Доброта не означает слабость характера: интервью с офицером «Беркута»

0
195
Время на чтение 6 минут
Анатолий - офицер спецподразделения «Беркут». С ним мы познакомились на одной из волонтерских поездок в психоневрологический интернат. С тех пор, всякий раз, когда он заходит в нашу комнату для занятий, вместе с ним туда вливается какая-то особая волна света и радости. Позже я узнала, что Толик также ездит в Охматдет к ВИЧ-инфицированным детям.

Долгое время я не могла связать воедино две ипостаси этого человека - воина и волонтера. Сила тела и духа никак не хотели в моем понимании соседствовать со смирением и милосердием сердца.

О том, как удается совмещать эти вещи, о пути к Богу, о справедливости и доброте я и попросила рассказать Анатолия.

- Как началась твоя карьера в «Беркуте»?

- Мне было 14, когда мама поехала на заработки в Италию. Мы с братом остались вдвоем. И началась типичная молодежная жизнь, которая наступает вслед за ослаблением родительского контроля. Но в институт я после школы все-таки поступил. На втором курсе я бросаю все и иду в армию. Как раз подходил мой срок.

Я знал, что в армии стану настоящим мужчиной

- Почему ты решил служить? Обычно, наоброт, стараются как-то «откосить»...

- На это было несколько причин. Во-первых, я считаю это долгом каждого мужчины. Кроме того, я знал, что в армии я из пацаненка стану настоящим мужчиной. Ну, и конечно, в этом была своя доля романтики - какой мальчишка не мечтает об оружии, о спецподготовке? Но важнее всего, безусловно, было чувства долга. Ради этого я даже рискнул образованием, потому что перед армией перевелся на заочный. За полтора года я должен был пропустить три сессии: меня призвали на полтора года, но потом срок службы сократили, и я прослужил только год.

Вернувшись, я начал искать работу, потому что после армии мозги уже совсем другие - хочется свои деньги зарабатывать. И тут мне (потому что армия была уже за плечами) в 19 лет предлагают идти в «Беркут»! И я понимаю, что вот она - моя мечта. Снова перехожу на заочный, 8 месяцев собираю документы, жду, пока освободится место. Прохожу три с половиной месяца спецподготовки - и приступаю к службе.

- Расскажи немного о специфике работы.

- Приходится бывать в самых необычных, экстремальных ситуациях, видишь все - от неприятной грязи до смешного и комичного. График не нормирован. Тебе позвонили - и уже должен ехать куда-то. Но обычно мы приходим на работу в 14 часов. Потом 2 часа на спортзал, в 16 часов получаешь оружие, обедаешь - и все разъезжаются на задание, кто куда. Домой обычно уже к утру возвращаемся.

- С чего началось твое воцерковление?

- Все началось с Почаева. Друг очень вовремя посоветовал туда поехать и дал координаты своего знакомого, который был там послушником - сейчас уже о. Сергий и мой очень близкий друг. Тогда я искал о. Сергия не для себя, по своей духовной слепоте я искал его просто потому, что меня попросил об этом друг. Теперь-то я понимаю, что найти его было необходимо, в первую очередь, моей душе.

С о. Сергием мы долго говорили, он дал мне листовочку о том, как правильно исповедоваться. Помню, слушал его с открытым ртом - столько всего узнал, и именно того, что мне нужно тогда. Если бы он всего этого мне не рассказал, я бы, наверно, походил, «как идиот по музею», посмотрел, и все - поехал бы домой ни с чем.

Когда в очереди стоял на исповедь, помню, искушало меня хорошо: ну зачем это тебе, и стыдно, и ждать долго. А я думаю: нет, я же не зря сюда приехал. И на самой исповеди, до последнего, у меня прямо буквы расплывались перед глазами - не мог ничего прочитать, что ночью написал. Но, думаю, нет, надо до последнего. Вот этот напор меня и спасал всегда. А когда вышел из храма после службы - такая легкость, как на свет родился заново - чуть не взлетел там с порога.

Потом тоже было много сложностей, падал много раз, но все равно поднимался.

Воин носит меч свой

- Баланс между смирением и применением силы - как ты его находишь?

- Я очень много думал, как при моей работе можно жить праведно. Поэтому я искал ответы. И мне как-то сказали: поступай по совести, «воин носит меч свой».

Ситуации бывают часто неадекватные, иногда все происходит очень быстро. Требуется действовать экстремально в экстремальных ситуациях. Там нет возможности постоять подумать, что сказать или сделать - нужно действовать, причем быстро и взвешенно.

Желания унижать или издеваться у меня никогда не было, и, если и применяю силу, то только с целью, чтобы человек понял, что он неправ.

