Международная конференция о светскости государства открылась в Москве

0
115
Время на чтение 4 минуты
Международная научная конференция "Laicite (светскость государства): мировой и постсоветский опыт" открылась 27 октября в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). Организаторы форума - Франко-Российский центр по общественным и социальным наукам и Центр изучения религий РГГУ. В конференции принимают участие религиоведы, историки, юристы и социологи из России, Франции, США, Великобритании, Израиля, Латвии и Азербайджана.
Первый день конференции посвящен соотношению светскости и секуляризма, многообразию моделей государственно-религиозных отношений в странах Европы и США. Во второй день - 28 октября - прозвучат доклады об опыте постсоветских стран и России. Открывая форум, руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров отметил, что принцип светскости государства впервые был сформулирован во Франции и закреплен законом 1905 г., к столетию которого и приурочена данная конференция. "Принцип светскости соответствует современным реалиям, он является оптимальным не только для государства, но и для самих религиозных организаций, хотя этот последний аспект, как кажется, еще не до конца осознан", - сказал Н. Шабуров.
Первым прозвучал доклад Жана Боберо (Ecole pratiqie des hautes etudes, Париж), посвященный возникновению идей светскости во Франции, истории принятия закона 1905 г. о разделении Церквей и государства, а также реализации принципа laicite в современной Франции. Как показал Ж. Боберо, государственная политика во Франции опирается на принципы отсутствия политического влияния на религию, свободы совести и культов и равенства различных религиозных организаций. Последний принцип особенно дорог современным французам, как показали социологические опросы. Если в 1905 г. господствовало убеждение, что прогресс надо направить в социальное и нравственное русло, то сейчас, сто лет спустя, никто в этом не уверен. По словам докладчика, в Европе царит "кризис доверия к прогрессу", что заставляет серьезно задуматься над проблемами биоэтики, клонирования, генетики и т.д.
В докладе был также затронут вопрос о культурной и религиозной идентичности в связи с расширением присутствия ислама во Франции (по данным Ж. Боберо, сейчас во Франции уже более 5 млн. мусульман). Ученый расценивает этот фактор как "зеркало, отражающее проблемы Франции". Закон 2004 г. о запрете ношения религиозных символов в школах связан со стремлением ограничить "агрессивное" продвижение мусульманской идентичности, однако Ж. Боберо считает, что эти "пределы были поставлены на неправильном месте": не стоило ограничивать видимые признаки религиозной принадлежности, а вот "порог" надо было поставить на уровне поведения, дисциплинарных норм, выполнения учебных требований".
Отвечая на вопросы, докладчик рассказал о том, какое "шоковое" впечатление на французов произвело такое "новшество в религиозном пейзаже Парижа", как большая мечеть с минаретом. Однако со временем соображения безопасности возобладали: было решено, что "лучше допустить ислам в мечети, чем в каких-то подвалах", и государство приняло участие в финансировании строительства дома молитвы для мусульман как "культурного центра".
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Белякова сделала доклад "Европейский опыт "секулярности" и его осмысление в России в начале ХХ века". По словам историка, церковно-государственные отношения в России значительно отличались от Франции. Так, в XIX веке Россия не знала клерикализма, борьбы между государственной властью и Церковью (т.к. они были единым организмом); высшее образование в России носило светский характер, а образование для духовенства уже было отделено; Церковь в лице иерархов и профессуры духовных академий не были противниками свободы совести. Тем не менее, французский закон 1905 года вызвал в России широкие дискуссии и серьезное осмысление со стороны юристов и канонистов. Е. Белякова делает вывод о том, что они весьма критически отнеслись к основным положениям французского закона.
Эта дискуссия нашла отражение в материалах Предсоборного присутствия 1905-1906 гг. и на Поместном Соборе 1917-1918 гг., где шел поиск формулы существования Церкви как автономного организма внутри государства. Собор пошел по пути, сформулированному митрополитом Арсением (Стадницким): "Церковь не должна входить в симфонию с государством, а должна быть самостоятельной, автономной. Но отсюда не следует, что Церковь должна быть отделена от государства в том виде, как это было во Франции. Государство должно признать за Церковью великую культурную силу и оказывать ей всякую поддержку".
Но мнением Собора, представлявшего православное население России, пренебрегли создатели большевистского закона об отделении Церкви от государства 1918 г., который, как показала Е. Белякова, был скопирован с французского акта 1905 г. Последствия известны: "идеи "светского общества", возникшие как развитие идеи свободы совести, были использованы для уничтожения этой свободы и стали шагом к созданию тоталитарного государства", подытоживает историк.
Коллега Ж. Боберо, французский ученый Жан-Поль Виллем в своем докладе развернул панораму многообразия моделей светскости в европейских государствах. Он подчеркнул, что в Евросоюзе нет и не может быть программы унификации государственно-религиозных отношений, которые в каждой стране сложились уникальным образом, неся на себе печать исторических и культурных особенностей. Однако во всех европейских странах можно найти и общее в церковно-государственных отношениях. Например, признанная почти всеми светскость не означает индифферентного отношения государства к религии, а принцип отделения Церквей от государства не исключает признания роли Церквей и сотрудничества с ними. Ученый выделяет следующие черты секуляризации религиозного сознания в Европе: все более очевидная индивидуализация религиозного чувства, требование личной свободы от власти духовенства; интегрирование плюрализма в религиозное сознание - допущение "истинности" каждой религии; терпимое отношение к прозелитизму при запрещении его агрессивных форм и т.д. Ж.-П. Виллем коснулся также дискуссионных вопросов об упоминании роли религии при создании конституции Евросоюза.
Далее на конференции выступили ученые из Великобритании, США, Франции и Израиля. Доклады сопровождались оживленным обсуждением.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21