itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. Первые годы существования

Новости Москвы 
0
721
Время на чтение 17 минут

Создание в 1943 году в СССР Совета по делам РПЦ - отдельного ведомства, занимавшегося исключительно вопросами Русской Православной Церкви, - привлекло внимание иностранной общественности. Русская Зарубежная Церковь настойчиво утверждала, что Русская Церковь подвергается гонению на территории СССР, ей вторили и Католическая, и Англиканская Церкви. Поддержанием имиджа Советского Союза за рубежом призван был заниматься Совет по делам Русской Православной Церкви, деятельности которого в период с 1943 по 1946 годы и посвящена статья Александра Онищенко.

Изменение политики церковно-государственных отношений в Советском государстве характеризовалось изменением отношения атеистического государства в первую очередь к Русской Православной Церкви[i]. Отношение к Церкви в государстве после 1943 года становятся терпимым, а не враждебным, как было прежде. По предложению лично Сталина[ii] был создан особый правительственный орган, на который была возложена задача осуществления связи между правительством Союза ССР и Русской Православной Церковью. Реализация самого плана существования в стране Советов подобного органа должна была показать, что РПЦ рассматривается как общественно-социальная структура, которая не только контролируется государством. Через Совет Русская Церковь могла просить правительство о необходимой помощи и обращаться для консультаций и получения определенных разъяснений по различным вопросам. Данная публикация ставит своей целью рассмотреть некоторые аспекты деятельности существования Совета по делам РПЦ в хронологический период с 1943 по 1946 гг.

Сам факт появления отдельного ведомства, которое занималось и специализировалось исключительно на вопросах Русской Православной Церкви, говорит о том, что именно православию государство и лично Сталин уделяли особое внимание. Совет по делам религиозных культов, который занимался всеми остальными религиозными течениями, появился несколько позже. Нельзя не согласиться с большинством исследователей, которые приписывают образование Совета патриотической деятельности Русской Церкви в годы войны. Несомненным остается и то, что Сталин уже тогда планировал вовлечь Русскую Церковь в планы своей внешней политики. Но образование специального особого политического органа при правительстве говорит об исключительно особом улучшении отношений, впервые за многие годы власти большевиков.

Совет по делам Русской Православной Церкви был создан постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 993 от 14 сентября 1943 года. Тем же постановлением Г.Г. Карпов был утвержден в должности Председателя Совета.

Несколько слов хочется сказать о личности Георгия Григорьевича Карпова. Г. Карпов - профессиональный чекист[iii], родился в Кронштадте в 1898 году. Обладал неоконченным высшим образованием, хотя был человеком достаточно эрудированным. Хорошо разбирался в политических вопросах внешней и внутренней политики. Был женат, имел двух дочерей. Ранее Карпов занимался религиозными вопросами в центральном аппарате наркомата, возглавлял 3-й отдел 5-го управления НКВД. Не случайно выбор пал именно на его кандидатуру. В общении был сдержан и осторожен. Ему удалось выстроить конструктивные и обоюдоплодотворные отношения с Московской Патриархией и лично с Патриархом Алексием I.

Совет Народных Комиссаров обязал Г. Карпова представить в декадный срок Положение о Совете и штатное расписание. По сути, Г. Карпову нужно было создать новый рабочий государственный орган. Нужно было озаботиться составлением необходимой документации, поиском подходящего здания для Совета и подбором необходимого рабочего персонала. Нужно заметить, что профессиональные чекисты шли на работу в Совет неохотно. Об этом свидетельствуют личные дела сотрудников Совета. Например, помощник Председателя Блинов Николай Иванович проработал в Совете менее года[iv].

Все, даже очень незначительные распоряжения, делались и контролировались на очень высоком уровне. Скорее всего, И. Сталин пристально следил за работой Г. Карпова. Уже распоряжением от 23 сентября 1943 года Совет Народных Комиссаров обязал исполком Московского городского Совета депутатов трудящихся в 2-дневный срок освободить и передать Совету по делам Русской Православной Церкви 2-й этаж особняка по ул. Кропоткина дом № 20. Судя по всему, Правительство спешило создать хорошо работающий государственный орган. Вопросов для решения накопилось очень много. Русская Церковь должна была возродиться буквально «из пепла».

