Добротолюбие». Ехали они с особой миссией: от всего народа Луганской Народной Республики поблагодарить скромных молитвенников монастырей за ежедневные сугубые молитвы о мире в Донбассе, о возрождении и процветании Русской Державы.

В коробках лежали красиво оформленные благодарственные письма и, что особо волновало, три большие иконы Божией Матери «Луганская», написанные в иконописной мастерской Свято-Вознесенского мужского монастыря с. Хорошее. Удивительно было узнать от наместника монастыря архимандрита Иоанна (Сухины), что как раз к этому времени в Синод УПЦ были отправлены документы на всецерковное прославление Луганской иконы Божией Матери.

Уезжали в грозу со шквалистым ветром и ливнем, превратившим дороги в бурные реки. После молебна, когда юные паломники уже садились в автобус, один разряд молнии с оглушительным треском взорвался, угодив, как показалось, в крышу трапезной Свято-Вознесенского храма. Кто-то из родителей, провожающих детей, заволновался, сказав, что это плохое предзнаменование в дорогу, но дружный настрой детей ехать победил суеверия, отмел домыслы. Они верили, что Всемилостливый Господь и Пресвятая Богородица не оставят их на пути к святыням России. И были правы. Во второй половине следующего дня слева от дороги показалось соцветие храмов благословенной, воспетой поэтами, прославленной чудотворением старцев Оптиной пустыни.

Чувство умиротворения, тихой светлой радости разлито здесь повсюду. Даль - ублажает взгляд сплетенным из лугов и перелесков ковром пейзажа. Кое-где виднеется вплетенная в него голубая лента местной речушки с многоговорящим названием «Жиздра». «Жизнь» и «здравие» несут ее воды, питают пойму и всю эту святую землю. Верится, что Сам Господь уготовал эти просторы под созвездие православных монастырей, созданных преподобными Оптинскими старцами, самым основным, основополагающим драгоценным камнем веры нашей, конечно же, стал для всех Свято-Введенский ставропигиальный Мужской монастырь Оптина пустынь.

День первый. Благословенная Оптина

Как было договорено, на постой группу луганчан принял Свято-Введенский ставропигиальный Мужской монастырь Оптина пустынь. Гостиница оказалась чистой и уютной. Левое крыло - для мужчин, правое - для женщин. В её комнатах, рассчитанных на восемь-десять человек, стояли двухъярусные кровати с мягкими пружинными матрасами, заправленные красивым постельным (на белом фоне крупные розы) и покрывалами. Оставив сумки, через входную арку монастыря группа поспешила на вечернюю службу в храм Казанской иконы Божией матери.

Переступаешь порог этого прославленного храма и оказываешься в совершенно другом мире. Звучание церковных песнопений в исполнении монахов сравнимо с ангельским. Кажется, что несовершенный человек не может достигнуть таких высот владения голосом, а вот здесь, в намоленном уголке Царствия Небесного на Земле, с Божией помощью, это чудо происходит ежедневно. И много голосов сливаются в один, и расходятся многоголосьем, и снова сходятся в унисоне, заставляя заслушиваться всех, кто пришел на службу. Даже неверующий человек, находясь здесь, уважительно склонит голову, вкушая духовную высоту атмосферы Благословенной Оптины, поддерживаемую молитвами братии монастыря.


* * *

Мне нужно было выяснить как можно передать икону настоятелю монастыря, поэтому решила обратиться к седобородому монаху, стоящему около свечного ящика.

- Простите, - нерешительно проговорила я в нежелании нарушить духовную идиллию службы, - можно к вам обратиться?

- Минут через пять, - услышала я тихий ответ монаха.

Пять минут я стояла спиной к свечному ящику, боясь обернуться раньше времени. Лишь после того, как песнь монашеского хора смолкла, я обратилась к монаху с тем же вопросом.

- Ну чего тебе? - как бы нехотя ответил монах, исподлобья все же изучая вопрошающую.

- Простите, что во время службы отвлекаю, - повторилась я, - но мы с группой детей издалека к вам приехали. Из Луганска.

Что-то дрогнуло в лице батюшки, его прищуренный взгляд стал еще более сосредоточенным.

- И чего надо? - не меняя тона спросил он.

- Нам нужно передать благодарственное письмо и Луганскую икону Божьей Матери настоятелю монастыря...

- Где икона? - едва не перебив, спросил монах.

- В гостинице.

- Неси сюда.

- Сейчас?

- Я же не просто так говорю... Неси немедленно!

Группа луганчан стояла спиной ко мне. Решив не отвлекать их объяснениями во время службы, я пошла в гостиницу за иконой и благодарственным письмом. Освободив лик Божией Матери от бархатной скатерти, в которую она была завернута еще в Луганске, я принесла икону в храм Казанской иконы Божией Матери и подала монаху.

- Это список? - спросил он, разглядывая лик.

- Конечно список. Он написан в размерах оригинала иконы, которая находится в Свято-Петро-Павловском соборе города Луганска.

- Понятно. Что еще от нас нужно?

- За мудростью Божией, батюшка, за духовной поддержкой мы приехали к вам из Луганска. А еще для того, чтобы поблагодарить братию за святые молитвы о жителях Донбасса. Знаем, что вы много молились в 2014 году и молитесь о нашем спасении. Рассказывали люди. А еще - помогите встретиться с настоятелем, батюшка.

- Ты пока постой, помолись тут, чтобы я тебя не искал по всему храму, - сказал он и пошел в сторону алтаря.

Через несколько минут он вернулся. Я обернулась к свечному ящику и увидела, что икону разглядывают два монаха. Затем к ним подошли еще несколько молодых людей в монашеских ризах. После этого, оглянувшись, я не обнаружила ни иконы, ни благодарственного письма. «Значит, унесли настоятелю», - сделала я вывод и пошла на левую сторону храма, чтобы сообщить новость Алексею Викторовичу Худобину, который так же, как и я был командирован в эту поездку.

