itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Формула русского здоровья: борьба на опоясках

0
226
Время на чтение 5 минут
"Мы живём, под собою не чуя страну!" какое знакомое чувство, будит из недавнего прошлого эта фраза, и какую тревогу за будущее она вызывает при взгляде на болезненные процессы современности: экуменизм, цветные революции, импорт "демократии", уничтожение государств и их лидеров. И всё ради глобального единства и равенства, прав и свобод человека, как говорится пути благие, а результаты не очень. Ведь без опоры на национально-религиозные традиции, они оборачиваются несвободой и разрушительной болезнью для обществ, которые хотят жить по своим законам.

"Сруби ствол, слетят и сучья!", а плоды на модификацию. А ведь в нашем конкретном случае эти плоды Мы с вами, как часть живого дерева, корни которого - вера, ствол - церковь, плоды - люди, ветви - традиции, а в целом есть государство.

Единение - формула русского здоровья! Понимая механизмы расчленения, осознавая связь всех элементов системы, мы можем внести свой вклад в единение, один из путей которого - возрождение национальных традиций.

На страницах этого журнала, мне хотелось бы начать цикл статей, о мужской состязательной культуре, и сегодня речь пойдёт о русской борьбе на опоясках.

Поясная борьба! Как много слышали, и как мало знаем мы о ней. Какая она? Какие силы и процессы сокрыты в ней?

В Тобольской губернии / Тюменской области эта борьба имела ряд условных названий: "сибирская", "деревенская", "крестьянская", "русская", но чаще всего просто "на опоясках".

Опояска - это широкая полоса ткани или пояс длинной более 2 метров. В каждой деревне был свой обычай. В одних сёлах её перекидывали через правое плечо до левого бедра, делали на боку ручку-свёрток трижды скручивая опояску, а затем повязывали вокруг талии. Захват брали только за опояску, правой рукой за ручку на боку, левой рукой за косую лямку в районе плеча. Мануфактуру в этом случае покупали мягкую, чтоб не растереть в кровь шею. В других сёлах для борьбы использовали пояс традиционной одежды, повязанный вокруг талии, за него и делали захват обеими руками.

Состязания в борьбе проводились в праздничные и будние дни с конца весны и до середины осени, сказывался суровый сибирский климат.

Боролись везде: на покосе, на школьных переменах, на вечёрках. Но по истине массовый характер борьба приобретала только в съезжие престольные праздники, когда приезжали сотни гостей из разных сёл, деревень и даже из городов, а с ними десятки сильнейших охотников побороться. Тут и торговали и веселились. Гостям всегда были рады, гостеприимства хватало на всех. Среди многих заметны были татары - любители побороться. Да и население в сёлах по национальному признаку было неоднородным, в селе могли жить бок о бок русские, немцы, малороссы, зыряне и другие, и все одним миром, одним "коллективом".

День начинался с торжественной службы в храме. После службы собирались, на просторном и красивом месте. Это могли быть, центральная "площадь", возле церкви, поляна на берегу пруда, озера или реки, перекрёсток двух улиц.

Во время борьбы жесткую обувь снимали, чтобы не покалечить ноги сопернику. Боролись босиком или в шерстяных носочках, если было сыро в мягких кожаных чирках.

Начинали борьбу ребятишки с 5-6 лет, затем вступали ребята постарше, подростки, взрослые мужики и старики бородачи. Весовых категорий не было. Борьба велась в положении стоя. Отпускаться от опояски было нельзя на кругу сразу кричали - "Не можешь держаться, так, зачем бороться идёшь!".

Боролись "партия на партию" "на победителя" - это когда проигравший уходил, а победитель оставался бороться со следующим. Здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Были такие силачи борцы, которые бороли подряд до 5, 10, 20 и даже до 40 человек. Их имена и сейчас помнят односельчане.

Для победы надо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. Касание земли коленом уже считалась поражением.

