itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Взаимодействие медицины и религии (на примере российской медицины и русского православия)"

Доклад на конференции "Церковь и медицина: от диалога к партнерству" XV Рождественских чтений

Новости Москвы 
0
3164
Время на чтение 6 минут
Ваше Высокопреосвященство,
глубокоуважаемые участники конференции!

Позвольте доложить Вам результаты научного исследования, проведенного совместно Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова. Исследование называется "Взаимодействие медицины и религии (на примере российской медицины и русского Православия)". Оно относится к научной специальности "социология медицины".

Прежде чем рассматривать современное состояние сотрудничества системы здравоохранения с Церковью, остановимся на основных вехах истории этого сотрудничества. С некоторой условностью можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом в России.

Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях. Например, были больницы при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других монастырях. Во время следующего периода развились несколько организационных форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестер милосердия. Но в этот период были также больницы при монастырях, были храмы при лечебно-профилактических учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии. Это тоже разные формы взаимодействия медицины и религии в прошлом нашей страны. Затем было советское время - период отсутствия внешних проявлений взаимодействия на уровне сотрудничества тех или иных организаций. Следует, впрочем, оговориться, что малозаметные для постороннего наблюдателя контакты все же были: например, наверняка священники посещали в больницах своих болеющих духовных чад. Но дать социологическую оценку таким контактам медицины и религии в то непростое время будет для нас затруднительно. И наконец, в 1988 г. (это был год празднования 1000-летия крещения Руси) активные отношения между медициной и религией в России возобновились, что определило начало нового периода сотрудничества.

Теперь мы подошли к рассмотрению современного состояния взаимодействия медицины и религии в России. Направлениям взаимодействия медицины и религии соответствуют определенные организационные формы.

Итак, к направлениям взаимодействия можно отнести: сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами, уход за больными, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская (профилактическая) деятельность, взаимодействие в сфере помощи инвалидам, взаимодействие в сфере помощи терминальным больным, конференции и семинары как форма взаимодействия медицинской и православной общественности, медицинская помощь верующим, сотрудничество в сфере медицинского образования, объединение православной медицинской общественности, деятельность Церкви по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная, святоотеческая психотерапия), подготовка священнослужителей для больничных храмов, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества.

К настоящему времени создана база для нормативного регулирования взаимодействия медицины и религии, которое основывается на законодательстве Российской Федерации. Ключевым документом на федеральном уровне является Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви (подписано в 2005 году), на региональном уровне - аналогичные соглашения между департаментами здравоохранения региональных администраций и епархиальными управлениями, на местном уровне - договора между медицинскими и церковными учреждениями. Нынешнее Соглашение о сотрудничестве между Министерством и Московской Патриархией - уже третье по счету, начиная с 1996 года.

Взаимодействие между Церковью и системой здравоохранения должна координировать Комиссия, которая создана на уровне Министерства и Московской Патриархии. Такая Комиссия действительно существует, но судить об ее деятельности весьма затруднительно, поскольку в открытых источниках нет никаких сведений об ее работе.

Хотелось бы выразить надежду на то, чтобы о деятельности этой Комиссии могли регулярно получать информацию заинтересованные в этом специалисты.

Нами проведен социологический опрос, посвященный теме "Взаимодействие медицины и религии". Нас интересовало мнение пациентов, находящихся на лечении в разных лечебно-профилактических учреждениях. Кроме того, мы изучили точку зрения медицинских работников как профессиональных представителей медицины. И мы также опрашивали священнослужителей в качестве профессиональных представителей Церкви. Таким образом, опрошены 3 группы респондентов. Пациентов и медицинских работников было в исследовании по 400 человек, священнослужителей - 100 человек. Такое количество респондентов обеспечивает достаточную для научного исследования достоверность и точность результатов. Пациентов и медицинских работников мы опрашивали в форме анонимного анкетирования, священнослужителей - в форме интервью по заранее подготовленной программе. Анкета для пациентов, анкета для медицинских работников и программа интервью священнослужителей включали 3 основные части. Первая часть была посвящена медицине, вторая - религии, третья - взаимодействию между ними. То есть всем 3-м группам респондентов задавали одни и те же или близкие по смыслу вопросы, чтобы можно было потом сравнить ответы. Анкеты и программа интервью содержали паспортную часть, позволявшую определить социально-демографический статус респондентов.

