itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Южная Осетия просит Алексия II взять осетинскую церковь под свой омофор: интервью ИА REGNUM

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
201
Время на чтение 5 минут
Как уже сообщалось, в Южной Осетии указом президента Эдуарда Кокойты создан институт Уполномоченного по делам религии при президенте. Занявшая эту должность Соня Хубаева дала интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Соня Абесаломовна, с чем было связано создание института Уполномоченного по делам религии при президенте?

В 1998 году впервые был создан Комитет по делам религии при правительстве Республики Южная Осетия. Это было обусловлено сложившимися условими в религиозной жизни нашего общества. В Южную Осетию были направлены многочисленные миссионеры различных религиозных объединений, которые желали здесь закрепиться и вести свою религиозную деятельность. В связи с этим, парламент республики принял Закон "О свободе совести и религиозных организациях". Этот Закон предусматривает обеспечение регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет обязанности религиозных организаций перед государством. В связи с тем, что в Южной Осетии одновременно стали действовать различные религиозные организации, созданный орган выполнял задачи государственного контроля за исполнением законодательства РЮО по вопросам религии и соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечения проведения единой государственной политики по отношению к религии и Церкви, содействия достижению взаимодоверия как между различными религиозными объединениями, так и между ними и государством.

В 2003 году в ходе реорганизации структур государственной власти Комитет был включен в состояв министерства культуры. Недавно решено создать институт Уполномоченного, так как работа на этом уровне будет более эффективной.

ИА REGNUM: В Конституции Южной Осетии закреплен тот факт, что "православие является основой мировоззрения осетинского народа". Что Вы можете сказать о развитии православия в Южной Осетии, и каковы взаимоотношения между Православной церковью и государством?

С распадом СССР в 1991 году начало возрождаться и православие в Южной Осетии. Это был период агрессии Грузии. Православная община Южной Осетии не сочла возможным поддерживать связи с грузинской православно церковью в связи с тем, что ГПЦ благословляла вооруженные формирования Грузии на геноцид осетин и, собственно, как бы приняла участие в осуществлении лозунга "Грузия - для грузин". (В скобках замечу, что это ГПЦ не признает до сих пор и продолжает такую же политику, публикуя различные материалы, в которых очерняет деятельность нашей церкви. Я часто встречаю в прессе высказывания иерархов Грузинской православной церкви, которые утверждают, что Южная Осетия, якобы, является канонической территорией ГПЦ. Между тем, трагическая судьба разгромленной монголо-татарами еще в ХIII веке и возрожденной в наши дни Аланской Епархии никому не дает права присваивать ее каноническую территорию. Грузинские иерархи также обвиняют Московскую Патриархию в том, что она, якобы, вмешивается в дела грузинской церкви. На самом же деле, Московская Патриархия, к сожалению, не имеет отношения к делам Аланской Епархии, за что мы на них даже обижаемся).

Еще в начале 90-х молодой тогда священник о. Александр (Пухатэ) с группой прихожан поехал к патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму с просьбой принять возрожденную осетинскую церковь под свой омофор. Алексий II отказал, ссылаясь на то, что "по канонам православной церкви не имеет возможности вмешиваться в церковные дела Грузинской Патриархии". С такой же просьбой к Алексию II неоднократно обращалось руководство Южной Осетии, в том числе и прежний президент Южной Осетии Людвиг Чибиров и Комитет по делам религии, были собраны тысячи подписей, однако вопрос остался нерешенным. В 1992 году православная церковь Южной Осетии была принята в Русскую Православную Церковь Зарубежом (РПЦЗ), в Южной Осетии создано Благочиние, которое стал возглавлять игумен Георгий (Пухатэ). В 2001 году в РПЦЗ произошел раскол, и Благочиние Южной Осетии обратилось в Синод Противостоящих Истинно православной церкви Греции, который возглавляет митрополит Киприан. Синод признал статус благочиния и Юго-Осетинского Аланского округа и предоставил ему статус Епархии. Так была восстановлена Аланская Епархия. Наместником Аланской Епархии стал священноархимандрит о. Георгий. Несмотря на то, что в Республике Южная Осетия церковь отделена от государства, и школа от церкви, отношения между православной церковью и государством динамично развиваются. В Конституции оговаривается особая роль православия в истории Осетии, становлении и развитии ее духовности и культуры. В 2003 году совершено Соглашение (Конкордат) между Аланской Епархией и Республикой Южная Осетия, под которым стоят подписи наместника о. Георгия и президента Э. Кокойты.