Постановлением № 1095 от 7 октября 1943 года было утверждено Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви. Это постановление подписал лично Сталин, также на документе стоит подпись управляющего делами СНК СССР Я. Чадаева.

В связи с тем, что данное Положение[v] не публиковалось полностью, считаем необходимым привести его в настоящей публикации.

Утверждено

Совнарокмом СССР

от 7 октября 1943 года.

П О Л О Ж Е Н И Е

о Совете по делам русской православной церкви

при Совнаркоме СССР.

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР осуществляет связь между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской Православной Церкви, требующим решения Правительства СССР.
  1. Совет состоит из председателя, его заместителя, двух членов и ответственного секретаря, утверждаемых Совнаркомом СССР.
  1. На Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР возлагается:
  • предварительное рассмотрение вопросов, возбуждаемых Патриархом Московским и всея Руси и требующим разрешения Правительства СССР;
  • разработка проектов законодательных актов и постановлений по вопросам Русской Православной Церкви, а также инструкций и других указаний по их применению и внесение их на рассмотрение Совнаркома СССР;
  • наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории СССР законов и Постановлений Правительства СССР, относящихся к Русской Православной Церкви;
  • представление Совнаркому СССР заключений по вопросам Русской Православной Церкви;
  • своевременное информирование Правительства СССР о состоянии Русской Православной Церкви в СССР, её положении и деятельности на местах;
  • общий учёт церквей и составление статистических сводок по данным, представляемым местными органами.
  1. Совет по делам Русской Православной Церкви имеет при Совнаркомах союзных и автономных республиках, обл(край) исполкомах своих уполномоченных, действующих в соответствии с пунктами «в», «г», «д» и «е» статьи 3 настоящего Положения и инструкции Совета.
  2. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР имеет право:
  • требовать от центральных и местных советских органов представление необходимых сведений и материалов по вопросам, связанным с Русской Православной Церковью;
  • образовывать комиссии для разработки отдельных вопросов, касающихся Русской Православной Церкви.
  1. Все центральные учреждения и ведомства СССР предварительно согласовывают с Советом проводимые ими мероприятия, связанные с вопросами, относящимися к Русской Православной Церкви.
  1. Совет по делам Русской Православной Церкви имеет свою печать и штамп.
  1. Совет по делам Русской Православной Церкви имеет технический и обслуживающий аппарат согласно штату, утверждающему в установленном порядке.

Как видно из второго пункта данного Положения, штат Совета весьма ограничен. По сути, сотрудников, которые должны были выполнять основную часть работы, всего двое. Конечно, этого было далеко недостаточно для реализации всех задач, поставленных перед Советом правительством. Сил Совета не хватало даже на то, чтобы привести все дела, касающиеся Совета, в надлежащий порядок. В это время почти всем открытым во время войны храмам должна была быть выдана регистрация, также зарегистрировать нужно было и все духовенство. Не говоря уже о том, что руководству Совета нужно было регулярно встречаться с высшими иерархами Церкви, обсуждать рабочие моменты, консультироваться, помогать решать их просьбы. Очень скоро штат сотрудников Совета будет значительно увеличен.

Отдельным пунктом оговаривается создание уполномоченных на местах. Об этом пишет С. Чеботарев: «Новая должность уполномоченных водилась при СНК союзных и автономных республик, областных (краевых) исполкомах. Уполномоченные назначались решениями местных органов Советской власти и утверждались на бюро областных, краевых, республиканских комитетов партии. Совет по делам РПЦ лишь согласовывал кандидатуры, впрочем, как показала позднейшая практика, это было лишь формальностью, местные органы власти единолично определяли кандидатуры уполномоченных, и все попытки Г.Г. Карпова хоть как-то влиять на принятие решений по кадровым вопросам закончились неудачей»[vi].

