В реформе образования мухи также должны быть отделены от котлет

Новости Москвы 
0
96
Время на чтение 7 минут

Кто и как оценивает образование?

Пишут, что недавно как-то встретился Президент России с министром науки и образования Андреем Фурсенко. И тут г-н Фурсенко "заверил Президента", что теперь, дескать, в новых условиях реформы образования и науки рейтинги вузам будет у нас присваивать не подозрительно заинтересованное и заведомо предвзятое образовательное сообщество, а прямо, грубо и зримо аж сам наш прогрессивный отечественный бизнес. А министру останется лишь измерять зарплаты у выпускников вузов через 2 года по их окончании, высчитывать среднее арифметическое, и по нему выставлять оценки вузам. А потом и денежки выделять фаворитам, по результатам бизнес-кастинга.

Посмотрим, однако, какая же в результате этой административной идиллии может получиться картинка?

Известно, сколько у нас получает сегодня физик-теоретик, филолог, историк, математик, этнограф, археолог, молекулярный генетик, астроном, структурный лингвист. То есть, ученый тех областей науки, где мы были в советские время в числе лучших в мире, да и сейчас остаемся на передовых позициях. А за какие деньги эти люди в России сегодня работают, просто стыдно сказать. Не берет их бизнес на работу, разве что на условиях переквалификации. Не соответствуют они условиям строгого и справедливого коммерческого отбора.

Также известно, сколько у нас получают плохо выученные юристы и доморощенные экономисты, вышедшие из подозрительных новых вузов, разные новоявленные "менеджеры" и "финансисты", зачастую знающие лишь как уклоняться от налогов и "разводить по понятиям". В среднем раз в десять больше, чем реальные специалисты фундаментальных базовых научных отраслей. Эти ребята в спросе, не то, что разные там "ботаны".

Вот так сегодняшний бизнес в среднем и оценивает отечественное образование и отечественных специалистов. Зачем ему фундаментальная наука - "под нож" ее, а образовательному "ширпотребу" для нужд нашей, с позволения сказать, сумеречной экономики - "зеленая улица".

Но есть у меня поправочка к рецептуре г-на Фурсенко.

Вот если взять, да посмотреть уровень зарплат выпускников наших вузов, работающих не в России, а на Западе, тогда все сразу поменяется местами. Наши физики, химики, биологи, математики и даже филологи будут по зарплате на первых местах, а вот нашим экономистам и менеджерам там мест для работы по профессии не предусмотрено. Разве что приобретут соответствующее дополнительное образование на месте.

Ведь на Западе, особенно в США, знают хорошо, что, где и почем. Им нужен наш физик, и не нужен наш доморощенный менеджер.

Где искать границы Европы и Азии?

Россия - страна весьма необычная, она страна крайностей. Это проявляется в различных сферах жизни и деятельности, но особенно в образовании и науке.

Со времен Петра в России по нарастающей росло стремление (сначала дворянства и детей духовенства, потом людей "разных чинов", а потом и "инородцев") к получению высокого уровня образования.

В советское время образование и наука вошли в состав культовых ценностей нового общества, и при наличии отсталой политической и экономической системы социализма, явно относящегося к "азиатскому способу производства", мы получили население, массово устремленное к получению среднего и высшего образования. Это собственно и определило наш сегодняшний "европеизм" в науке и технике при сохранении и развитии азиатских традиций в политической, экономической и социальных сферах.

Известно, что главная культурная граница между Европой и Азией проходит по линии отношения молодежи к получению образования, готов ли молодой человек годами учиться в школе или университете, терпеть лишения и напрягаться даже без ясных перспектив на будущее, или его мечта - собственная палатка на рынке, маленький домик, уважение соседей, телевизор, прогулки, футбол...Журавль в небе или синица в руке. У нас очень многие предпочитает все-таки журавля.

Таким образом, мы все-таки Евразия, а не Азиопа, голова у нас европейская на азиатском теле, а, слава Богу, не наоборот, и мы имеем возможность постепенно, где-нибудь за столетие-полтора, окончательно влиться в европейскую семью благодаря нашей науке, культуре, и естественно, образованию.

Исторический экскурс

В императорской России система подготовки научно-технических кадров была фундаментальной, "немецкой": классическая императорская гимназия, реальная гимназия или частная школа, затем университет, высшее техническое или военно-инженерное училище, потом научная работа на университетских кафедрах, в военных и технических лабораториях. Однако число реально задействованных в этих цепочках людей было сравнительно не велико. Советам досталось хорошее, но небольшое наследство, которым они, надо отдать им должное, сумели распорядиться.

Так, в Советском Союзе в 20-е годы на основе дореволюционного кадрового потенциала была создана на базе гимназий и реальных гимназий серьезные "политехнические" советские школы, которые продолжали развиваться в течение 30-х - 60-х годов в Москве, Ленинграде, Киеве, Казани, Новосибирске и других крупных городах. Отдельные школы с высоким уровнем образования появлялись и в небольших городах и даже на селе.

Надо заметить, что при этом большая часть школ в стране были детищами советского времени, были укомплектованы учителями из бывших начальных городских, земских и церковно-приходских школ, выпускниками рабфаков, или просто случайными людьми.