ИА REGNUM: Какие еще религиозные объединения существуют в Южной Осетии?

За время работы органа по делам религии выявлена деятельность следующих религиозных объединений, которые не прошли государственную регистрацию в министерстве юстиции и деятельность которых считается нелегальной: община баптистов, которая управляется из Грузии, ею долгое время руководил Отар Каркозашвили, а руководителем по Грузии является епископ баптистской церкви евангельских христиан-баптистов Малхаз Сонгулашвили; пятидесятники, которые имеют три разрозненных собрания и возглавляются и возглавляются разными пастырями: Давидом Зассеевым, собрание которого находится в прямом подчинении епископа церкви евангельских христиан Олега Хубаева (Тбилиси), Тамазом Тедеевым, собрание которого находится в здании синагоги. Третье собрание возглавляет Игорь Валиев. Все эти собрании имеют одно вероучение и отличаются только по некоторым деталям исполнения религиозной обрядности. В Южной Осетии образовалось также религиозное объединение под руководством цхинвальца Владислава Кулумбегова, который долгое время жил в Киеве. 2 года назад он вернулся и создал свою общину. В отличие от перечисленных пятидесятников "традиционного" толка, это неопятидесятническое, харизматическое учение, так как, помимо Иисуса Христа, у этого объединении есть и земной лидер, которому они поклоняются и за здоровье которого молются (Санджей Аделаджа). "Свидетели Иеговы" имеют три собрания в городе и по одному как минимум в районных центрах, но представляют собой единую организацию. Юго-Осетинские "Свидетели Иеговы" подчиняются "районному надзирателю", который находится во Владикавказе.

ИА REGNUM: Какова в целом ситуация в отношении тоталитарных сект?

В разное время в Южную Осетию приезжали миссионеры различных религиозных организаций, которые во всем мире классифицируются как тоталитарные секты, в том числе муниты, бахаисты, адвентисты 7 дня, "Аум СенрикЈ", "Богородичный центр", "Белое братство" и другие, которые всеми правдами и неправдами пытались обосноваться. Однако нашему органу совместно с правоохранительными органами и при единодушной поддержке всех уже существующих религиозных объединений удалось предотвратить такое опасное развитие событий.

ИА REGNUM: Какие выводы и прогноз можно сделать из сложившейся ситуации?

По сравнению с соседними странами у нас мало религиозных сект. Однако аналитики высказывают опасения по поводу того, что рост действующих в Южной Осетии религиозных объединений все еще остается очень высоким. Выражается опасение, что, в частности, могут возникнуть проблемы со "Свидетелями Иеговы". В масштабах большой страны (например, России) их опасность не так велика, как в Южной Осетии. "Свидетели Иеговы" пользуются тем, что, в силу традиций, наши люди вынуждены впускать в дом стучащихся в дверь, и слушать их пропаганду. Мы сотрудничаем с общественными организациями и комитетами по защите молодежи от тоталитарных сект и реабилитации их жертв в различных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Туле и др. Продолжим работу по исследованию религиозного учения "Свидетелей Иеговы", продолжим связи и контакты с аналогичными структурами в других субъектах России и в странах бывшего СССР, в частности, с Приднестровьем, Абхазией и т. д., которые испытывают те же трудности в области религии, что и мы.

Работы в области религии у нас более чем достаточно и, надеемся, мы будем работать в полную силу.

16.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Соня Хубаева
Соня Хубаева: "Республика Южная Осетия и Аланская Епархия неразделимы"
Интервью ИА "Рес" Уполномоченной при Президенте РЮО по вопросам Религии Сони Хубаевой
03.12.2008
Все статьи Соня Хубаева
Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09