Но до коллеги я не дошла, потому что увидела неожиданное. Икона Божией Матери «Луганская» была поставлена на аналое перед особо почитаемой в монастыре Державной иконой Божией Матери, расположенной на стене правой колонны. Я застыла на месте, нахлынуло волнение, глаза стали наполнятся слезами благодарности и умиления.

До чего же трогательно было видеть, как одна за другой к иконе подходили и прикладывались монахи, монахини, послушники и прихожане. Кто бы ни проходил мимо, все с удивлением разглядывали незнакомый им образ Божией Матери, но, прочитав надпись «Луганская», написанную монахами прямо на листе бумаги, с почтением крестились и целовали икону.

«Вот она - духовная поддержка Луганска, за которой ехала наша группа!» - подумала я и посмотрела в сторону свечного ящика. Молодой монах, принимающий записки, ободрительно улыбнулся в ответ. Седобородый монах, благодаря которому в день памяти преподобного Серафима Саровского икона Божией матери «Луганская» была поставлена в храме, сделал вид, что не видит меня. Видит или нет, я все равно поклонилась ему, мысленно поблагодарив за духовный подарок. «Луганская» перед «Державной» - Луганск, как часть Державы! - не понять было невозможно. Я долго стояла там, глотая слезы радости, которые, не спрашивая меня, просто катились и катились из глаз.

Весть дошла и до наших паломников. Постепенно вся группа собралась напротив этих двух икон. Алексей Викторович стоял в стороне и наблюдал, как к иконе, которую ему выпала честь носить в дороге, словно ребенка на руках, прикладывались совершенно незнакомые люди. Сердце его радовалось от вида того, как нашу Луганскую святыню принимают жители и гости Калужской области в православном светоче веры - Оптиной пустыни.

Вскоре ко мне подошел монах и сказал, что на ступенях храма меня ждет келейник настоятеля монастыря. Мы долго разговаривали с батюшкой, исполняющим обязанности келейника. Его очень интересовало чем живут люди Донбасса, как обстоят дела в Луганске, сказал, что сочувствует людям, вынужденным долгое время ждать разрешения военного конфликта. Батюшка дал номер внутреннего телефона, по которому я должна связаться с ним для встречи с настоятелем монастыря.

* * *

Тем же вечером я ещё успела отстоять очередь на исповедь к строгому на вид монаху. Со всеми прихожанами он подолгу разговаривал, о чем-то допытывался, тут же делал какие-то наставления. Один за другим люди уходили от него в слезах. Меня все время искушала мысль пойти к другому, менее строгому исповеднику. Пошла даже посмотреть, нет ли такого, где очередь поменьше.

Но ко всем исповедникам очереди были еще больше, поэтому я вернулась обратно, мысленно перечисляя в чем грешна перед Господом. Всю исповедь пересказывать не буду, но быстро поняла, что ошибалась в духовном отце. В конце исповеди, узнав, что я из той группы, которая привезла икону из Луганска, вопросы переместились к жизни Луганска, а затем и к моей журналистской деятельности.

- Отца Александра Авдюгина, писателя православного, знаешь?

- Конечно знаю. Много с ним общались, писала о нем. Он всю войну моего мужа-инвалида лекарствами снабжал, иначе - не выжили бы.

- Поклон ему от меня передавай и держись его там, он плохого не посоветует.

- А от кого поклон-то? Как Вас назвать?

- Серафим я.

- Серафимушка, родненький, - непроизвольно вырвалось у меня.

Монах добродушно рассмеялся. Казалось, он обнимал меня стяженной в молитвах любовью, даря ее с избытком тому, кто в ней так нуждался. Вот тебе и строгий монах, к которому страшно было идти на исповедь. Храни вас Господь, батюшка Серафим!

После службы нас всех ждал поздний ужин в трапезной для паломников. Дети и сопровождающие, прочитав молитвы, расселись на лавках за длинными столами. На столах в общих кастрюлях стояли молочная перловая каша, творог и постные щи. Щи и хлеб спасли группу от голода. Дело в том, что за исключением нескольких человек, вся группа собиралась причащаться утром на литургии, а значит можно было употреблять в пищу только постную пищу.

Надо отдать должное крепости духа детей из Луганского православного театра «Отрок». Никто из них не притронулся к аппетитной на вид молочной каше и к творогу, приготовленному из молока монастырских коров, хотя все сильно проголодались с дороги. Щей на всех не хватало, поэтому, сочувствуя детям, дежурная по трапезной принесла кастрюлю со щами с другого стола. Она тоже удивилась праведности поведения детей. Это говорило только об одном: все дети были воцерковленными, привыкшими в пост отказываться от лакомств.



Продолжение следует...

pravlitlug.ru/index.php/khudozhestvennaya-proza1/malaya-proza1/rasskazy1/item/3538-po-svyatym-mestam-kaluzhskoj-oblasti-s-luganskoj-ikonoj-bozhiej-materi

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Тишкина
Подлинное искусство всегда религиозно
Интервью с доктором философских наук, членом Союза писателей России, религиоведом Виталием Юрьевичем Даренским.
28.02.2023
В Луганске
По следам древнего раскола
25.12.2022
«Руки прочь от знамени Отцов!..»
О новой серии книг поэзии и прозы Издательского дома Академии имени Н.Е. Жуковского о Специальной Вербальной Операции «КУЛЬТУРА СПАСЁТ МИР»
08.08.2022
В единстве духа наша сила, молись, чтоб Русь объединилась...
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
24.04.2017
Все статьи Светлана Тишкина
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44