Были и распорядители боя, которые заранее определяли последовательность выхода борцов. Они же вместе со стариками и кругом судили спорные моменты, отдавая победу одному из борцов. Победитель "уносил круга" т.е. считался абсолютным победителем, получал в подарок обе опояски. Такой человек пользовался почётом и уважением, становился объектом гордости односельчан. Победа одного была победой всего коллектива так как достигалась результатом общих усилий. Именно в такие моменты воспитывалось чувство товарищества, самоотверженность, взаимопомощь.

У борцов была своя терминологи, броски чаще всего имели следующие названия:

"C холки" - броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром. "С носка" - подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. "С крючка" - подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено, некоторые подсады. "С пятки" - зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено. "С колена" - броски подсадом бедра, броски через колено с предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи. "С вертка" - сваливания противника рывком или жимом в сторону. "С кружка" - сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания в горизонтальной плоскости. "С подвала" - броски через грудь, через голову.

"Борись и борьба сама тебя научит!" или "Делай как я, повторяй за мной!" - главные принципы обучения борьбе. Действия ребёнка корректировались устно и личным показом со стороны взрослых: старшего брата, дяди, отца, деда, которые показывали где подбить ногой, когда лучше бросить, в каких случаях зайти "с холки", а в каких "с крюка". К 18 годам парень вырастал опытным борцом, а к 25-30 годам уже был настоящим мастером с двумя десятками лет практики. Благодаря простоте борьба была доступной для понимания, массового обучения и передачи.

За неделю до праздников мужчины собирались в удобном месте и устраивали в течение всей недели подготовительные поединки. Заядлые борцы-силачи набирались сил: меньше работали, ели больше мяса и хлеба, если позволяла церковная традиция.

Церковные праздники с массовыми гуляниями борьбой, каруселями, хороводами собирали все поколения. Они были институтом передачи традиций детям, институтом брака, укрепляли межобщинные, межнациональные, дружеские, родственные связи, в купе с торгами и экономические связи. Борьба же как часть праздника, была одним из символов мужского единства, вокруг которого объединялась вся община: старики, бабы, девки, ребятишки.

Однако со второй половины XX века традиция стала резко угасать. Нарушилась связь поколений. Сказались огромные людские потери в ВОВ и отток сельского населения, особенно молодёжи, в города после выдачи паспортов в 1962 г. Старики - носители традиции, остались без преемников. Повлияло и изменение образа мыслей. Рушались храмы. Нарушился традиционный распорядок бытовой и праздничной жизни. Старинные праздники заменялись новыми светскими. Деревенская молодёжь стала приобщаться к городской моде, музыке, развлечениям. Нарушились трудовые общинные традиции. Мужское население деревни ударилось в пьянство. Ослабевали родственные связи, взаимопомощь. Разрушающаяся община в деревне, не могла быть создана в городе. По политическим соображениям власти старались воспрепятствовать любым неформальным объединениям. Похожая ситуация была с церковной общиной. Старшее поколение до сих пор помнит, как после церковной службы дружинники и милиция устраивали задержание прихожан. Так старики и молодёжь лишились институтов преемственности национальных и религиозных традиций.

Русские как цементирующая нация, дабы скрепить и растворить другие нации в рамках общности - "советский народ", были намеренно, лишены, национально-религиозного, сознания, и, больше, чем другие народы СССР, ущемлены в правах на развитие национальной культуры. Сегодня мы пожинаем последствия той политики в виде национального экстремизма, и других разрушительных явлений.

Но возможен и обратный процесс - это приживление к "стволу" церкви оторванных от неё народных традиций, приобщение к традициям взрослых и молодёжи, объединение их в православные братства. Город, приобщаясь к национальной культуре, потянет за собой деревню. Это оздоровит общество и государство.

http://www.russned.ru/stats/785

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Александров
Любовь без вражды
185 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова 10 декабря 1821 года
09.12.2006
Все статьи Александр Александров
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30