itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Воссоединение двух частей Русской Церкви - Заграницей и на Родине - это величайшее благо»

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
485
Время на чтение 5 минут
Изменилась ли жизнь приходов Русской Православной Церкви Заграницей после подписания Акта о восстановлении канонического единства? Об этом беседа с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Ведущий - Олег Петров.
Владыка, вот уже пять лет, как подписан Акт о восстановлении канонического единства Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и вот уже три года, как Вы - Предстоятель зарубежной Русской Православной Церкви. Изменилась ли жизнь православных за границей за годы в общении с Русской Православной Церковью?

- Воссоединение двух частей Русской Церкви - Заграницей и на Родине - это для нас величайшее благо. Потому что у нас сейчас Полнота в сослужении, в общении с епископатом Русской Поместной Церкви, с духовенством, которое посещает разные страны. Когда мы, епископы, священнослужители и миряне, приезжаем в Россию и другие страны, мы можем участвовать в Полноте церковного общения, посещать великие монастыри, святыни Русской Православной Церкви. Это дает нам духовную силу в нашей работе за границей: просвещение людей, окормление духовное и православное миссионерство.

- Владыка, Вы родились в Северной Америке, в семье эмигрантов. А Ваши родители откуда были родом?

- Мои родители родом из Волынской области Украины. Но в тот период истории Волынская область входила в состав Польши, так что мои родители выехали за границу, в Канаду, из польского государства.

- А традиции церковные Вашей семьи были православными? Все-таки Польша - страна католическая...

- Родители и все наши люди сохраняли Православную веру. Именно в тот период было движение по сохранению паствы на Волыни от вторжения каких-то других традиций.

В тот период люди, эмигрируя в Канаду, поселялись в совершенно необжитые лесные места. Но украинцы поселялись часто вместе и сохраняли общинную жизнь. В первую очередь, они основывали церковные общины, приходы, строили храмы. Жизнь в общине была вокруг храма, Церковь объединяла всех, утешала, укрепляла.

Хотя было тогда мало священников, приезжали они, может быть, только раз в два месяца, и в первые годы было очень тяжело, но все равно вера укрепляла людей.

- У многих иерархов путь в Церковь достаточно сложен, Вы изначально избрали церковный путь. Это был личный выбор или воля родителей?

- Я думаю, что Сам Господь так устроил. Мы жили в пустынном месте, у нас была ферма, и с детства я наблюдал красоту природы. И всегда приходила мысль: как это прекрасно все устроено, поэтому должен Господь существовать. Потом красота церковная, богослужебная красота, красота святых икон - все это так поразило меня благолепием, что душа загорелась, и желание стать священником появилось уже в юном возрасте.

- Был ли в Вашей жизни человек, духовник, который указал путь Вашего подвига?

- Да. В моем детстве часто у нас служил архиепископ Пантелеимон, Правящий епископ Канады. Из-за недостатка священников он часто сам приезжал в нашу Свято-Троицкую церковь и совершал богослужения. Для меня он был примером и образцом церковного служения. И он благословил меня поступить в семинарию. Но, к сожалению, я тогда не имел возможности поступить; через некоторое время возможность появилась в другом месте. Это был Свято-Троицкий монастырь в центре штата Нью-Йорк - в Свято-Троицкую Духовную семинарию я поступил в 1967 году.

- Владыка, Вы уже три года несете миссию Предстоятеля. Как удается решать проблемы в Православной Церкви за рубежом, какая из них наиболее трудна сейчас?

- Церковная жизнь сложная, и проблемы, что мы сами не можем разрешить, пытаемся преодолеть всегда через молитву, через прошение, чтобы Господь помог. Важные вопросы церковные решаем на заседаниях Архиерейского Синода, через Архиерейские Соборы, которые собираются каждые два-три года.

- Акт воссоединения Церквей не всеми православными за рубежом принят. Проблема раскола - как остро она сейчас стоит?

- Должен сказать, что небольшое число священнослужителей-либералов не приняло этот акт. Есть верующие, который сначала уклонились, но потом вернулись к единству. Мы очень опечалены, что есть священники, которые не поняли важности церковного единства. Кто-то по неведению, будучи изолированы, например, в Южной Америке. Или от какой-то обиды.