Для наглядности и для сравнения приведем штатное расписание, утвержденное Правительством через год после появления Совета. Распоряжением № 19036 от 5 октября 1944 года за подписью В. Молотова штаты и оклады заработной платы работников Совета были утверждены согласно представленному приложению.

ШТАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ РАБОТНИКОВ[vii]

СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВСОЛАВНОЙ ЦЕРКВИ при СОВНАРКОМЕ СССР

Наименование должности

Количество штатных единиц

Должностной оклад в месяц (рубли)

Председатель Совета

1

2500

Заместитель Председателя Совета

1

200

Ответственный секретарь

1

1800

Помощник Председателя

1

1600

Референт при Зам. Председателя

2

1500

Юрисконсульт

1

1500

Старший инспектор

1

1400

Инспектор

3

1200

Зав. хозяйством

1

1000

Бухгалтер

1

800

Ст. делопроизводитель

1

700

Делопроизводитель

1

500

Стенографистка

1

600

Машинистка

1

500

Секретарь

5

600

Шофер

5

385

Курьер-уборщица

2

250

Швейцар

3

250

Буфетчица

1

300

Истопник

3

250

Как становится ясным из данного документа, основной упор в штатном распоряжении сделан на обслуживающий персонал, а также на сотрудников, осуществляющих делопроизводство (делопроизводитель, машинистка, секретарь, референт, стенографистка). Делопроизводство в Совете велось очень тщательно, и сотрудники Совета относились к документам очень серьезно. Большая часть документации, циркулирующей между Советом и уполномоченными, имела гриф секретности. Вскоре в Совете была создана специальная Секретная часть для осуществления секретного делопроизводства.

Сотрудники Совета часто ездили в командировки для того, чтобы разобраться на месте в сложных или спорных вопросах, ознакомиться с положением верующих в каждом конкретном регионе, дать необходимые рекомендации и инструкции уполномоченным Совета по делам РПЦ на местах. Это, конечно, имело негативные последствия для полноценной и бесперебойной работы Совета. Следствием регулярных командировок становилось недовольство граждан, желающих быть принятыми в Совете по вопросам регистрации приходов, а также значительная часть неразобранной и ожидающей подписи и рассмотрения документации.

Постановлением № 1122 от 15 октября 1943 года в должности заместителя председателя Совета был утвержден Константин Артемьевич Зайцев - личность достаточно интересная, также бывший чекист. В отличие от Г. Карпова он не занимался до прихода в Совет религиозными вопросами. 27 марта 1945 года К. Зайцев был освобожден от должности заместителя председателя Совета и утвержден в должности председателя Совета по религиозным культам СССР. Заместителем Г. Карпова стал Сергей Константинович Белышев.

С первых дней существования Совета Г. Карпов столкнулся с кадровой проблемой. Крайне трудно было найти среди советских чиновников желающих работать в Совете. И даже среди выразивших такое желание находилось немного лиц, хорошо разбиравшихся в тематике отношений государства и Церкви. Атеистическое воспитание и пропаганда, нужно полагать, сделали свое дело. К работе в Совете не привлекала ни хорошая зарплата, ни ряд льгот и поощрений, ни возможность служебного роста.

Новым государственным органом сразу заинтересовалась иностранная общественность. Русская Зарубежная Церковь настойчиво утверждала, что Русская Церковь подвергается гонению на территории СССР, ей вторили и Католическая, и Англиканская Церкви. Свободы слова и свободы вероисповеданий в Советской России не было, но в глазах мировой общественности должен был быть представлен совсем другой образ страны-победительницы фашистской Германии.

Вопросами «доброго имени» и поддержания имиджа Советского Союза за рубежом призван был заниматься именно Совет по делам Русской Православной Церкви. Г. Карпов стал регулярно принимать в здании Совета иностранных корреспондентов. По результатам каждой встречи, интервью или беседы делались соответствующие записи, писались пояснительные и сопроводительные документы. Сейчас с ними можно ознакомиться: они хранятся в составе дел описи № 2 фонда Совета в ГАРФ[viii].

