Батюшка, а вы служили? Или о том, как становятся воздушно-десантными диаконами

0
196
Время на чтение 5 минут
Вопрос о том, какой должна быть подготовка священника работающего в войсках, обсуждается довольно давно. Одна из основных проблем - нужна ли военному батюшке военная подготовка, и где ее получить. На наш взгляд интересным с этой точки зрения будет пример решения этой проблемы одного из молодых священнослужителей Русской Православной Церкви.

Диакон Сергий Архипов в 16 лет поступил в Сретенскую духовную Семинарию, закончил ее в 2005 году, был рукоположен в духовный сан и стал служить на приходе. После знакомства с Заместителем Председателя Синодального Военного Отдела Московского Патриархата иереем Михаилом Васильевым начал духовно-просветительскую работу с личным составом 332-й Школы прапорщиков ВДВ в Митино.

"Конечно то, что курсанты школы были примерно одного возраста со мной, - рассказывает отец Сергий, - очень здорово помогало мне найти общий язык с ребятами. Но мне все равно пришлось столкнуться с типичной для приходящих в войска священников ситуацией. Практически после первого часа беседы десантники спросили меня, служил ли я в Армии, а если да, то в каких войсках. На тот момент мой ответ был отрицательным, и это несколько расстроило бойцов". Причина очевидна. Солдатская жизнь - нелегкое бремя, и приходить в часть с проповедью батюшке, который не понимает и не знает армейской жизни - то же самое, как семейному священнику быть настоятелем в монастыре.

Как известно, священнослужитель не может принимать воинскую присягу после того, как принял присягу церковную перед рукоположением в духовный сан, но отец Сергий решил во что бы то ни стало пожить солдатской жизнью. "Поначалу, - признается он, были даже мысли призваться в войска, но церковная присяга, приход, семья - все это не позволило бы спокойно уйти в армию. И тут офицеры мне подсказали выход: пройти курс общевойсковой подготовки, попросту курс молодого бойца, который проходят все молодые солдаты перед присягой". Выбор отца диакона пал на Рязанском десантном училище. "В нем КМБ самый короткий, - объясняет он, чуть побольше месяца, самый короткий по сравнению с другими частями ВДВ, но при этом один из самых жестких по условиям".

И вот 20 июля отец диакон встает в строй вместе с курсантами училища. Романтика, которой в нашем восприятии овеяна служба в ВДВ, улетучилась буквально через несколько дней подготовки. Ведь десантники первыми идут в бой, поэтому и требования к их подготовке максимально строги и высоки. "Одно дело было, - рассказывает отец Сергий, - когда наблюдаешь со стороны за всем происходящим в ВДВ, а другое дело теперь, когда сам одеваешь РД (рюкзак десантный), ОЗК (общевойсковой защитный комплект), вешаешь саперную лопатку, берешь автомат, одеваешь берцы, камуфляж и бежишь выполнять учебно-боевые задачи, а на небе солнце печет, и температура воздуха под 30 градусов". Внешне диакон ничем не отличался от остальных курсантов - была борода, да и та исчезла спустя несколько дней после начала службы - слишком уж непривычно было офицерам видеть человека в форме и с бородой.

О том, что отец Сергий не просто курсант, а диакон, узнали его товарищи довольно быстро. Естественно, они были весьма удивлены таким шагом отца Сергия, ведь на прохождение КМБ он использовал не командировку, а свой собственный отпуск. Да и вообще, по представлению многих, батюшка должен быть где-то там, на небесах, и вдруг он тут, среди грязи, пота и оружия. Но общие тяготы и лишения объединяли 17-18 летних курсантов и священнослужителя, и молодые солдаты были рады, что Церковь присутствием своего служителя благословляет и освящает их подвиг служения Отчизне.

"Служа в армии, - продолжает отец Сергий, начинаешь любить и ценить те материальные блага, которыми ты, оказывается, был окружен на гражданке. В армии я полюбил любой вид и род пищи, но особенно сладкое, которого солдату всегда не хватает. Когда по части надо передвигаться только строем, на принятие пищи - строем, умываться - строем, просто посидеть без движения - уже радость. Начинаешь понимать как мало надо человеку для счастья. Счастье - когда у тебя стакан с чаем полный, когда портянка на ноге очередную мозоль не натерла, когда во время строевой подготовки пошел ливень - тогда есть шанс посидеть в палатке. Но особенное счастье, это то, когда твой парашют, который ты укладывал, благополучно раскрылся у тебя над головой. Это та радость, которая есть только у десантника".

