Опыт взаимодействия с Русской Православной Церковью в учебно-воспитательном процессе Военной академии Генерального штаба

Доклад заместителя начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по воспитательной работе полковника Ю.Н. Дзюбича

Новости Москвы 
0
103
Время на чтение 10 минут
Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Сердечно приветствую вас в стенах Военной академии Генерального штаба, старейшего военно-учебного заведения России.

В шестой раз военная секция Рождественских чтений по праву проходит в ведущем военно-учебном заведении, крупнейшем военно-теоретическом центре по исследованию проблем военной науки, военной политики, обеспечению безопасности страны.

Наступивший год примечателен 305 годовщиной военного образования в России. 14 января 1701 г. был обнародован Высочайший Указ Петра I о создании школы математических и навигацких наук. Выпускниками школы стали первые русские моряки, гидрографы, топографы, инженеры, артиллеристы и педагоги, нашедшие применения во всех ведомствах стремительно развивающейся России. Среди них такие имена как Иван Михайлович Евреинов, Семен Иванович Челюскин, Василий Яковлевич Чичагов.

У истоков первого в России и второго в Европе специализированного технического учебного заведения с базовой математической подготовкой стоял Леонтий Филиппович Магницкий. В лице этого бессменного преподавателя, а затем и главы Навигацкой школы ясно прослеживается взаимосвязь светского и духовного образования в России. Наряду с ученым-энциклопедистом Михаилом Ломоносовым, первым русским доктором медицины Петром Постниковым, архитектором Василием Баженовым, математик Леонтий Магницкий вышел из стен Славяно-греко-латинской академии, ставшей в 1814 году Московской духовной академией.

Русское воинство всегда отличал высокий уровень религиозности, даже по сравнению с российским обществом. Действительно, сама военная служба, зачастую связанная со смертельной опасностью, предельным напряжением сил, жертвенностью, побуждает человека с особой остротою задуматься над смыслом жизни, удостовериться в непреходящем значении самопожертвования, обратиться за помощью к Богу.

История редко сохраняет биографии простых ратных тружеников, но из свидетельств современников нам известно о глубокой вере генералиссимуса Суворова, фельдмаршала Кутузова, адмиралов Ушакова, Нахимова, Макарова и других выдающихся полководцев и флотоводцев. Жизненный путь некоторых из них был увенчан не только славными победами, но и драгоценными военно-педагогическими, мировоззренческими и богословскими трудами. В качестве примера можно привести всем известную суворовскую "Науку побеждать", составленные им молитвослов и краткий катехизис для солдат; "Записку" адмирала Ушакова, в которой он подводит итог своему служению. Но все они, без исключения, глубоко задумывались о высоком духовном содержании и религиозном освящении военной службы.

В свою очередь Русская Православная Церковь никогда не оставляла заботой христолюбивое воинство. Не сохранились в памяти народной имена военных священников проливавших пот и кровь на полях сражений вкупе со своей паствой. Но мы имеем "Катехизис для воинов" великого богослова современности, святителя Филарета Московского; ревностные проповеди доброго архипастыря, патриота Крымской войны святителя Иннокентия Херсонского, который под обстрелом противника кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги. Во все времена в служении православного воина Церковь видела, прежде всего, высокий смысл жертвенной любви, основание жизни христианина.

Совместными трудами Армии и Церкви укреплялась наша Держава, создавалась уникальная духовная и культурная идентичность нашего Отечества. Даже времена лихолетья не смогли разорвать этого союза.

В дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне было особо отмечено единение нашего народа в военные годы, возвращение к традиционным ценностям, духовное очищение и оздоровление. Существенную роль в этом процессе сыграла Русская Православная Церковь, несмотря на отделение государства, она осталась в неразрывном союзе с народом, объединила и вдохновляла его на борьбу с захватчиками, на преодоление тягот военного времени. В ходе Великой Отечественной войны Церковь явила в своих членах наилучшие качества русского народа, стала одной из опор государства, воплотила в себе пламенный патриотизм и самоотверженную любовь к своей Родине.

Тем не менее, в советский период Российского государства в силу идеологических факторов взаимодействие органов военного управления с Русской Православной Церковью не осуществлялось. Следствием такой политики стало практически полное прекращение ее влияния в Вооруженных Силах в качестве проводника традиционных духовно-нравственных ценностей.

Либерализация общественной жизни в 90-х годах XX века повлекла за собой как позитивные, так и негативные последствия.

