"Европа утратила добродетель надежды. Требуется мужество, чтобы обрести ее вновь"

0
125
Время на чтение 4 минуты
Этот год начинается с образов смерти и разрушений, изображения которых мы видим на экранах телевизоров. Трагедия побережья Индийского океана сразу возникает в нашем разговоре с Юргеном Мольтманном, евангелистским пастором, автором книги "Богословие надежды", изданной в 1964 году, и оказавшей глубокое влияние на богословскую мысль XX века.

"Смыслом христианской надежды является Воскресение, - утверждает Мольтманн, - и эта надежда обращена не только к людям, но и к земле. Природа, как и человек, ожидает искупления. Эта катастрофа ставит нас перед реальностью природы, которая "стонет и страдает", как пишет апостол Павел в Послании к Римлянам".

Надежда в свете Воскресения Христа явилась вдохновительницей размышлений Мольтанна также и в "Богословии надежды". Спустя сорок лет после ее публикации в издательстве Queriniana издана книга, озаглавленная "В конце - начало". Это маленькое богословие надежды (254 страницы) мы нашли в Тюбинге, университетском городе, где профессор, обратившийся в христианство в послевоенные годы, проведенные в английской тюрьме, вот уже в течение 30 лет возглавляет престижную кафедру систематического богословия.

- Профессор Мольтманн, что подтолкнуло Вас тогда к новому прочтению христианства в эсхатологической перспективе надежды?

- Тема витала в воздухе. В первые послевоенные годы народ больше не желал слышать об экспериментах, он был сконцентрирован на восстановлении жизни. В начале шестидесятых годов стагнация в Германии и в других странах была уже преодолена. Повсюду цвела новая весна. В Католической Церкви вдруг созвали II Ватиканский Собор, чего никто не ожидал. В Чехословакии проявился социализм с человеческим лицом, что также стало неожиданностью для всех. В Германии народ вместе с Вилли Брандтом "посмел" желать "больше демократии". Решающим было также влияние философа Эрнста Блоха. Когда я прочел его книгу "Принцип надежды", то спросил себя: почему богословие упустило эту тему? Так я пришел к написанию "Богословия надежды".

- Сегодня слишком идеализированный взгляд на будущее вызывает недоверие. Можно ли, как тогда, говорить о надежде?

- Это типично европейская проблема. Иначе дело обстоит в Африке, в Латинской Америке и в других частях мира. Я только что вернулся из Пекина, где в одном из университетов прочитал цикл лекций. Народ там невероятно полон надежды. Европа же похожа на развороченный вулканический пейзаж. В течение двух войн, фашизма, нацизма и реального социализма мы пережили слишком много подъемов надежды и слишком много крушений обманчивых иллюзий. Сейчас главенствует та же идея, что владела умами людей и в послевоенные годы: "Четко думать и ни на что не надеяться".

- Что это значит? То, что мы, европейцы, созрели или то, что мы неизлечимо разочаровались?

- Разочарование - это опыт, которого надежда не может избежать; однако надежда всегда возрождается. И символом ее является не горизонт, открывающий тысячи возможностей в "прежней" жизни, но полностью новая жизнь. На ближайшее будущее у меня запланировано участие в симпозиуме в Верчелли, где я выступлю с докладом именно на тему возрождения Европы духом надежды. Наш континент очень беспокойный, его жизнь характеризуется все новыми культурными явлениями. Взять хотя бы архитектуру. К примеру, в азиатских странах на протяжении последних двух тысяч лет господствовал один и тот же стиль. В Европе мы совершили путь от романского стиля до готики, Возрождения, барокко, рококо, классицизма. Есть что-то особенное в том, что определяет это беспокойство, и я уверен, что из старого континента родится новая Европа, способная дать новую надежду миру.

- Наряду с широкими перспективами, открывающимися перед человеком, существует также примеры одиноких людей, которые боятся сегодня за мир, нарушаемый войной и терроризмом, или - в условиях экономического застоя - за свое рабочее место.

- Лишь созерцая разочарование и отчаяние, вызванные войной и новыми проявлениями бедности, мы сможем понять сущность надежды. Христианская надежда обращена к тем, кто лишен надежды, а не к тем, кто богат и успешен. Рождение Надежды в бедных яслях - вот истинный символ христианской надежды. Во время моего заключения в тюремном лагере, куда я попал после войны, меня всегда поражали слова из Евангелия от Матфея: "Народ, погруженный во тьму, увидел великий свет". И если мы поймем, каким мраком окружены, тогда мы сможем увидеть также и свет Рождества.

- В 1985 году Вы опубликовали книгу "Бог в творении" - еще одно богословское размышление, которое исходило из одной из тем, "витавших в воздухе" - из темы экологии. А что сегодня волнует Вас больше всего?

- Я думаю о политическом проекте надежды. Американцы и европейцы пытаются, так сказать, "гуманизировать" остальной мир с помощью программы, состоящей из трех пунктов: свет разума, права человека и демократия. Однако это старый проект, восходящий к французской революции. Сегодня требуются более широкие планы, которые, я полагаю, следует искать в новых отношениях между свободой и равенством во имя солидарности и социальной справедливости. Ценности свободы придерживается либерально-демократическая традиция. Равенство было идеалом социализма. После 1990 года социализм, как политический проект, исчез. Однако равенство людей является проектом, имеющим древние корни. И если нам не удастся осуществить его, мы будем вовлечены в неолиберальный капитализм.

- Какую роль в этом процессе Вы отводите верующим?

- Христианская вера основывается на Воскресении Христа и несет с собой проект полной и вечной жизни. Она обращена в будущее и может проявлять себя пророческим образом лишь в условиях определенной политической ситуации. Вера не должна заключаться в церковные рамки, равно как и не должна становиться государственной. Как пророки древности критиковали царей и священников, показывая народу будущее в Боге, так вера должна вести себя и сегодня.

- Что нужно делать для этого?

- Нужен пророческий голос, говорящий в защиту бедных и безработных. Научно-технический прогресс с каждым годом создает все больше условий для того, чтобы мы делали все, что нам хочется. Но чего мы хотим на самом деле? Нужно срочно найти направление, ведущее к новому демократическому обществу, придерживающемуся традиционных ценностей, а также к новой гармонии между человечеством и природой. Нужно продолжать работать, потому что пока мы стоим на перепутье и не знаем, куда хотим идти.
Берлин, Германия
Avvenire - Agnuz
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44