itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Учитесь видеть друг друга

0
948
Время на чтение 6 минут
О духовном единстве со святыми отцами и несвятыми современниками, о том, как в наше время становятся священниками, и могут ли современные монахи превосходить отцов-пустынников, о женском призвании, красоте не по шаблону и подлинной свободе православия - архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт).

- Владыко Марк, насколько современные христиане готовы усвоить святоотеческую традицию и на пределе - воплотить в своей жизни само Евангельское Слово?

- Можно все усвоить. Главное - этого желать. Если сердце желает, то и тело к подвижничеству готово. Читать Священное Писание сегодня важнее, чем дышать. Мы должны пользоваться тем, что открыто Господом через святых отцов. Все уже сказано. Если сегодня я не езжу на ослике, но прилетел в Москву на самолете, это не значит, что я должен быть другого духа с теми, кто передвигался в свое время на ослике.

Соблазны сегодня те же, что были на протяжении тысячелетий. Только они воспринимаются сегодня по-другому. Когда изобрели радио, тоже все считали: все, конец света. А теперь появились интернет, новейшие средства коммуникации. Их можно обратить на пользу и ко служению ближнему Христа ради, а можно приспособить и к угождению собственным страстям. Это как выключатель: им можно пользоваться, чтобы включать свет, а можно - выключать. Мы должны стремиться к тому, чтобы всерьез воспринимать все, что мы читаем в святоотеческих книгах и слышим за богослужением, а главное то, что открывается нашему взору. Многие сегодня ходят будто с закрытыми глазами. Ничего не видят. Наверно, это последствия советского режима.

- Люди перестали видеть даже друг друга? Тогда это образ ада: «Когда ты о нас молишься, мы утешаемся, видя друг друга», - сказал череп бывшего колдуна авве Макарию, указывая на главную муку преисподней - не видеть лица друг друга.

- Это очень большая опасность, когда люди привыкают так жить. 20 лет назад такого еще не было. Разобщение отличает именно современные приходы. Это новое настроение современного поколения христиан, которые культивируют свою самость, помноженную на самолюбие и эгоизм. Все это мешает единству. Поэтому мы должны прикладывать все силы, чтобы уврачевать эту рознь.

- Так же как было уврачевано разделение Русской Православной и Русской Православной Церкви Заграницей?

- Всегда была только одна Церковь. Мы были обособлены административно, но не духовно. Административное разделение преодолели - и слава Богу. Но важно, что во Христе мы всегда были едины. Нельзя в данном случае говорить ни о каком разделении Церквей. Единство Церкви не может нарушаться ничем кроме раскола или ереси. А такого рода разделения между нами не было. Иначе бы мы не могли объединиться.

- Как созидается единство на приходе?

- Надо больше общаться. Например, у меня в соборе (Кафедральный собор святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в Мюнхене. - Ред.) каждое воскресение после литургии - совместная трапеза. Мы общаемся. Иногда архиерей выступает, иногда священник. Миряне задают свои вопросы. Обсуждаем текущие проблемы. Это очень важно - живое общение между людьми, чтобы в процессе, когда они учатся слышать и видеть друг друга, формировалась община, преодолевался разброд.

Единство рождается в результате внутренней работы над собой всех прихожан. У людей возникает желание общения, закономерное, если человек пытается исполнить евангельский закон: отвергнуться себя (Мф. 16:24). Это сложно. Требует многого соборного труда. Единство не может быть сформировано извне, оно рождается изнутри. Но не само по себе, а из опыта молитвы и участия в Таинствах. Мы все члены Единого Тела. Когда мы причащаемся из Единой Чаши, мы объединяемся. Но это дарованное единство во Христе надо еще воплотить в жизнь, а для этого каждый должен прилагать старания. Это каждодневное общее дело, но многообразие его плодов и форм вырастает из Таинств.

- Распространяется ли эта закваска обретенного единства изнутри церковной общины на социум?

- Сегодня часто бывает так: дети ходят в воскресную школу, а дома то, что они усваивают, воспринимается если не в штыки, то по крайне мере не находит поддержки у родителей. Однако там, где священник ведет беседы о вере со взрослыми, укрепляется весь приход, сами семьи становятся прочнее. У нас был такой почти анекдотический случай. Одно время отец приводил двух девочек в воскресную школу, он «сдавал» своих дочерей на крыльце, не переступая даже порога, а сам два часа ходил вокруг храма. В конце концов священнику это надоело: «Вы крещеный?» - однажды буквально схватил он за руку этого отца. - «Да». - «Почему вы не заходите в Церковь?» - «Я профессор, но о Церкви ничего не знаю. И я боюсь». И тогда устроили первую беседу пастыря со взрослыми в доме этого профессора, потом чередовались и заседали в домах родителей других детей... Этот профессор сейчас священник нашей епархии! Он не оставил кафедры в университете, но принял сан и обрел главное служение своей жизни.

- Как человеку обрести путь спасения?

- Молиться. Когда молишься, все становится ясно. А также часто участвовать в Таинствах. Тогда открывается то, что надо именно тебе, - Господь Сам направляет твои ноги. Важно и пастырское попечение. Иногда надо просто взять человека за руку и ввести его в Церковь. Потому что многие сочувствуют верующим, по-своему верят в Бога и не отрицают Церкви. Более того, отдают на учебу в воскресную школу детей, но сами сделать первый шаг, чтобы войти в церковную общину, боятся. Советская власть за годы безбожной пропаганды все же чего-то добилась. Мы - пастыри и прихожане - сегодня должны быть мировоззренчески очень гибкими, чтобы правильно эти ситуации разрешать.