Провозглашение светского характера Российской Федерации, права на свободу совести и закрепление гарантий его реализации вызвали оживление религиозной жизни, выразившееся в стремлении Церкви к широкому участию в жизни российского общества и его Вооруженных Сил путем осуществления деятельности в сферах духовного и культурного просвещения, духовного воспитания, благотворительности и пастырского попечения военнослужащих.

Продолжительный отказ от сотрудничества с Русской Православной Церковью способствовал развитию в Вооруженных Силах Российской Федерации таких негативных явлений как нравственный нигилизм и релятивизм, утрата патриотизма, ухудшение здоровья военнослужащих, ослабление дисциплины и рост преступности.

Вместе с тем, религиозные объединения, финансируемые за счет зарубежных источников, оказались в более преимущественном положении чем традиционные конфессии, осуществляющие свою деятельность за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации, что привело к несоответствию уровня их материальной обеспеченности уровню их общественной поддержки.

В России осуществляют свою деятельность новые религиозные движения, которые действуют как в организационно-правовой форме религиозных объединений, так и в других организационно-правовых формах юридических лиц. Неправомерная и криминальная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации некоторых новых религиозных движений, обусловлена содержанием религиозного учения, носит латентный характер, влечет за собой осуществление ими деструктивной и экстремистской деятельности, нарушение прав граждан, интересов общества, посягает на религиозную и культурную самобытность России и представляет собой угрозу военной и национальной безопасности Российской Федерации.

Все большее влияние на религиозную ситуацию оказывает закономерный процесс глобализации, создающий угрозу утраты культурной идентичности народами Российской Федерации. Ряд государств и организаций заинтересованы в поддержке неправомерной и криминальной деятельности религиозных объединений и ослаблении на территории Российской Федерации влияния традиционных духовно-религиозных ценностей, подрыве национального самосознания, снижении духовного, нравственного и культурного потенциала общества и Вооруженных Сил Российской Федерации в целях расшатывания институтов национальной государственности, контроле над территорией и природными ресурсами Российской Федерации.

Устранение негативных факторов современной религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации невозможно без содействия укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и привлечения потенциала Церкви.

Первым официальным актом, закрепляющим порядок военно-церковных отношений, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 года Министром обороны Российской Федерации и Патриархом Московским и всея Руси.

С 1997 года отношения между Вооруженными Силами и Церковью регулируются Соглашением о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и Русской Православной Церковью.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российская Федерация намерена последовательно отстаивать свою культурную и религиозную идентичность.

В достижении этой цели особое место занимает Военная академия Генерального штаба, осуществляющая подготовку военных кадров оперативно-стратегического звена, работников центральных органов федеральной исполнительной власти и проводящая фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в области военной науки, военной политики, обеспечения безопасности Российской Федерации, строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил; ведущая подготовку научно-педагогических и научных кадров оперативно- стратегического профиля.

Прошедшее десятилетие убедительно показало оправданность взаимодействия Академии и Церкви, хранительницы духовной и культурной идентичности, во всех составляющих процесса образования: обучении, воспитании и личностном развития слушателей.

В целях всестороннего учета религиозного фактора в программу подготовки слушателей академии включены лекции: "Проблемы взаимоотношений государства, армии и церкви" и "Проблемы управления религиозной и духовно-нравственной ситуацией в воинских коллективах"; а также семинарское занятие "Современные проблемы нравственно-патриотического воспитания в армии". Трудами их автора, доцента кафедры военно-гуманитарных наук, профессора Золотарева Олега Валентиновича в минувшем году была создана книга "Стратегия духа армии", получившая высокую оценку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Руководство Академии стояло у истоков возрождения духовного союза Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви в наши дни. В 1992 году в этих стенах состоялась первая совместная конференция, посвященная памяти св. благоверного князя Александра Невского, начал работу общественный комитет "Армия и Церковь", объединивший усилия педагогов, ученых, слушателей академии и священнослужителей в деле духовно-нравственного воспитания воинов. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Академия и Общество ревнителей православной культуры выступили с инициативой воссоздания первого российского военного памятника в Москве: Часовни-памятника гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября 1877 года.

Важным подспорьем в воспитательной работе стало возрождение академического храма-памятника "Во имя Архистратига Божия Михаила", наследника Суворовской Кончанской церкви, существовавшей при Николаевской академии Генерального штаба с 1901 по 1918 год. Храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 1 декабря 1995 года, и его первым настоятелем стал протоиерей Герасим Петрович Иванов, ветеран Великой Отечественной войны, снискавший глубокое уважение у личного состава Академии. Храм-памятник входит в состав военно-исторического комплекса как место поминовения выпускников нашего учебного заведения, павших на полях сражений за Отечество.