Исследователи редко обращаются к данному архивному источнику, хотя, как представляется, он, несмотря на всю продуманность и осторожность ответов Г. Карпова на достаточно «скользкие» вопросы иностранных корреспондентов, представляет определенный исторический интерес. Полагаем необходимым привести первый документ из вышеназванного дела - «О встрече Г. Карпова с корреспондентом канадских газет Раймондом Дэвисом». Канадский журналист был принят в Совете по личным настойчивым просьбам и по согласованию с Наркоматом иностранных дел СССР 3 августа 1944 года в три часа дня.

Дэвис настойчиво (через секретаря) неоднократно просил Г. Карпова о встрече и личном интервью. Объяснял он свою настойчивость тем, что редакция газет, в которой он работает, требовала конкретных сведений о Совете. Он упомянул при этом, что в октябре месяце 1943 года, когда было объявлено в советской прессе об образовании Совета, в канадских и американских газетах было опубликовано это решение Правительства, но это не удовлетворяет канадскую и американскую общественность, необходимыми являются и устные объяснения и уточнения.

Раймондом ДЭВИС были заданы следующие вопросы:

  1. Вопрос. Для чего создан Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, и его функции?

Ответ. Так как церковь в Советском Союзе отделена от государства, то для осуществления связи между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси, а в данное время - Патриаршим местоблюстителем, митрополитом Алексием, - организован Совет, который и ставит перед Правительством на разрешение все те вопросы, которые возникают у Московской Патриархии и требуют разрешения Правительства.

  1. Вопрос. В чем конкретно выражаются функции Совета и как Совет работает?

Ответ. Помимо указанной основной задачи Совета. Совет занимается:

  • Подготовкой и разработкой в необходимых случаях законодательных актов и постановлений Правительства по вопросам Церкви и внесение их на рассмотрение Правительства.
  • Наблюдением за правильным и своевременным проведением в жизнь на местах действующих законов в отношении Церкви и вообще за нормализацией отношений между Церковью и государством на местах. Так, например, если Совету стало известно, что где-либо допущено неправильное отношение к духовенству или верующим, ограничивающее их права или оскорбляющее их чувства. Совет принимает меры.
  • В необходимых случаях Совет содействует Московской Патриархии или епископам на местах в беспрепятственном выполнении их служебных обязанностей в Церкви.
  1. Вопрос. В чем выражается содействие Совета?

Ответ. Например, когда Московская Патриархия возбудила перед Советом ходатайство об открытии богословских учебных заведений в Москве, Совет поддержал её ходатайство и вошел в Правительство, которое разрешило организацию в Москве православно-богословского института и богословско-пастырских курсов.

Или, например, когда архиепископ Саратовский возбудил ходатайство об открытии курсов в Саратове, Совет также входил в Правительство.

Совет содействовал Московской Патриархии в благоустройстве как самой Патриархии, так и некоторых епархий, содействовал и в приобретении дефицитных стройматериалов для ремонта храмов и т. д.

  1. Вопрос. Как Совет на местах осуществляет свои функции?

Ответ. Для этого Совет имеет своих Уполномоченных состоящих при Совнаркомах союзных и автономных республик Обл(Край)Исполкомах, которые осуществляют связь между епископом местной епархии и местной властью или правительством союзной или автономной республики.

Раймонд Дэвис, выразив удивление такому большому аппарату Совета на местах, спросил, из кого состоят Уполномоченные и чем они занимаются?

Ответ: Уполномоченные Совета на местах действуют согласно инструкции Совета. Конкретно: исполняют в пределах области, края, республики вышеуказанные функции Совета, а также принимают всякого рода заявления, как от духовенства, так и от верующих.

(Ответ на вопрос: из кого состоял уполномоченные не был дан)

  1. Вопрос. В каком порядке открываются Церкви и что требуется сделать, если в том или другом городе верующие ставят вопрос об открытии церквей?

Ответ: Группа верующих подает заявление с ходатайством о разрешении открыть Церковь и, в большинстве случаев, конкретно просит представить тот или другой храм.