- Не знаю, насколько эта проблема касается Русской Православной Церкви Заграницей, но в современной России за миссионерскую активность и социальную работу православных в чем только не упрекают: от сращивания Церкви с государством до уклонения в католицизм. Особенно «достается» монастырям как образам Царствия Небесного на земле.

- Совершенно не понимаю упрека в том, что мы уклоняемся в католицизм. Если мы будем заниматься исключительно социальной работой, может быть, мы и уклонимся куда-то от православия. Тут важен подход, произволение, намерение, с которыми каждый приступает к служению ближнему. По-моему, сегодня этот труд даже выше того внешнего делания, которое позволяли себе отцы-пустынники, когда плели, например, корзины и потом продавали их. Они плели, чтобы прокормить себя, а сегодня монахи зарабатывают, чтобы прокормить других.

Например, у Сретенского московского мужского монастыря есть интернат на попечении, в котором около 100 детей. А еще под Рязанью у них же - сельхоз-подворье. Вокруг - полное опустошение, пьянство. А в организованном монастырем хозяйстве стали трудиться жены этих же пьяниц, началась какая-то жизнь. Монастырь поднял местность, которая скатывалась к вымиранию. И это приносит реальную социальную пользу. А часть прибыли, которую получает монастырь от ведения собственного хозяйства и производств, издательского например, отдается на содержание тех же сирот.

Тут важно обрести равновесие между литургической, молитвенной жизнью христиан, в частности монахов, и их внешней деятельностью. У каждого эта мера своя. А выработать ее можно, если постоянно пересматривать, оценивать свои позиции, каждый вечер осмыслять, что было сделано не так, и каяться, исправляться.

Вся красота православия в том и заключается, что наши монашеские и приходские общины строятся не по шаблону. Не потому что так Папа Римский или мама римская придумали. А так нам Сам Господь внушает. И мы, соборно внимая Божию внушению, каждый претворяем его в жизнь по-разному в силу своих обстоятельств и возможностей.

- Какова миссия женщины в этом общецерковном служении?

- Женщина всегда должна подражать Богородице. Мирно и тихо предстоять Господу, спокойно трудиться. Русскую Православную Церковь в годы гонений бабушки отстояли. И в последние годы именно женщины внесли особое оживление и во многом обеспечили церковный подъем в России. Очень много зла посеяно из-за стремления к равноправию полов. Женщина, наоборот, была возвышена в обществе до 1917 г.

- 2 марта чествовали Державную икону Божией Матери, явленную как раз в 1917 г. в момент лишения русским народом земного царства. Несем ли мы не только историческую, но мистическую - как сотелесники Христовы - ответственность за грехи тех, кто предавал Царя и царскую семью на казнь, разорял Россию? В конце концов, за Богоотступничество, ставшее причиной всего этого зла?

- Последствия любого греха лежат на любом члене Единой Церкви. Мы, конечно, унаследовали ответственность за это предательство и злодеяния и только через покаяние можем очиститься.

- Как воспринимается эта трагедия Русской Православной Церковью Заграницей: переживается ли сопричастность к этой ответственности, разделяются ли эти грехи с русским народом?

- Да, безусловно.

- В явлении Державной иконы Сама Царица Небесная восприемлет образы царской власти и точно возносит их над землей, предуказывая отныне путь обретения царства как взыскание прежде всего Небесного Отечества, восхождения в Него. Отсюда ли все те многие скорби (Деян. 14:22), которые последовали за 1917-1918 гг., а некоторые и длятся до сих пор?

- Мы несем ответственность за грехи и должны очистить сердца покаянием. Но сам тот факт, что Россия как уже обреченная страна выжила после советского ига и Русская Православная Церковь существует, - это чудо. Хрущев обещал показать по телевизору последнего попа. Безбожники старались всеми силами истребить Церковь. Беда в том, что люди, которые все это вытворяли, живут сегодня среди вас. Они не покаялись и не собираются этого делать. Если только Господь не приведет их каким-то особым, только Ему ведомым путем к покаянию.

Беседовала Ольга Орлова

http://pokrov.pro/uchites-videt-drug-druga/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Важность языка в церкви и роль
церковнославянского языка в современном мире
05.04.2023
УПЦ сегодня идёт по пути РПЦЗ? Отход УПЦ от РПЦ
совершён по политическим причинам?
23.03.2023
Мы наблюдаем изощрённую форму преследования
По словам митрополита Берлинского Марка, на Украине имеют место гонения, которые перекликаются с положением Церкви в первые века нашей эры
24.01.2023
«Они были прихожанами нашей Церкви, а теперь действуют против неё»
По словам митрополита Берлинского и Германского Марка, курс властей Украины на запрет канонической Церкви напоминает гонения на ранних христиан, однако представляет собой худшую версию таких гонений
12.01.2023
Все статьи Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Ольга Орлова
Памяти Наталии Константиновны Кречетовой. К 40-му дню
«Все и всё вокруг неё умиротворялось»
28.12.2022
Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020)
«Мы идём до Христовой победы»
31.10.2022
Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
«Мы ловили каждое слово владыки»
03.12.2021
«Публичная дискуссия – это метод, который реально работает»
Игорь Ашманов о цифровизации, «медийных животных» и современной проповеди
11.11.2021
Все статьи Ольга Орлова
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40