За 70 лет советской истории источник пытались засыпать землей и мусором - не вышло. Так и в человеке - забивает сор рутинных дел глаза и ум. И вроде не видать уже и не почувствовать ничего. Ан нет: душа, если она есть, не умирает.
- В России с душой жить больно, без души - не нужно, - говорит мне Мария Афанасьевна. Она приходит к роднику с тех пор, как его начали откапывать из слоя отходов. - Вода бежит едва слышно, а совесть будит. Потому что святая вода-то.
Алтайский родник бьет из безымянной горы, от которой начинался Барнаул. В 1894 году на ней был построен Богородице-Казанский женский монастырь. Прошлым родник и монастырь связаны накрепко. При советской власти в кельях устроили арестантов, а неподалеку от родника расстреливали наспех осужденных.
- Может, это и не вода бежит, а слезы? - предполагают местные бабушки. - Потому и не остановить родник.
"Вышел за ворота - и все молитвы забыл"
- У меня был сон: высокий берег, река Барнаулка, и над ней на горе белый храм с золотыми куполами, - рассказывает Тамара Скворцова, архивариус Алтайской епархии. - Но тогда я еще не ходила в церковь.В 90-е годы Скворцова помогала восстанавливать Знаменский монастырь, там она и узнала, что был в Барнауле Богородице-Казанский женский монастырь. Нашлась одна из бывших учениц монастырской школы. "Я позвонила ей: "Хотелось бы записать ваши детские воспоминания", - говорит Скворцова. - И она мне отвечает: "Высокий-высокий зеленый берег, белый храм и золотые купола".
Нет теперь на высоком берегу ни белого храма, ни золотых куполов - только вышки в колючке. В подвалах сидят пожизненно осужденные, в уцелевших кельях монахинь расположены женские камеры.
- Огромная концентрация греха там чувствовалась физически, - говорит священник Андрей Киселев, исповедовавший обитателей СИЗО. - Однажды вышел за ворота и понимаю: все молитвы забыл. Со мной такое было, когда я работал в психлечебнице.
От большевиков их спас Николай-угодник
Основавшая в 1894 году Богородице-Казанский женский монастырь Евдокия Судовская учредила в Барнауле еще и помощь бедствующим учителям, создала Мариинский детский приют, пожертвовала ему двухэтажный каменный дом, сохранившийся до сих пор.- Были бы сейчас такие благотворители - иначе бы мы жили, - говорит Скворцова. И мне кажется, она права.
Первых пять насельниц Судовская привезла из Троицкого женского монастыря Пензенской губернии. Открытие общины произошло в 1894 году, а в 1896-м была открыта школа грамоты для девочек. Послушницы шили одежду и ризы, лили восковые свечи. Работа золотошвеи Натальи Скорняковой была известна даже в Париже.
От революции здесь не ждали добра. В 1919 году, когда в Барнаул с одного конца вступали красные партизаны, а с другого уходили последние отряды Белой гвардии, монахини с хоругвями преградили дорогу красным, задержав их без пулеметов и сабель.
Советская власть отнеслась к ним без сочувствия: одни "швондеры" нагружали их работой, другие уплотняли так, что скоро и работать стало негде. А в 1920 году насельниц выгнали за ворота, а потом, спохватившись, начали ловить и сажать.
Среди этого ужаса происходили удивительные вещи. Наталья Скорнякова в конце 20-х годов лежала парализованная. Арестовывать ее приехал на телеге уполномоченный с сыном. Оставил пацана держать подводу, зашел к Скорняковой, велел ее собрать. Вышел, а подводы нет! Мальчишка пояснил: "Подошел дедушка, сказал: "Дай-ка вожжи" - и лошадь ими хлестнул". Когда ребенка спросили, что за дедушка, он указал на висевший у Скорняковой образок Николая-угодника - да вот же он! За Скорняковой больше никто не пришел.
Но как было не засыпать Свято-Никольский родник, так, оказалось, и не истребить в человеке веру, если она есть. "Недобитые" монахини в Великую Отечественную войну ходили по Алтаю, собирали деньги на защиту Руси. Когда в 1943 году снова открыли храмы, общину в Барнауле возглавила Параскева Фролова, сестра расстрелянных Мариамны и Евсевии. В 1945 году за помощь фронту община получила от имени Сталина благодарственное письмо. Монахини отнеслись к нему без трепета - порвали, не побоялись. Знали об этом в общине все, никто не донес.
Особенные люди
Родник собирал вокруг себя людей особенных. Игнатий Лапкин - проповедник Кресто-Воздвиженской православной общины. В СИЗО-монастыре он человек не чужой: 9 января 1986 года его арестовали и привезли сюда на 10 месяцев. Лапкин в советские времена наговаривал на магнитофон Священное Писание, жития святых да еще "Архипелаг ГУЛАГ" в придачу. С божественным советская власть как-то мирилась, а вот Солженицына Игнатию не простили.Лапкин к песнопениям призраков относится скептически.
- Мы вместе с сокамерником, который обратился к вере, пели молитвы. Может, нас и слышали? - недоумевает он. - Сокамерник мой был директор завода из Бийска, какие-то секретные приемники выносил и раздавал. Накручивали ему 12 лет. Он спрашивает: "Как быть?" Я отвечаю: "Как верующий, ты можешь молчать или говорить правду". Он и начал на допросах рассказывать все как есть: один приемник отдал начальнику КГБ, другой - первому секретарю горкома КПСС. В результате сделали ему статью полегче и дали три года условно - иначе больших людей пришлось бы в суд вызывать.
Лапкин и другие верующие еще в 1980 году пришли к Свято-Никольскому роднику и почистили заваленное мусором русло.
- Машинами сюда сваливали и рухлядь, и объедки, - говорит Игнатий. - А родник все равно пробивался.
Возвращение к истокам
В будущем родник и монастырь скорее всего будут находиться под присмотром одного хозяина - православной церкви. Дело это не одного дня и даже года. В России только начинается процесс возвращения РПЦ собственности, которой она владела до революции.- По решению президента мы должны и готовы освободить церкви, - говорит "Известиям" начальник пресс-службы Федеральной службы исполнения наказаний Александр Смирнов. - Случай в Алтайском крае - не единственный. Но выселить наш контингент нельзя. Нужны помещения, куда мы сможем переехать. Как только они будут найдены, мы начнем освобождать здания бывших монастырей.
http://www.izvestia.ru/russia/article3108430/