Сейчас, когда воцерковился, я стал уже не таким жестким. Теперь я стараюсь сначала достучаться до человека с помощью слов, иногда даже по несколько раз - хотя у нас и не принято так делать. А если уже до человека слова не доходят - только тогда вынуждены применять силу. И вот что интересно - сразу после этого человек все понимает. И даже если бы и не хотел силу использовать, уже вижу, что нужно, потому что этот данный человек в этой конкретной ситуации только так и сможет понять.

Хотя и ошибки тоже бывают. Сейчас я понимаю, что в некоторых случаях можно было поступить по-другому и урегулировать вопрос меньшими физическими усилиями.

- Наверно, когда ты приходишь на исповедь, то говоришь: «Батюшка, каюсь, я в «Беркуте» работаю»...)))

- Нет, конечно (улыбается). Это ни о чем не говорит - слишком обобщенно. Когда меня спрашивают, где я работаю, я говорю. Тогда уже совсем по-другому речь идет: к такой работе Церковь относится с пониманием.

Если ты добрый - это не значит, что ты тряпка

- Как прошло твое воцерковление в коллективе? Не воспринималось как слабость?

- В начале были свои сложности, но я, наоборот, считаю, что это хорошо, если ты за веру терпиш какое-то поношение. Но со мной это было недолго. Все свои качества как бойца я уже показал, и слабым меня не считали. Доброта не означает слабость характера. Если ты добрый - это не значит, что ты тряпка. Я добрый с тем, с кем нужно быть добрым. Но если нужно - я могу быть жестким и вполне конкретным. Это зависит от ситуации.

Ребятам из группы мое воцерковление было просто непонятным. Да, многие верят в Бога, но от них это все как-то далеко очень. Потом мы много с кем говорили на эти темы - достучаться трудно, но кто-то, все же, прислушивается.

И потом, как говорят, Бог поношаем не бывает. Было всякое - ребята иногда специально задевали, когда видели, что я читаю молитвослов в общежитии. Можно было скрывать это, чтобы не быть белой вороной, но это значило бы отречься от Христа. Слава Богу, я этого не сделал тогда. Потому что сейчас вся эта брань превратилась в уважение.

Иногда я думал даже, ну сколько уже можно - потому что реплики сыпались со всех сторон. У нас такой коллектив, что без смеха было бы очень сложно. Словесно человека могут опустить ниже плинтуса, но на это никто не обижается, потому что сегодня с него смеются, завтра - с меня. Мне тогда самому интересно было, выдержу или нет. Но очень хотелось. Я воспринимал это как своеобразное испытание. И, в итоге, был рад, что смог выдержать. Тогда я получил офицера и увидел к себе такое уважение, которого даже представить не мог раньше. Хотя знал, что ребята в душе уважают. Но теперь это даже внешне стало проявляться, даже самому странно. Было очень приятно, потому что я это воспринял как вознаграждение от Господа.

Каждое мгновение нужно использовать максимально

- Как появилось желание заниматься волонтерством?

- Друг рассказал мне про молодежку в Ионинском. И я подумал - это то, что мне нужно. Долго не мог попасть, но на первой же встрече услышал объявление о волонтерстве. И как раньше не искал легких путей - так и здесь. Выбрал то, что мне казалось самым сложным, ведь многие боятся ехать к ВИЧ-инфицированным. Потом знакомый подтянул меня и в психоневрологический интернат. Там какая-то своеобразная обстановка: время как будто застывает и мир останавливается. Там я понимаю, что все мои проблемы - просто пыль и чушь, по сравнению с судьбой тех людей, которые там находятся. Видишь беду других людей и понимаешь простые истины жизни. Не стоит себя накручивать лишний раз, а тем более унывать. Оттуда я выхожу уже совсем другим человеком. Более спокойным и трезвым к собственной жизни, собственным проблемам, приободренным и радостным. И точно: ты получил больше, чем принес.

Когда я воцерковлялся, у меня внутри все кардинально поменялось. Я понял, что вот он - правильный путь, и сейчас нужно делать максимум, от меня зависящее. Каждое мгновение использовать полностью, максимально.

Сейчас я чувствую себя на своем месте. Все в жизни - и образование, и армия, и воцерковление, - все было неспроста. Там, где я мог, прикладывал максимум усилий, а за все остальное - бесконечно благодарен Господу.

Беседовала Любовь Дубова

http://orthodoxy.org.ua/content/dobrota-ne-oznachaet-slabost-kharaktera-intervyu-s-ofitserom-berkuta-40863

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Любовь Дубова
Все статьи Любовь Дубова
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25