itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О старообрядчестве в нашем народе знают пока до обидного мало

Основы православной культуры 
0
170
Время на чтение 4 минуты
- Владыко, сразу после Собора, на котором Вас избрали предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви, Вы заявили, что станете продолжать линию Вашего предшественника, митрополита Андриана. Эта линия была характерна открытостью старообрядцев для общества, СМИ, научных и культурных учреждений, других религиозных конфессий. Сейчас, спустя несколько месяцев, готовы ли Вы внести в этот курс какие-либо коррективы?

- Хотелось бы сразу подчеркнуть: говоря о "линии митрополита Андриана", не следует вкладывать в это понятие смысл резкого изменения курса его предшественников. Просто наступила новая эпоха в жизни нашей страны, и митрополит Андриан старался соответствовать новым историческим условиям, при этом, разумеется, ни коим образом не поступаясь принципами старой веры. Сущность позиции нашей Церкви оставалась и остается неизменной. Поэтому говорить о внесении каких-либо коррективов в курс митрополита Андриана не вижу необходимости.

- Как и Ваш предшественник, Вы много времени уделяете разъездам по старообрядческим общинам, при этом в городах нередко происходят Ваши встречи с местными архиереями Русской православной церкви. Довольны ли Вы результатами этих встреч? Как к ним относятся сами старообрядцы?

- В целом я доволен такими встречами. Они помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчужденности в отношениях между нашими конфессиями. Вероучительных тем мы не касаемся. Встречи проходят в сугубо деловом ключе. Решаются вопросы о передаче церковных зданий, предметов церковного обихода и т.п. Что же касается отношения наших христиан к подобным встречам, то надо откровенно сказать: зачастую они воспринимаются настороженно. И это вполне объяснимо: слишком еще сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти в прошлом. Сегодня положение изменилось к лучшему, однако оно должно быть подкреплено добрыми делами.

- Недавно состоялась Ваша встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Как бы Вы охарактеризовали атмосферу этой встречи и ее результаты?

- Встреча проходила в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Мы не касались вероучительных вопросов; разговор шел о том, как скоординировать наши усилия, чтобы помочь русским людям обрести свои традиционные ценности, во многом утраченные в результате драматической смены исторических эпох.

- В каких областях церковно-общественной жизни Вам видится возможность объединять свои усилия вместе с Русской православной церковью? Возможен ли межцерковный диалог, богословско-историческая дискуссия?

- Считаю необходимым направить общие усилия на борьбу за сбережение нашего народа, его нравственного и душевного здоровья, ибо разгул пьянства, наркомании, нравственной распущенности, откровенной пропаганды всевозможных видов порока достиг сейчас в нашей стране небывалых размеров.

Что касается богословско-исторической дискуссии, то она не только возможна, но и желательна, ибо, несмотря на усилия руководства Русской православной церкви по исправлению исторических ошибок в отношении старообрядчества (отмена клятв на старые обряды на соборе 1971 года и т.д.), сущность великой церковной трагедии XVII века еще требует всестороннего осмысления в духе богословской и исторической объективности.

- Старообрядцы известны своим консерватизмом, что, в частности, позволило им сохранить до наших дней много бесценных памятников культуры и искусства, почти забытых народных традиций. Чем еще современное российское общество должно быть благодарно старообрядцам? Какие духовные ценности Вы бы посоветовали современникам перенять у старообрядцев?

- Отвечу Вашими же словами: ценности здорового, просвещенного консерватизма. Ныне русский народ после крушения "одной-единственной" идеологии оказался открытым всем идейным ветрам. Это привело к состоянию духовной растерянности, что грозит утратой, как сейчас говорят, национальной идентичности и социально-политической нестабильностью. Но еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что человек жив "любовью к родному пепелищу, к своим отеческим гробам". А этой любовью старообрядцы особенно отличались в истории нашего Отечества.

- Как Вы относитесь к факту создания Священным Синодом Русской православной церкви комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством? Как складываются у Вас отношения с этой комиссией?

- Положительно. Правда, пока эти отношения еще только складываются. Нужно сделать так, чтобы эта комиссия не стала еще одним формальным образованием, но чтобы она действительно отвечала запросам времени.

- Каким, на Ваш взгляд, должно быть отношение старообрядцев к предложению ввести в общеобразовательных школах предмет "Основы православной культуры"? Считаете ли Вы нужным или возможным, чтобы в рамках этого курса было обеспечено положительное освещение вклада старообрядцев в русскую культуру и сбалансированное изложение событий русской истории XVII века?

- Вопрос очень непростой. Можно даже хорошее дело загубить плохим исполнением. Ведь одно дело - добровольное и заинтересованное изучение предмета, а другое - выставление оценок, обязательные экзамены, короче, обычная "принудиловка". Сколько выпускников средних школ уже никогда не возьмут в руки "Евгения Онегина" и "Войну и мир" только потому, что в свое время их заставляли зубрить отрывки из них и писать сочинения "на тему". Но это - произведения светской культуры, а духовная культура в этом отношении еще более беззащитна от пусть и непреднамеренной профанации.

Что касается старообрядчества, то о нем, к сожалению, знают в народе до обидного мало, весьма приблизительно и зачастую совершенно неадекватно. Но эти знания можно было бы давать и в курсе отечественной истории, объективно и непредвзято изложенном.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=70
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Московский и всея Руси Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия) Корнилий (Титов)
Преемник нового курса
Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий
02.11.2005
Все статьи Митрополит Московский и всея Руси Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия) Корнилий (Титов)
Основы православной культуры
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30