«Для монаха не имеет значения, на какое место его поставит Бог»

0
348
Время на чтение 7 минут
Богослужение в праздник Благовещения в храме Святых Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива

Богослужение в праздник Благовещения в храме Святых Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива

О православной миссии в католической Аргентине

О жизни православного прихода в Аргентине РП рассказал настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев, иеромонах Герасим (Войцеховский).

- Как вы стали священником в аргентинском храме и что вас больше всего удивило по прибытии? Случались ли какие-то казусы и связанные с местным менталитетом случаи?

- До своего приезда в Аргентину я с 1996 года проходил послушание в Соловецком мужском монастыре, и 12 лет был в сане иеродиакона. До сего дня нахожусь в штате братии родной обители. В Соловецком монастыре мне пришлось нести различные послушания, а одним из основных моих послушаний были административно-представительские вопросы. Имел честь быть помощником наместника по административно-представительским вопросам и связям с общественностью. Поэтому назначение на миссионерское служение в аргентинский приход имело прямую связь с моим прошлым послушанием. По благословению священноначалия, Священного архимандрита Соловецкого, Спасо-Преображенского монастыря, Светлейшего патриарха Кирилла, указом Священного Синода, а также по рекомендации митрополита аргентинского Платона, в 2012 году я был назначен настоятелем на приход храма Святых Царственных Страстотерпцев в Мар-дель-Плата.

Мне достался новый, абсолютно неустроенный, необжитый храм и приходской дом, поэтому в первый период настоятельства пришлось много трудов положить на их благоустройство и облагораживание прилегающей территории. Мы вместе с прихожанами проводили воду, газ, делали централизованное отопление, устраняли те недоработки, которые выявились в период строительства. Материально-духовную поддержку в становлении приходской жизни храма на самой отдаленной точке от центра, то есть от России, я получил от митрополита Марка, управляющего сейчас Рязанской епархией. На то время он возглавлял Отдел по зарубежным учреждениям. По его благословению и благодаря его личному участию, нашему приходу была отправлена вся необходимая богослужебная литература на весь годичный круг богослужений: Октоих, Минеи, требники, духовная литература, а также церковная утварь, без которой совершать богослужение во всей полноте и красоте было бы невозможно.

Но основной трудностью на месте служения было прежде всего налаживание регулярного богослужения и духовно-литургической жизни храма. Конечно же, пришлось учитывать приходские особенности и специфику эмигрантской жизни, которая очень отличается от жизни в России (а тем более от жизни в строго-уставном Соловецком монастыре).

Самым неожиданным казусом, с которым я столкнулся в процессе работы и взаимодействия с местным менталитетом, стала удивительная, если так можно сказать, патологическая аргентинская необязательность. Поэтому, когда на вашу просьбу о чем-либо отвечают «завтра», или, как это будет звучать по-аргентински «маняна», значит, вы этого вообще не добьетесь или ждать придется ОЧЕНЬ долго.

- Как происходит ваше взаимодействие с Московским патриархатом - из-за удаленности от России, как строятся ваши отношения со священноначалием?

- Правящим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии является епископ Леонид (Горбачев). Он мой прямой непосредственный начальник и духовный руководитель. Без его личного благословения я не принимаю никаких важных решений относительно вверенного мне прихода. Связь со священноначалием происходит по телефону или в режиме электронной переписки через секретариат. Поэтому мы можем очень быстро и динамично реагировать или решать насущные вопросы. Если есть такая потребность и благословение священноначалия, я могу приезжать в Буэнос-Айрес на совместные богослужения в Кафедральный Собор, вместе молиться или решать вопросы личного характера.

- Много ли еще православных храмов в Аргентине?

- В городе Буэнос-Айрес находятся еще три храма Московского патриархата и еще примерно четыре или пять храмов, относящихся к Русской православной церкви заграницей. На улице Бразиль находится исторический православный Свято-Троицкий Кафедральный Собор, который строился в начале XX века на средства, собранные в России, а также на пожертвования православных русских, живших в Аргентине, сербских эмигрантов, болгар, греков и людей прочих национальностей. Но, к великому сожалению, священники этого храма находится в расколе с Матерью-Церковью. После многолетних увещеваний по указу Священного Синода РПЦ МП за 2010 год, священники оказались под запретом на священнослужение, равно как и все совершаемые ими церковные таинства являются недействительными. Это трагедия для них и для той части прихожан, которые оказались заложниками этой абсолютно политизированной ситуации. На самом деле проблема церковного раскола давно преодолена.

Таинство соборования в храме Святых Царственных Страстотерпцев

Таинство соборования в храме Святых Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива

- Как в Аргентине местные жители относятся к русским и к православию?