Исследование проводилось в Москве и Московской области.

Всего в каждой анкете и в программе интервью было около 60 вопросов. Поэтому я могу доложить результаты преимущественно в обобщенном виде по основным разделам.

Итак, пациенты критично относятся к нынешнему состоянию системы здравоохранения, отдают предпочтение смешанной или государственной системе здравоохранения, признают необходимость реформ и повышения уровня культуры и духовности в медицинской среде.

Верующими признали себя 67,3% пациентов. В качестве своего вероисповедания 81,5% пациентов указали Православие. Получилось, что православных больше, чем верующих. Парадокс? Наверно, парадокс. Он связан с тем, что некоторые респонденты на вопрос, являетесь ли Вы верующим, отвечали "нет", "скорее нет" или "затрудняюсь ответить", а потом на вопрос "Каково Ваше вероисповедание?" указывали Православие.

При этом фактическая религиозная активность пациентов не велика. Она оценивалась по совокупности таких вопросов: Как часто Вы посещаете церковь? Считаете ли Вы себя членом местной религиозной организации (прихода, общины)? Сколько раз в году Вы отмечаете религиозные праздники? И по другим вопросам такого рода.

Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 72,5% пациентов. Пациенты позитивно относятся к взаимодействию медицины и религии в сфере борьбы с алкоголизмом и наркоманией, в работе с инвалидами и пациентами хосписов, в решении проблем биоэтики, в борьбе с абортами.

Среди опрошенных нами медицинских работниках были не только врачи, но и средний, и младший медицинский персонал. Медицинские работники также критично относятся к нынешнему состоянию системы здравоохранения, отдают предпочтение смешанной системе здравоохранения, признают необходимость реформ и повышения уровня культуры и духовности в медицинской среде.

Верующими признали себя 71,8% медицинских работников. В качестве своего вероисповедания 82,5% медицинских работников указали Православие. Здесь мы видим тот же феномен, что православных как будто больше, чем верующих. При этом фактическая религиозная активность медицинских работников не велика.

Сотрудничество государственной системы здравоохранения с Русской Православной Церковью считают полезным явлением для системы здравоохранения и в целом для общества 76% медицинских работников. Медицинские работники позитивно относятся к взаимодействию медицины и религии в сфере борьбы с алкоголизмом и наркоманией, в работе с инвалидами и пациентами хосписов, в решении проблем биоэтики, в борьбе с абортами.

Мнение священнослужителей по поводу проблем здравоохранения сходно с мнением пациентов и медицинских работников. Священнослужители были, в основном, священники и несколько диаконов. Архиереев среди них не было.

Священнослужители признают необходимость контактов Церкви с различными социальными структурами. Они также считают целесообразным для православного человека заниматься тем или иным видом социального служения.

Сотрудничество здравоохранения с Церковью считают полезным 98% священнослужителей. Подавляющее большинство опрошенных позитивно относится к предложенным отдельным направлениям взаимодействия Церкви с медицинскими организациями.

Священнослужители в целом относятся с большим энтузиазмом, чем пациенты и медицинские работники, к сотрудничеству здравоохранения и Церкви вообще и по избранным, социально значимым направлениям в частности. Но и пациенты, и медицинские работники в большинстве своем имеют позитивный взгляд на контакты двух социальных институтов. Тем не менее, следует отметить, что мнения участников исследования не всегда совпадают. Кроме того, среди пациентов и медицинских работников довольно большие доли составляют затруднившиеся ответить на некоторые вопросы. Но в целом можно заключить, что все 3 группы респондентов положительно относятся к взаимодействию медицины и религии, и это создает благоприятную почву для данного социального процесса.

Более подробно ознакомиться с результатами данного исследования можно по книге, научной монографии, которая имеется в продаже в нашем Отделе. Название книги совпадает с названием доклада. Благодарю за внимание!

Анна Евгеньевна Черкасова, заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата

http://www.prokimen.ru/article_2610.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09