Пережили революцию, гражданскую войну, бестолковые 20-е годы и сохранились крупнейшие университеты и высшие технические училища, затем в 30 - 60 появились новые первоклассные вузы, которые "поглощали", по преимуществу, выпускников первоклассных школ, детей интеллигенции, равно как и отдельных "самородков", освоивших предметы самостоятельно.

Параллельно как грибы возникали новые, весьма посредственные или даже просто негодные вузы, даже якобы университеты, где учились все те, кто не попадал в первоклассные заведения, а преподавательский состав был сформирован на базе "красной профессуры" и самой разной публики.

Фундаментальная наука забирала в себя в первую очередь выпускников первоклассных вузов, которые поступали на работу в систему Академии наук, в "почтовые ящики", или оставались на университетских кафедрах.

А выпускники других вызов шли, кто в "народное хозяйство", кто в государственные учреждения, кто в промышленность, а некоторые - в различные "второсортные" НИИ, где занимались тем, что зачастую и нельзя было назвать наукой (в народе говорили "просиживает штаны в НИИ").

Все было не так просто, между этими мирами существовали и контакты и переходы, и промежуточные слои, но "магистральные линии" были две:

специальная городская школа, известный столичный вуз, академический исследовательский институт;

рядовая школа, низкого качества вуз, бесполезный НИИ.

Это были два конвейера подготовки специалистов, вызванные к жизни с одной стороны, потребностями в фундаментальной науке и оборонных технологиях, а с другой стороны - советскими установками на всеобщность и доступность образования, и особой роли науки в построении коммунизма.

Такая ситуация сохранилась в нашей стране и до сих пор.

Как увидеть главное

Главной ошибкой тех людей в Правительстве России, которые хотят реформировать систему школьного и вузовского образования, а также науку в России является то, что они не хотят видеть, что у нас в стране, по сути, существуют две системы образования, лишь одна из которых, "элитарная" способна обеспечивать кадрами фундаментальную науку и высокие технологии. Эта система требует отдельного подхода, который, в первую очередь, должен носить консервационный, фиксирующий, сохраняющий характер. Эта система - наш бесценный капитал, который не подлежит реформированию, а только сохранению и бережному развитию! Ведь она и сегодня превосходит многие западные системы и по ценности сравнима с университетами "плющевой ветви" США.

Внедрение любых уравнительных норм в эту систему, поиски всяких там "социальных справедливостей", внедрение новых стандартов и единых экзаменов, борьба с репетиторством способны нарушить нормальное функционирование "конвейера" по передаче лучших выпускников из лучших школ в лучшие вузы и формирование из них передовых научных коллективов.

В системе подготовки кадров должна сохраняться, говоря условно, 1000 лучших школ страны, 100 лучших вузов и 1000 фундаментальных научных коллективов, которые должны эксклюзивно снабжаться деньгами и ресурсами и получать поддержку на всех уровнях. В первую очередь, надо остановить отъезд и уход из них специалистов, а потом уже думать об их дальнейшем развитии.

В развитии этой системы играет особую роль материальная поддержка - заработная плата педагогов и ученых, свобода в поиске и выборе образования, системы школа-вуз, академия-университет, саморегулируемые научные и педагогические сообщества.

А что же до всего прочего?

Остальные школы, вузы и коллективы, большая часть из которых находятся на уровне много ниже европейского, безусловно, могут стать объектами реформы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Такая реформа с введением Единого государственного экзамена, переходом к европейским стандартам образования, вариативным обучением, с развитием сельских школ, созданием современных систем управления образованием, полезна и нужна именно в этом сегменте. Однако здесь особенно важно скоординировать усилия регионов и центра в решении этих вопросов, а не пытаться дирижировать всем из Белого дома.

Nota bene

Необходимо помнить, что те же самые подходы, примененные к элитной, высококлассной системе образования приведут к ее усреднению, выхолащиванию, снижения ее качества и утрате самой системы. Вместе с ней будет утрачен и потенциал современной науки. Тогда, конечно, мы сможем продолжать развивать реальную науку и реальное высокое образование и постепенно расширять ее базу за счет развивающихся, "поднимающихся снизу" реформированных или новых учебных заведений. Но без этой науки, без этого 250-летнего опыта образования, без этого потенциала мы сможем стать только задворками Европы, и не поможет нам никакая Болонская декларация.

К сожалению, я нигде не выдел, чтобы власти разделяли и выделяли такие самостоятельные сегменты в науке и образовании, они ее рассматривают как некое непрерывное единое целое. Это удивительно, потому что Андрей Фурсенко как никто должен понимать разницу между элитарной наукой, из которой он сам вышел, и тем, что делалось в бесчисленных НИИ и КБ на территории Советского Союза.

Идейно и методически сохранение и развитие высококлассной системы образования в России и пополнение кадров фундаментальной науки, и реформирование и развитие остального образования в России для обеспечения страны квалифицированными кадрами - две разные, самостоятельные и принципиально отличными способами решаемые задачи.

Михаил Москвин-Тарханов, Депутат Московской Городской Думы

09.03.2005

http://kreml.org/opinions/80890537
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Москвин-Тарханов
Все статьи Михаил Москвин-Тарханов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38