- За короткое время моего пребывания в Аргентине я почувствовал не только внимание и уважение, но хорошее, теплое отношение со стороны местного населения. Да, нельзя сказать, что аргентинцы очень религиозно настроены. В нашем районе огромное количество католических храмов больших и маленьких, но это не мешает людям с уважением относиться и к православию. У нас были встречи с местным архиепископом Мар-дель-Платы, монсеньером Антонио-Марино, и католическими священниками. Очень часто просто прохожие и туристы города, идущие мимо храма, интересуются, задают вопросы: в чем же разница между католичеством и православием, что нас объединяет, в чем общие моменты вероисповедания. Один из самых распространенных вопросов: а почему у вас на кресте «косая перекладина»? По возможности я или мои помощники пытаемся все объяснить, дать советы или просто поговорить с местным населением. К сведению, наш храм внесен в список туристических объектов города, а также в справочник.

- Как отразился на православии в Аргентине визит патриарха Кирилла в Латинскую Америку?

- Визит Святейшего патриарха Кирилла - это эпохальное событие для всего латиноамериканского континента, безусловно. Но он не посетил Аргентину (в план его визита посещение Аргентины не входило), поэтому для аргентинских приходов его приезд особой роли не сыграл, но для общего фона, конечно же, визит первоиераха РПЦ и встреча с папой имели огромное, историческое значение.

- Насколько охотно местные жители принимают православие? Как помогает или мешает этому местный менталитет? Есть ли препятствия большему распространению православия в Латинской Америке?

- За короткую историю моего настоятельства в храме Святых Царственных Страстотерпцев могу сказать, что перехода в православие из католической среды пока не случалось. Но известны случаи перехода из католичества в православие в Буэнос-Айресе, в Храме на Бульнесе. Эти случаи не единичны. По этому вопросу хотелось бы высказать личную точку зрения из моего аргентинского опыта не об обращении католиков в православие, а о той проблеме, с которой столкнулась современная волна эмиграции. Это внутренняя проблема смешанных браков. Православные выходят замуж или женятся на инославном, допустим, на католике, и вот, если кто-то из сторон проявил слабину, перестал общаться на русском языке, естественно, это сразу сказывается на развитии детей. Из моего опыта еще ни одна из семей со смешанным браком храм регулярно не посещала. Так, от случая к случаю появляются, но крайне редко. Поэтому следует говорить не о «тотальном» обращении католиков в православие, а о сохранении православной веры внутри самих православных семей.

К вопросу о чудесном обращении: да был один случай. Когда некий аргентинец прислал в наш храм репродукции с иконы Царственных Страстотерпцев, напечатанные с кратким описанием дивного случая: явления ему во сне видения Царственных Страстотерпцев. Они чудесным образом помогли этому человеку в решении какой-то очень насущной жизненной проблемы. Он распечатал литографии с иконы и попросил раздать прихожанам с описанием этого чудесного явления. Вот как бывает.

- Один из монахов, которые подвизались в возрожденном Саровском монастыре (Россия, место подвижничества святого Серафима Саровского), как-то сказал примерно следующее: «Я чувствую, что служу на святой земле, которую до меня освятил великий подвижник». Каковы ваши личные ощущения от аргентинской земли, которая все же находится в отрыве от места подвижничества святых отцов?

- Для меня, как для священника, вопрос о личном ощущении, конечно, имеет значение второстепенное, прежде всего это вопрос послушания священноначалию. Но если говорить о личных ощущениях от аргентинской земли, конечно же, я почувствовал какую-то близость и родственность с Россией. Особенно эта родственность чувствуется благодаря близости к морю-океану, потому что до приезда в Аргентину я 16 лет проживал и нес свое послушание в Соловецком мужском монастыре на большом Соловецком острове. Поэтому, когда я впервые увидел храм, который находится практически на побережье, где рядом океан, а за оградой храма заросли эвкалиптового леса, у меня возникли ассоциации с Соловецким монастырем. Море и сосны. Это мои личные переживания и ощущение аргентинской земли. Есть замечательные слова отцов-подвижников о том, что не место святит человека, а человек своими трудами, молитвами, поступками освящает данное ему в управление место. А одна из заповедей, которую Господь дал Адаму в Раю (Бытие 2 гл.15 ст.), звучала так: «возделывать и хранить». Поэтому для монаха-священнослужителя по большому счету не имеет значения, где и на какое место поставит его Господь. Чем труднее проходить монашескую жизнь, тем больше опыта и возможностей для спасения и служения Богу и людям в надежде получить воздаяние не здесь, а в Небесном Отечестве, которое является истинным по определению.

http://rusplt.ru/rubeji/argentina/dlya-monaha-ne-imeet-znacheniya-na-kakoe-mesto-ego-postavit-bog-23946.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51