Закону Божьему в школах быть. Или не быть...

Основы православной культуры 
0
260
Время на чтение 5 минут
В некоторых регионах России депутаты одобрили введение в школах нового предмета - основ православной культуры (ОПК). В других регионах эта законодательная инициатива провалилась из-за бурных протестов со стороны представителей других концессий. В частности, в ряде областей попытку введения нового предмета категорически не одобрили региональные советы муфтиев. Основы православной культуры планируется преподавать с пятого по девятые классы.

Аналогичная дилемма стоит и перед Законодательным собранием Петербурга. Проблема обсуждается на всех уровнях и политиками, и религиоведами, и родителями, и учителями - да кем только не обсуждается. Кто-то говорит о том, что не стоит на Эрмитаж и Русский музей вешать табличку "Религиозный музей" из-за того лишь, что там хранятся предметы культа и картины с библейскими сюжетами; и о том, что все мировое, европейское, русское искусство, литературу нельзя адекватно воспринимать, не зная Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов. Однако эти доводы натыкаются на неизбежное "религия утратила монополию на духовность" и "нельзя выдавать частное за общее".

Кто-то "копает" глубже: каждый человек рождается в национальности, которая существует в рамках какой-то цивилизации, которая, в свою очередь, входит в мировую культуру, и потому каждый должен знать все три культуры - национальную, цивилизационную, мировую. И в ответ слышит, что в голове школьника это создаст "кашу".

Что будут изучать дети в школах? Закон Божий или историю культуры? И на каком основании? В какой форме будет новый предмет? Нужен ли он вообще? Не заденет ли он конституционные права школьников на свободу вероисповедания? А пока законодатели не вышли в массы с готовыми законопроектами, в "массовом" сознании уже возникают образы бесчисленных батюшек с распятиями наперевес, заполонивших школьные классы и неистово проповедующих перед подрастающим поколением какие-то основы какой-то культуры, задевая при этом религиозное самосознание юных представителей других конфессий и в массовом порядке обеспечивая явку в храмы.

- То, что вопрос об изучении в школе культуры назрел, сомнению не подлежит, - сказал в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" доктор исторических наук, профессор Университета аэрокосмического приборостроения, руководитель научного центра "Петрополь" Дома национальных культур Татьяна Смирнова. - И Русской православной церкви надо отдать должное за то, что она столь громко заговорила об этой проблеме и заставила власть заниматься ею вплотную. Надо отдать должное и Министерству образования: в нем начали шевелиться и составили эти нормативные документы. Но нельзя забывать, что у нас церковь отделена от государства, и стоит, наверное, разделять школу и церковь. Никто не мешает детям посещать храмы, воскресные школы и там получать духовное воспитание в контексте своей религии. А свобода вероисповедания - это еще и свобода не верить. Более того, актуализация религиозного фактора в стране, в многонациональной и многоконфессиональной стране, в которой мы хотим создать единое общество - шаг необдуманный и противоречивый.

Впрочем, можно надеяться, что наши страхи все-таки надуманны. Как пояснила "Фонтанке" первый заместитель председателя комитета по образованию правительства Петербурга Елена Спасская, Министерством науки и образования РФ составлены нормативы, в которых место ОПК определено очень четко: предмет этот может преподаваться только на факультативной основе и с письменного согласия родителей. То есть, насильно никто детей на урок с подозрительным для истинно неверующего человека названием загонять не станет. Более того, нормативы гласят, что преподавать ОПК имеют право лишь "подготовленные и сертифицированные в государственном образовательном учреждении преподаватели". Таким образом, священнослужители и школьники законодательно избавлены от перспектив обязательного взаимного общения на уроке.

- Поверьте, в Православной церкви мало найдется священников, горящих желанием преподавать что-либо нашим школьникам, - попытался окончательно развеять страхи настоятель Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Государственном педагогическом университете имени Герцена протоиерей Георгий Митрофанов. - Проповеди останутся в стенах храмов, а преподавать в школах будут квалифицированные педагоги, прошедшие курс повышения квалификации в специализированном учебном заведении. Если говорить о Петербурге, то таким учреждением является Университет усовершенствования учителей. Именно там и можно получить необходимую квалификацию для преподавания ОПК: половину часов учителям читают священнослужители, а половину - религиоведы-культурологи. Так что есть возможность сравнить доводы и тезисы православия и научного атеизма, полученные из первых рук. Немногие из нескольких сотен выпускников университета воцерковились, но все стали достаточно квалифицированными педагогами, чтобы преподавать в своей школе основы православной культуры.

Между тем, Законодательное собрание Петербурга устами депутата Игоря Риммера анонсировало намерение "избавить инициативу от политизированности", разрешив родителям определять, основы культуры какой религии будут впитывать их дети. "Каждый ребенок должен иметь возможность узнать основы религии их отцов", - заявил депутат. Правда, на вопрос корреспондента "Фонтанки" о возможных основаниях для отказа родителям во введении для своих чад, к примеру, факультатива "основ эстетики сатанизма", таковых Игорь Риммер назвать не смог и предложил уповать на "разумность" наших педагогов, которые не "не позволят" такому случиться.

Впрочем, "разумным педагогам" приходится признать правоту православных иерархов в том, что общество уже давно находится в глубоком духовном и нравственном кризисе, и что основы его заложены в корнях - в системе народного образования. О культурности школьника, которого с горем пополам научили "к четырем прибавить два" и "по слогам читать слова", говорить не приходится. Учителя гордятся учениками, которые помимо этих двух умений приобретают еще третье - "книжки добрые любить". Но о том, чтобы каждый школьник разбирался в родной культуре - в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре родной страны - никто даже не мечтает.

- Мы изучаем в школе историю Родины, ее политический и экономический аспекты, - говорит отец Георгий. - Но ни словом не касаемся культуры, которая зиждется на православии. Целый девятивековой пласт остается за гранью познания школьника: иконы, соборы, духовный аспект творчества известных им авторов. Ведь русская культура на протяжении девятисот лет жила и развивалась в контексте православия. Достоевский его принимал полностью, Толстой с ним спорил, но все они жили, мыслили и творили в православном мире. Нельзя в светской школе преподавать Закон Божий - это обратится страшными последствиями. Но культуру России, раз уж наша страна так называется, школьники должны знать.

Изменить слово "православной" на слово "отечественной" в названии предмета, включить его в рамки урока мировой художественной культуры, либо сделать культурологию для школьников отдельным обязательным предметом наравне с историей отечества и родной литературой - эти предложения сталкиваются со встречными. Например, некоторые сторонники свободы вероисповедания предлагают сделать общий предмет - история религий мира, где школьникам давались бы знания о всех "ключевых" конфессиях. Разумеется, последнее слово - за законодателями.

Вот уже Игорь Риммер, внуки которого, по его словам, постигают основы "религии их отцов", говорит о подготовке в недрах Законодательного собрания некоего закона о преподавании религии. Депутат утверждает, что работа ведется "в контакте с Русской православной церковью, верховным муфтием и главным раввином Петербурга", и что с этим законопроектом он собирается выходить на федеральный уровень. Что они там приготовят - покажет время. А пока будем изучать с детьми родную культуру самостоятельно.

http://www.fontanka.ru/175028
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11