Танцор всея Руси. Танец, соединивший континенты

0
179
Время на чтение 4 минуты
2 ноября ушел из жизни Игорь Моисеев. Выдающийся хореограф более 70 лет руководил созданным им Ансамблем народного танца. Это был уникальный человек - человек, который прожил долгую и плодотворную жизнь, пережил две мировые войны, парадоксы авторитарного режима, хладнокровное молчание континентов. 6 ноября в концертном зале имени Чайковского состоялась церемония прощания с легендарным балетмейстером. 7 ноября в 11.00 состоится отпевание И. Моисеева в храме Христа Спасителя.

Игорь Моисеев пришел в балет по воле случая. Его отец, юрист, увлекавшийся в молодости идеями анархизма, впоследствии преподаватель французского языка, очень боялся дурного влияния улицы на сына и как-то узнал, что рядом с домом есть балетная студия, набирающая молодых учеников. Александр Михайлович посчитал, что правильная осанка и умение держать себя всегда пригодятся сыну. 14-летний Игорь прошел отбор и начал заниматься. Позднее он выдержал экзамены в Хореографический техникум Большого театра, где занимался под руководством Александра Горского.

Семья Игоря в то время жила бедно, он вспоминает о своих первых деньгах, заработанных танцем: "Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на самую низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево. В день первой зарплаты я купил в магазине "Мюр и Мерелиз", напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и, для того чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: "Вот чайник, который куплен на деньги Игоря".

Карьера молодого танцора развивалась стремительно, но далеко не гладко. Проработав в театре менее года, он был уволен. Причиной послужило назначение нового руководителя балета, который был далек от нововведений, а ведь их так любили молодые исполнители! Юные танцоры обратились за помощью к Луначарскому, авторитет которого повлиял на исход дела. Игорь Моисеев впоследствии вспоминал, что знакомство с ученым изменило его жизнь, дало толчок для творческого самообразования, чтения книг из разных областей культуры и искусства. Среди людей своего поколения Игорь Моисеев был признанным интеллектуалом, который на протяжении всей жизни не утратил способности к саморазвитию.

После восстановления в театре Игорь Моисеев занялся постановками представлений, выступил в качестве балетмейстера. Это он поставил "Футболиста", который до этого срывался трижды. Сцены балета подверглись значительной переделке, но это пошло только на пользу, постановка продержалась в афише два с половиной года. В 1930 году Игорь, оставаясь одним из ведущих солистов Большого театра, стал постановщиком "Саламбо" по сюжету Г. Флобера, "Трех толстяков" по сказке Ю. Олеши.

Правительство Советов всегда интересовалось культурой страны как верным проводником пропагандистских идей режима. И балет, конечно, не остался в стороне. Должности балетмейстеров раздавались сверху. И Моисеев снова на какое-то время остался не у дел.

Но история состоит из парадоксов. На одном из съездов Комитета по делам искусств Игорь Моисеев выступил с докладом о проблемах и перспективах балета, где высказался против слепого следования традициям в балете. Его высказывание было поддержано, и молодому балетмейстеру предложили создать ансамбль народного танца: "Молотов поставил на моем письме резолюцию: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать". Еще не зная своих организаторских способностей, я побоялся уйти из Большого театра. Первые шаги в создании ансамбля - набор труппы, формирование репертуара, определение творческой линии будущего коллектива - я делал, оставаясь в штате Большого. А уволился из театра я только в тридцать девятом году".

Первая репетиция дебютной программы Ансамбля народного танца состоялась в 1937 году. С этих пор Игорь Моисеев бессменно руководил ансамблем. Интерес к

фольклору у балетмейстера зародился еще во время его путешествий по СССР. Он собирал впечатления по всей стране, изучал пластику и исторические особенности танца народов государства. Первым успехом была постановка, посвященная Белоруссии. Моисеев объездил много белорусских деревень, впитывал в себя песни и мотивы жителей этой республики. Позднее поставил танец под названием "Бульба", а когда через 15 лет побывал в Белоруссии, то обнаружил, что повсюду танцуют "Бульбу". "Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: "А он у нас всегда был". Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки. Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, - это ли не высшая форма признания!" - вспоминал Игорь Моисеев.

На протяжении своей карьеры он поставил более 300 танцев. Этот факт вошел в книгу рекордов Гиннеса. Моисеев побывал более чем в 60 странах. В танце прославил Белоруссию, Украину, Молдавию, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Монголию, Татарстан, Бурятию, Азербайджан, Болгарию... За рубежом он воспевал не только СССР, но и танцы народов всего мира. Зрители узнали и немецкий вальс, и польский "Трояк", и финский танец, и китайские танцы с барабанами, греческие хороводы, испанские баллады, югославские танцы, мексиканские сюиты и даже пародии на рок-н-ролл. Сам Игорь Моисеев говорил: "Из моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию". В одном из интервью он вспоминает о своей первой поездке в Югославию, в Сараево: "На площади перед театром собрался весь город. Когда мы вышли из поезда, публика, раздвинувшись в обе стороны, стала бросать нам под ноги розы. Февраль, шел мокрый снег, мы поначалу поднимали цветы с земли, но поднять все было невозможно. И по ковру из роз мы прошли в театр. Как можно такое забыть?!"

Но были и страшные дни, 1937 год, когда все боялись слова "Лубянка". Несколько раз Моисеев оказывался там. Его "просили со скрытой угрозой в голосе" ставить парады, спасать выступления спортивного общества "Динамо", получать награды для института физкультуры имени Сталина. Но при этом он имел смелость попросить у самого Сталина новое помещение для своего ансамбля. И получил его.

Он 18 раз отказывался от вступления в партию и так и не вступил. Говорили, что "хоть он и беспартийный, но полезнее любого партийца".

"Потому что, если надо было разрядить международную ситуацию, посылали не дипломатов, а ансамбль - и мои артисты делали с публикой что хотели. Так было в Финляндии в 1945 году, в послевоенной Европе в 1946 году, во Франции в 1955 году, когда мы, первые из советских коллективов, буквально сорвали "железный занавес" между СССР и Европой, а потом в США в 1958 году именно мы растопили лед "холодной войны", - вспоминал Игорь Моисеев в интервью газете "Известия".

101 год прожил великий балетмейстер. Теперь мы можем сказать, что его танец пережил эпоху, а талант навсегда остался свободным.

http://www.taday.ru/text/77467.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40