Уполномоченный Совета это заявление со своим мнением направляет в Совет, который принимает решение и сообщает на место для исполнения.

Раймонд Дэвис спросил, сколько человек должны подписывать заявление и нужно ли им для этого собираться?

Ответ: Количество подписей на заявлении не регламентировано. Заявления могут быть приняты как от отдельных граждан, так и от больших групп верующих. Также не установлено какого-либо порядка собирания подписей, будет ли это собрание группы верующих или обходным порядком.

Раймонд Дэвис спросил, что принимает во внимание Совет при решении вопроса об удовлетворении или отклонении ходатайств верующих?

Ответ: В большинстве случаев ходатайства верующих Совет удовлетворяет, и только в тех случаях, когда отсутствует церковное здание, или в данном населенном пункте достаточно действующих храмов (например, в небольшом городе есть 3-4 церкви и ставится вопрос об открытии ещё одной церкви), - ходатайства отклоняются.

Вопрос: Кому верующие должны подавать заявление-ходатайство?

Ответ: Часто верующие подают заявление местному духовенству или архиерею, а те, в свою очередь, передают уполномоченному Совета на разрешение. Во многих случаях верующие непосредственно обращаются к уполномоченному или в Совет. Верующие могут также подать заявление в Исполком местного Совета депутатов трудящихся.

  1. Вопрос. Насколько Совет является самостоятельной организацией и по каким вопросам Совету нужна санкция Правительства?

Ответ: Почти все вопросы, которые ставят духовенство, верующие или духовный центр в лице Московской Патриархии разрешается Советом самостоятельно. За время существования Совета был только один случай, это вопрос о разрешении организации богословских учебных заведений, по которому Совет обратился за разрешением к Правительству и Правительство сочувственно отнеслось к ходатайству патриарха, поддержанному Советом, и разрешило организацию в Москве института и курсов.

  1. Из кого состоит Совет?

Ответ: Совет, мною возглавляемый, состоит из 5 человек.

Дэвис попросил уточнить, из кого персонально состоит Совет, на что мною было отвечено, что кроме меня и моего заместителя - К. А. Зайцева, в Совете имеются 2 члена Совета - т.т. Уткин и Иванов и ответственный секретарь Совета.

Раймонд Дэвис попросил дать ему имя, отчество каждого члена Совета, на что я сообщил, что Уткина зовут Георгий Трофимович, а Иванова - Иван Иванович. Фамилии, имя и отчества ответственного секретаря Дэвис не спросил.

  1. Извинившись за нескромный вопрос, Дэвис попросил разрешения задать несколько вопросов из моей биографии и конкретно спросил только следующее:

Переспросив имя, отчество, задал вопросы:

Вопрос: Сколько лет?

Ответ: 47.

Вопрос: Откуда родом?

Ответ: - родился в г. Ленинграде.

Вопрос: какое образование?

Ответ: до революции окончил среднюю школу, в 20-х годах учился в Университете, но не окончил.

Вопрос: чем занимались раньше?

Ответ: в годы гражданской войны был в армии, затем учился в Университете. После этого был на разной партийной и советской работе.

Вопрос: вы женаты или нет?

Ответ: - женат.

Вопрос: дети есть, сыновья в армии?

Ответ: сыновей у меня нет, имею двух дочерей.

Вопрос: их возраст?

Ответ: старшей дочери 18 лет, младшей 4 года.

После этого, извинившись за поставленные вопросы, особенно за два последних (о жене и детях), Дэвис заявил, что он эти вопросы задает потому, что у них в Америке и в Канаде представляют, что люди в Советском Союзе являются автоматами. Но он убедился в другом, что в Советском Союзе люди, как люди, имеют даже семью и что в таком неправильном представлении за границей о человеке в Советском Союзе виноваты они сами - журналисты, которые за 25 лет создали неправильное представление.

16) Какие трудности в своей работе встречает Совет?

Ответ: никаких трудностей Совет в своей работе не встречал и не было никаких конфликтов между Советом и церковным центром.

