itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нужно продолжать бороться до самого конца (Часть 2)

0
395
Время на чтение 6 минут

Часть 1

Продолжение интервью со схиархимандритом Давидом (Псаракисом), учеником старца Иакова (Цаликиса) - о том, почему он пришел в монастырь, как найти свою дорогу в жизни и что является в духовной жизни самым главным.

- Какие уроки старца Иакова особенно запомнились?

Архимандрит Иаков (Цаликис)
Архимандрит Иаков (Цаликис)

- Старец Иаков всегда говорил нам о том, что нужно быть очень внимательными.

В греческом языке слова «внимание» ("προσοχή", "просохи") и «молитва» ("προσευχή", "просевхи") очень похожи. Легче быть внимательными и осторожными, чтобы не совершить грех, чем каяться, когда грех уже совершен. Лучше быть внимательным и не допускать болезнь, чем потом пытаться выздороветь, потому что выздороветь намного сложнее, чем просто не заболеть. Выздоровление требует много борьбы и намного больше силы, чем та, которую имеем мы, современные люди. К сожалению, мы не имеем той силы души и расположения к покаянию, изменению жизни, которое было у людей раньше. Тогда в принципе имели более аскетическое самосознание и взгляды на жизнь, более сильную тягу к изменению, исправлению того неправильного, что было сделано. Поэтому старец и говорил, что лучше не делать неправильное.

Внимание важно, но все совершается с молитвой. С молитвой совершаются чудеса, с молитвой мы можем изменить все, вплоть до воли Божией

- Покаяние, изменение ума - это очень трудно. В Евангелии от Матфея сперва Иоанн Предтеча говорит о покаянии, потом - Христос. Читаешь этот призыв - «покайтесь» - и до конца остается непонятным его смысл - что именно нужно делать и как?

- Покаяние - это не сожаление или раскаяние из области этики, когда человек говорит: «Извините, я сделал ошибку». Такое раскаяние - скорее что-то внешнее. Покаяние же - это когда я изменяюсь внутреннее, изменяю мой ум. В греческом языке слово покаяние - "μετανοία" ( "метаниа") - говорит о том, что это за процесс - перемена ума. Ум поворачивается в другую сторону ("μετά", "мета"), меняется, меняет свое направление и находит что-то новое. Мой ум становится другим, становится, как ум Христа, я учусь думать, смотреть на вещи, говорить, как Христос. Покаяние - это образ и способ жизни, процесс, который никогда нельзя завершить. Сколько человек будет жить - столько может каяться, изменять свой ум, разворачивать его от греха ко Христу, приближаться к Нему. Тысячи лет человек может жить, приближаясь к Богу, и никогда не сможет полностью вместить Его в своей душе.

- Какие ошибки мы, современные люди, совершаем в духовной жизни?

- Думаю, что грехи во все времена одни и те же. Страсти, которым подвержен человек, не меняются со времен Адама и Евы. Изменяется способ, которым человек грешит.

Мне кажется, что именно в последние годы, например, в Греции до кризиса, появилось много денег, и из-за этого - много жизненных благ, которых раньше не было, а это открыло двери для искушений. Человеку стали предлагать ложные блага, ложную радость, которые уводят от истинных, от Бога.

Я вижу, каким большим искушением для многих является интернет, тот же Фейсбук. Я не хочу сказать, что интернет и Фейсбук - это однозначно плохо. Важно, как ты их используешь. В интернете можно найти прекрасные вещи, которые принесут духовную пользу, но, к сожалению, многие люди используют его неправильным образом.

Я вижу, сколько людей, которые приходят в наш монастырь на исповедь, впали из-за интернета в тяжкие искушения. Искушения те же, что были раньше, но есть новизна в том, как человек в них вовлекается: если раньше, чтобы встретить грех, увидеть какое-то греховное проявление, нужно было по крайней мере выйти из дома, то теперь, если компьютер стоит у тебя в комнате, и ходить никуда не надо, все и так можно посмотреть. И сколько людей из-за этого впали в тяжкие грехи, потеряли семьи!

- И как надо бороться со страстями?

- Молитвой, вниманием к своей внутренней жизни и жизнью вблизи Таинств - исповеди, Причастия, - потому что именно через эти Таинства человек приобщается к Богу.

- Опыт, накопленный святыми подвижниками, - богатство Церкви. Как его перенимать, как следовать ко Спасению?

- Нужно любить Бога. Только любовь Божия может дать верное основание и критерий правильности духовной жизни. Я люблю Бога и борюсь с грехами, насколько сильно люблю, настолько сильно борюсь, и чем больше борюсь, чем сильнее люблю. И в каждый момент надо задавать себе вопрос: «Искренен ли я? Действительно ли веду борьбу, не уклоняюсь ли от нее?» И шаг за шагом, посредством духовного руководства, человек сможет найти свою дорогу.