- А с чем связана эта обида?

- Думаю, положение в Южной Америке, например, было очень трудным. Там долгое время не было Архиерейского окормления, и люди жили старыми понятиями. Они не могли увидеть, что в России Церковь возрождается, что есть полная свобода, что правительство не гонит Церковь, а, наоборот, помогает восстановить храмы, монастыри. Некоторые дезинформированы.

- В интернете очень много противоречивой информации об оценках Вашей деятельности священниками, представителями Церкви в Южно-Американской епархии и мирянами за рубежом. По их мнению, Ваша позиция как Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей не самостоятельна, слишком зависима, может быть, от взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Как они считают, Предстоятель Церкви Зарубежной должен быть более жестким. Насколько Предстоятель Церкви Зарубежной должен быть твердым в своих действиях? И в чем твердость должна проявляться?

- Я думаю, они недовольны тем, что мы, архиереи, в Полноте своей постановили, что пришло время воссоединиться с Матерью-Церковью, с Полнотой Русской Поместной Церкви. Они надеялись, что мы не будем вступать на путь единства, а останемся отдельно, как это было последние семьдесят лет. Но это была вынужденная изоляция для защиты церковных интересов, для защиты духовной паствы. Но когда предложение о воссоединении поступило, мы решили соборно. Грех по личным каким-то причинам отсекать себя от единства церковного.

- Изменилась ли жизнь приходов Русской Православной Церкви за рубежом после воссоединения?

- Мне кажется, наша приходская жизнь остается такой же, но эмиграция людей из России и других стран для нас очень большая поддержка, ведь наши приходы пополнились во многих местах.

Вообще, наша приходская жизнь отличается от жизни в России, потому что мы живем среди иноверных, неправославных людей. Наши церковные общины - как оазисы на чужой земле, они поддерживают людей, которые очень часто за границей чувствуют себя потерянными.

Еще одно отличие нашей приходской жизни - у нас меньше людей в приходе, священник знает почти всех своих прихожан. Значит, есть больший контакт священнослужителей с паствой. И не только священника на приходе, но и Архиерея. Это очень укрепляет внутреннее единство верующих с Архиереем и священниками. Поэтому у нас больше сплоченность. Обязательно совместное чаепитие после богослужения во многих приходах,что сближает людей, все знакомятся друг с другом, находят общие темы разговора, и так рождаются общие проекты собраний, съездов, культурных мероприятий.

- На Ваш взгляд, нужны ли какие-то внешние, инициированные не иерархами, реформы церковной жизни?

- Думаю, что реформ особых не нужно, а нужно укрепление церковной жизни. Во-первых, катехизация верующих при каждом приходе - нужно давать не только детское церковное образование, но и взрослых учить. В нашем случае мы должны обратить особое внимание на людей внешних, в каждой стране мы должны открывать двери в Церковь для инославных, особенно в Америке, где очень много эмигрантов и инославные американцы находят Православие именно через наши храмы, через чтение духовной литературы на английском, французском или другом языке.

- В Русской Православной Церкви активно обсуждается возможность перевода богослужений на русский язык, чтобы привлечь больше людей, чтобы все православные россияне, которые уже долгое время ходят в храм, понимали, что читается и о чем говорится на богослужении. Ваше отношение к этому?

- У нас другое положение. Молодежь учится в университетах, школах, владеет местным языком, поэтому нам часто нужно употреблять в храме и английский язык, и другой местный язык совместно с церковно-славянским. У нас читаются и Евангелие, и Апостол на двух языках. Что касается церковно-славянского языка, думаю, нужно было бы некоторые выражения приблизить к современному русскому языку. Но переход на русский язык может вызвать возражение и негодование многих людей. Поэтому это дело соборное.

- Божией помощи в Вашем служении, просим Ваших молитв; спасибо за интервью.

- Храни вас Господь.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52317

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)
Мы счастливы, что достигли единства
К 15-летию воссоединения Русской Церкви
17.05.2022
«Чувствуется влияние сильных мира сего»
Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Иларион о действиях Фанара на Украине
28.05.2021
Право править
Беседа с Первоиерархом РПЦЗ о 30 годах его архиерейства
10.12.2014
Все статьи Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40