Достойным приемником первого настоятеля храма является иерей Андрей Галухин, духовно окормляющий православных верующих Академии и ведущий серьезную культурно-просветительскую работу. Традиционным стало его участие в торжественных воинских ритуалах, проведение годового цикла бесед и лекций по основам православной культуры с военнослужащими по призыву, работа с лицами с девиантным поведением. В прошедшие годы отец Андрей активно участвовал в мероприятиях академии на Северном флоте и в учебном центре Мулино.

Добрым итогом десятилетних трудов общины храма стало торжественное вручение наград Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II личному составу Академии.

Каждый завершившийся год приносит свои плоды на ниве взаимодействия Академии и Церкви. Прошлый 2005 год стоит отметить особо. Впервые за всю историю Международных Рождественских образовательных чтений в Академии были полностью изданы материалы работы военной секции. Выражаю надежду, что данное издание будет добрым подспорьем в организации и развитии сотрудничества между Армией и Церковью и послужит духовному возрождению и процветанию нашего Отечества и ее Вооруженных Сил.

Первым опытом соединения усилий военной и церковной науки стала презентация Церковно-научного центра Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия", прошедшая под патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Энциклопедия представляет собой антологию философской, научной и богословской мысли, открывающей читателям обширный пласт отечественной культуры и духовности. Впервые в новейшей истории нашего государства на основе синтеза православного мировоззрения с последними достижениями гуманитарной науки и естественнонаучных знаний последовательно освещена военная тематика. В работе над статьями "Война", "Военное духовенство" приняли участие представители Академии.

Перспективами совместной деятельности являются: расширение информационных ресурсов органов военного управления, военно-учебных и научно-исследовательских учреждений; изучение современных технологий передачи и популяризации знаний; пополнение источниковой базы военно-научных исследований и военно-педагогической работы.

Важным вкладом в формирование общих позиций по вопросам национальной безопасности, общественного развития и патриотического воспитания граждан стало выступление в стенах Академии Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с докладом на тему: "Проблемы формирования у различных категорий военнослужащих высокой духовности, государственности и патриотизма в условиях современной политической обстановки".

В 60-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне в Академии прошли заседание секции Всемирного Русского Народного Собора "Церковь. Армия. Народ" и научная конференция "Духовная культура в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.".

Преподаватели и слушатели Академии принимали активное участие в конференциях "За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война" и "Преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Димитрий Донской. Церковь и Армия", а также в ставших традиционными Покровских общественных чтениях и Всероссийских учебно-методических сборах духовенства, окормляющего Вооруженные Силы Российской Федерации.

В рамках научной работы в Военной академии Генерального штаба исследуется влияние религиозного фактора на национальную безопасность в целом и на ее важнейшую составляющую - военную безопасность, вырабатываются рекомендации для органов государственного и военного управления по вопросам военно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Серьезным шагом для сближения наших позиций стало принятое Коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2000 году решение о введении специальности "Теология" в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. Во исполнение распоряжения Министерства образования был разработан соответствующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В соответствии со стандартом изучение Теологии в системе образования носит светский характер. Предметом Теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

Освоение стандарта более чем 30-тью вузами Российской Федерации способствует собиранию сил для решения важнейших задач эпохи глобализации: обеспечения национальной безопасности и сохранения национальной идентичности.

Выполнение указанных задач возможно объединенными усилиями на следующих направлениях:

- разработка и реализация перспективных программ взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации в духовно-нравственной, культурной и научной областях;

- изучение и анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах для подготовки соответствующих предложений их руководству;

- создание и совершенствование работы Координационного комитета по сотрудничеству между религиозными объединениями и Вооруженными Силами по организации, контролю и координации усилий всех сторон, заинтересованных в реализации провозглашенных целей;

- развитие существующих и создание новых эффективных механизмов взаимодействия и форм совместной работы органов военного управления Вооруженных Сил и Русской Православной Церкви;

- совершенствование теологической и религиоведческой подготовки, правовой культуры офицеров и других должностных лиц органов воспитательной работы Вооруженных Сил и соответствующего обучения духовенства в интересах обеспечения свободы совести военнослужащих и членов их семей.

В заключение хочу сказать, что перспективы совершенствования учебно-воспитательного процесса в Военной академии Генерального штаба видятся в объединения усилий военной и церковной науки и широком привлечении специалистов Русской Православной Церкви для всесторонней подготовки выпускников Академии. Тех, на чьих плечах лежит нелегкий груз ответственности за безопасность и процветание нашего Отечества.

http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l_4.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.04.2024 11:55
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Александр Волков
17.04.2024 11:22
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
17.04.2024 04:29
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
17.04.2024 00:32
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31