Но недаром в ВДВ существует пословица "Десантник сначала выполняет задачу настолько насколько может, а потом - насколько надо". Фразы "я не могу" у десантника просто не существует, иначе - позор, в первую очередь от самого себя, а это страшнее всего.

Так и пролетали день за днем - с утра до вечера обучение на полях, бег в полной боевой выкладке, так называемая "обкатка танками" в лесу, стрельба из автоматов, укладка парашютов. Вечером, теоретическая часть обучения молодого солдата, - лекции, которые проходили на фоне яростной схватки со сном. "Даже здесь, сидя на лекциях, - вспоминает отец диакон, - мы тренировали выносливость. Попробуй после шестичасового бега под солнцем на полях, на фоне постоянного недосыпания попытаться не уснуть на лекции. И офицеры понимают, как это тяжело, сами все проходили, но следят за нами, и попробуй только задремли".

17 августа наступил великий день для всех курсантов - первое массовое (около 100 человек!) десантирование на большой скорости с настоящего десантного самолета ИЛ-76. "День прыжка с ИЛ-76 - особый день, - вспоминает отец Сергий. Все испытания, что были до этого дня - чуть в меньшем объеме, но есть у каждого солдата. Теперь же мы совершали то, что никто другой не делает, и из-за чего мы могли заслуженно называть себя десантниками и носить тельняшку. Не буду скрывать, было страшно всем, и мне в том числе. Судите сами - в течение тридцати секунд из самолета, который летит на скорости 450 километров в час, выпрыгивают друг за другом 50 человек, а спустя пару минут еще столько же. Представляете что творится в душе каждого?".

В этот знаменательный день отца Лаврентия, священника Рязанского десантного училища, ждали все как никогда. А молитвы перед десантированием, которые он читал, слушал в мертвой тишине весь аэродром. "Неверующих в таких ситуациях - продолжает отец Сергий, - мне кажется, не бывает. Особенно когда мы оказались внутри самолета. Крестились, и неоднократно, во время полета все - видел собственными глазами".

Завершающим этапом всего курса общевойсковой подготовки стал полевой переход в 55 километров - от Учебного Центра Сельцы до Рязани, где находится всемирно известное десантное училище. Этот переход курсанты называют "идти на присягу за беретом", поскольку тем, кто достойно выдержал последнее испытание, торжественно вручается голубой берет - честь и гордость каждого десантника. "Идти было конечно нелегко, поскольку и силы заканчиваются, и солнце опять жарит с неба, и воды мало, а пить ужасно хочется. Вот тут проверяется десантная выдержка, за нами постоянно на всем пути ехал транспорт, куда предлагалось пересесть тем, кто больше не может идти - ноги сбил, или мозоль натер. Вот и выбирай - или остаться с товарищами, или ехать в комфорте. Никто не осудит, но как ты сам на себя посмотришь, не преодолев препятствий и не выполнив задачу" Почти никто не сел в машину, до конца выполнив задачу. Ну а уж там, в Рязани, как награда за пройденное испытание, состоявшихся десантников встречал оркестр, а в училище был вручен голубой берет, заслуженный действительно, потом и кровью.

"Конечно, было порой тяжело, - завершает свой рассказ отец Сергий, - но на протяжении всего КМБ я понимал, что на меня смотрят ребята, по мне оценивают всех священников, всю Церковь, и это ко многому обязывало. Самое главное, что я ясно почувствовал, находясь в "шкуре" солдата, это то, что батюшку в армии ждут, кто-то осознанно, кто-то еще не осознавая. Но ждут его не в погонах, не в качестве офицера, а рады его видеть как духовного отца, которому можно рассказать и с которым можно поделиться своим сокровенным. Ну и конечно, ВДВ - школа мужества, пройдя которую, поневоле приобретаешь и выносливость, и терпение, и способность идти до конца во всем, а одно из главных, тебя учат простой истине - "один за всех все за одного". Уверен, без этих качеств священнику в Воздушно-десантных войсках придется трудно, если он действительно хочет принести пользу Церкви и Отечеству".

После пройденного испытания отец Сергий вновь возвращается в свой родной храм и родную часть - 332-ю школу прапорщиков ВДВ. По его словам, уже после нескольких бесед, проведенных с личным составом, ощущается реальная помощь и та положительная роль, которую сыграли дни, проведенные в учебном Центре Сельцы. Контакт с солдатами, о котором мечтает каждый батюшка, находится намного проще и быстрее. Ведь теперь для десантников отец Сергий не только диакон, но и человек, испытавший на себе все тяготы и лишения десантной службы.

ПОБЕДА.RU
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вера Смирнова
Все статьи Вера Смирнова
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28