Я думаю, что богатство, которое мы имеем в Церкви - это наши святые, потому что они - это живое Евангелие, живое благовествование. В святом есть настоящая любовь Христова, радость, сила, чистота, Бог находится рядом с ним, и это нельзя не почувствовать, не увидеть. Я почувствовал эту любовь от живого человека, когда оказался рядом со старцем Иаковом. Он принес ее в мою жизнь, так что я ощутил, что Бог - мой Отец.

Ощущение этой любви помогает и побуждает тебя самого искать ее и стремиться к тому, чтобы она жила в тебе самом.

- Как Вы нашли свою дорогу? Как поняли, что вам надо быть монахом?

- Думаю, что монашество и брак - это харизма, дар Божий, талант, о котором говорится в Евангелии. Это то же самое, что уметь красиво рисовать, прекрасно петь. Надо, чтобы человек искал, что у него внутри, какой в нем талант. К сожалению, часто мы не имеем силы даже для того, чтобы начать этот поиск и как следует искать, поэтому нередко Бог сам показывает нам дорогу. Так произошло и со мной.

До того, как стать монахом, я с детства ходил в храм, знал какие-то вещи о церковной жизни, но немного. У меня не было этого глубокого духовного поиска, и я не думал о возможность принять постриг.

Когда я увидел старца Иакова и познакомился с ним, то почувствовал в нем любовь Христову, присутствие Божие, и то, и что для живого современного человека возможно этого достичь. Одно дело - читать об этом в книгах, и другое - видеть живого человека, в котором воплощается этот опыт.

Старец Иаков (Цаликис) и паломники в монастыре преподобного Давида
Старец Иаков (Цаликис) и паломники в монастыре преподобного Давида

Первая мысль, которая мне пришла в голову, - что я хотел бы быть его сыном. Мне тогда было 20 лет, и это желание возникло с первого взгляда на старца. Я забыл моего отца, маму, - всех. Даже не то что забыл - но по сравнению с любовью, которая жила в старце, их любовь была ничем. И мне захотелось стать чадом старца и воспринять эту любовь. Вторая мысль была - что и я могу иметь в себе такую же любовь и потом передавать ее другим людям. Я почувствовал, что мой настоящий дом - здесь, в монастыре, захотел остаться и сказал об этом старцу. Он с большой рассудительностью сказал в ответ: «Нет-нет! Тебе надо закончить учебу в университете, отслужить два года в армии, и потом придешь» - «Но это столько лет! Мне придется ждать так долго, прежде чем прийти в монастырь!» - «Надо, чтобы ты хорошо подумал, помолился, а там посмотришь».

В монастыре преподобного Давида Эвбейского
В монастыре преподобного Давида Эвбейского

Как я потом понял, старец хотел, чтобы я сам почувствовал, было ли мое желание остаться настоящим. То есть чтобы не он сказал мне, а я по-настоящему почувствовал это в себе, чтобы желание по-настоящему исходило от меня самого.

Прошло два-три месяца, я не мог жить по-прежнему и продолжать учебу, пришел в монастырь к старцу и сказал, что не уйду. Он развел руки в стороны и сказал: «Да, дитя мое! Приходи! Монастырь открыт для тебя!».

Вот так я пришел в монастырь.

- Сейчас у вас тоже есть ученики, подобно тому. Как они были у старца Иакова?

- Нет, потому что я не старец, не игумен монастыря. В Греции только игумен монастыря может быть духовным отцом для монахов. Был период, когда наш игумен заболел и находился в больнице, так что монахов приходилось исповедовать мне, но это было по необходимости.

У меня есть духовные чада-миряне, которые живут и на Эвбее, и далеко от нашего острова - в Афинах, Салониках, даже за границей. Они периодически приезжают исповедоваться в монастырь, а так мы общаемся по телефону, обмениваемся письмами. Насколько могу, молюсь за них.

- Это трудно?

- Да, трудно. Но надо знать, что только с Божией помощью человек может перенести эти обязанности - молитвы, исповеди. Без Божией помощи он не сможет это поднять, потому что это очень тяжело. Это возможно только Богу.

- А что вы говорите своим чадам - что самое важное в жизни?

- В духовной жизни самое важное - то, чему нас учил старец Иаков, - терпение. Терпение перед лицом трудностей, искушений. «Терпение» - это одно недлинное слово, но оно скрывает в себе очень многое. Чтобы у тебя было терпение, нужны молитва, Причастие, исповедь, участие в богослужениях, изучение Священного Писания, житий святых. Чтобы стяжать терпение, нужно по-настоящему жить духовной жизнью. Терпение - это возделывание души, вера и надежда.

http://www.taday.ru/text/1755041.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Схиархимандрит Давид (Псаракис)
Все статьи Схиархимандрит Давид (Псаракис)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40