Отец добровольной изгнанницы, 80-летний Василий Васьков, тосковал по дочери, но ехать к ней - 1300 километров пути! - не решался. В дорогу его погнал... сон, который приснился средней дочери Ларисе.
- Она, плача, рассказала, что ей приснилось: мол, Ирина наша попросила заказать для нее в церкви панихиду, - вспоминает Василий Петрович.
Добирался до Пензы Василий Петрович почти двое суток.
- Взял с собой все свои сбережения - шесть тысяч рублей. Так у меня их в дороге кто-то из кармана вытащил! - вздыхает старик. - С горем пополам доехал до села, где затворники закопались. А меня не пропускают, везде - милицейские пункты. Разрешили ехать только в сопровождении помощника прокурора. Я сам никак не мог пройти к катакомбам - скользко, снега по колено: так меня почти волоком дотащили до этой трубы, через которую можно поговорить с затворниками. И наконец услышал родной голос. Как я Иру уговаривал, как просил ее выйти! Объяснял, что ждем мы ее, что внучка о ней спрашивает... Мне, говорю, старику, без тебя плохо. А ну как помру и не увижу тебя!
Но Ирина была тверда: не выйду. Встретимся, дескать, на том свете.
Деньги на обратный билет для пенсионера собирали всем миром. Сейчас в квартире, где они жили с дочкой, Василий Петрович совсем один. И каждый раз, заходя в комнату Ирины, плачет.
- А в Пензе-то милиции - пруд пруди, видать, чувствует свою вину! - добавляет пенсионер. - Это ж надо, год, наверное, люди рыли эти катакомбы, а никто и не заметил! Я их спросил: "Что дальше делать будете с затворниками? Неужели штурмом брать?" Но милиционеры только посмеялись: "Это, дед, не твоего ума дело!"
Инна ЖУРАВЕЛЬ ("КП" - Краснодар")
КСТАТИ
Под Пензой еще до революции затворники уходили под землю
Оказывается, затворничество для Пензенской области - не в новинку.- В начале 1917 года между селами Никольское и Ивановка, недалеко от пещеры, где сейчас сектанты дожидаются конца света, был основан монастырь, куда ушли многие деревенские женщины, - рассказывает нам Сергей ЗЕЛЕВ, научный сотрудник пензенского Музея им. Ульяновых. - Что оставалось делать мужчинам? Они с горя решили стать затворниками. А для этого вырыли пещеры недалеко от монастыря, где стали жить и молиться.
Выходит, современные затворники выбрали это место не случайно, а из-за близости к святым развалинам?
- Вряд ли, - сомневается настоятель пензенского Успенского кафедрального собора отец Сергий. - Никто точно не знает, где именно была Никольская женская община. После революции ее разрушили.
А в Пензенской области до сих пор действует Наровчатский Троице-Сканов монастырь. Пещеры с кельями и ходами, расположенные неподалеку, достигают здесь около 670 метров.
Анна ДМИТРИЧЕВА ("КП" - Пенза")
http://www.kp.ru/daily/24018/88378/