На вопрос Дэвиса, как Совет осуществляет своё руководство уполномоченными, мною было сказано, что уполномоченные действуют в соответствии с Инструкциями Совета. Некоторые из них вызываются в Совет для дачи указаний, а кроме того, члены Совета бывают на местах. Так я, например, в течение месяца объезжал Украину, в ближайшие дни поедет в другие края, мой заместитель тов. Зайцев.

17) Издает ли Московская Патриархия какие-либо газеты, кроме журнала Московской патриархии и какая цензура требуется для журнала?

Ответ: Других газет, кроме журнала, Московская Патриархия не издает. Никакой особой цензуры, кроме общей, для журнала не установлено. Совет цензуры над журналом не осуществляет.

18) Чем занимается Совет, возглавляемый тов. Полянским?

Ответ: Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, председателем которого является тов. Полянский, осуществляет связь между Правительством Союза и руководителями всех других вероисповеданий, кроме православной церкви.

Дэвис спросил, одинакова ли деятельность Совета и есть ли между ними взаимосвязь?

Ответ: Общие задачи, в принципе, одинаковы, но каждый из указанных Советов является самостоятельным и независимым от другого.

Совет по делам религиозных культов имеет на местах также институт уполномоченных[ix].

Данное интервью наиболее красочно иллюстрирует виток новых отношений государства и Церкви. Многие из ответов Г. Карпова откровенно лукавы, но некоторые представляют научный интерес, особенно те из них, которые касаются работы нового органа надзора за Русской Церковью - Совета по делам Русской Православной Церкви.


[i] О.Ю. Васильева считает, что изменение внутриполитического курса государства по отношению к Церкви было связано с планами Сталина об утверждении советского господства в Европе. См.: Русская Православная Церковь в политике Советского Государства в 1943 - 1948 гг. Москва, 2001. С. 52.

[ii] Как считают некоторые исследователи, в том числе и Н.А. Кривова, Сталин, возложив на специально созданный орган роль посредника между властью и Церковью, решение всех ключевых проблем оставлял за собой. См. Предисловие к сборнику «Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народніх Комиссаров - Совете Министров СССР 1946 - 1953 гг.». 1 том. Отв. состав. Ю. Г. Орлова. М. 2009. С. 8.

[iii]Как считает исследователь Edward E. Roslof, большинство первых сотрудников Совета были профессиональными чекистами, с этим утверждением тяжело не согласиться, учитывая послевоенное государственное положение. Edward E. Roslof. "Faces of the Faceless" A.A. Trushin Communist Over-Procurator for Moscow, 1943-1984. // Modern Greek Studies Yearbook. // Volume 18/19, 2002/2003. Р. 107.

[iv] Родился 5 ноября 1918 г. в гор. Ленинграде в семье служащего. После окончания школы-десятилетки в 1936 году поступил на учебу в Ленинградскую Лесотехническую Академию им. Кирова. В марте 1938 года со 2-го курса Академии был мобилизован в Ленинградскую Межкраевую школу НКВД. По окончании школы в марте 1939 г. был направлен на работу в г. Москву в НКВД СССР, где и проработал до июня 1946 года ввиду перехода на работу в Совет по делам РПЦ. См. ГАРФ. Ф. Р. 6991. О. 11. Д. 114. Л. 3-4. Подлинник.

[v] ГАРФ. Ф. Р. 6991. О. 2. Д. 29. Л. 4. Машинописная копия.

[vi] Чеботарев С.А. Тамбовская епархия 40 - 60 гг. XX века. Тамбов. 2004. С. 43.

[vii] ГАРФ. Ф. Р. 6991. О. 2. Д. 37. Л. 11. Машинописная копия.

[viii] ГАРФ. Ф. Р. 6991. О. 2. Д. 10. Материалы по приему инопредставителей и инокорреспондентов. Начато 3 августа 1944 года, окончено 30 декабря 1945 года.

[ix] Там же. Л. 1-5. Машинописная копия. Данный документ подписан лично Г. Карповым.

http://www.bogoslov.ru/text/1415465.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Онищенко
Все статьи Александр Онищенко
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30