4 ноября 2021 г., в день Казанской иконы Божией Матери, исполнилось 300 лет Российской Империи. Одной из ярких и значимых страниц ее истории стало знаменитое Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича, которое длилось более девяти месяцев. Оно началось 23 октября (5 ноября по н.с.) 1890 г. в Гатчине, а завершилось 4 (17) августа 1891 г. в Тосно и Санкт-Петербурге. Обойдя по суше и по морю полмира и едва не погибнув в Японии, Наследник Российского престола прибыл 11 мая 1891 г. во Владивосток, где 19 мая собственноручно заложил Уссурийский участок Великого Сибирского рельсового пути по поручению своего отца – Императора Александра III.
По его замыслу удалось соединить две России – европейскую и тихоокеанскую, построив в кратчайшие сроки магистраль, имевшую стратегическую задачу – поменять историю страны, открыть новые возможности для заселения ее отдаленных территорий православными верующими людьми, дабы способствовать развитию и упрочению единства великой Российской Империи. Отмечая ее 300-летие, нельзя обойти молчанием ни 130-летие Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича, ни 130-летие Транссиба, соединившего Атлантический и Тихий океаны и на многие десятилетия вперед определившего точки роста в освоении территорий, через которые он проходил.
Документальный фильм Елены Козенковой «Русский локомотив. История экономического чуда» посвящен Российским железным дорогам, без которых, по убеждению автора, не было бы русского экономического чуда. (https://www.youtube.com/watch?v=3OWivWT7b5Y). Не все, к сожалению, знают об этом чуде. Врагам Российской Империи, которой предсказывали в начале XX века великое будущее, удалось стереть из нашей памяти само это понятие, тиражируя многочисленные мифы о России. Елена Козенкова напомнила, что паровоз был символом экономического развития, а железные дороги в прямом смысле слова устремляли Россию вперед (https://www.youtube.com/watch?v=rbEeWkp7jiY&list=PL042UYV3KJsS8xpVcIEmwXQu0x_FxHkx3). Она предлагает нам сесть в русский локомотив и совершить путешествие по пути индустриального прорыва России, для которой железные дороги стали поистине золотыми – той золотой цепью, которая связала всю территорию огромной России.
Этот замечательный фильм нужно показывать по всем каналам, чтобы мы стали, наконец, патриотами, а не Иванами, не помнящими родства. Особенно важно показывать фильм в год празднования 130-летия Транссибирской магистрали в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге (Библиотечный пер., 4, корп. 2, метро «Балтийская»), где с 22 октября 2021 г. до октября 2022 г. открыта масштабная выставка «Великий Сибирский путь и народы России», основным партнером которой является Российский этнографический музей.
Экспонаты выставки, с одной стороны, повествуют о малоизвестных страницах истории строительства и эксплуатации Великого Сибирского рельсового пути и железнодорожных подходов к нему, расположенных в европейской части России, об истории участка Транссибирской магистрали, находящегося за пределами России, а с другой стороны – рассказывают о быте, обычаях и традициях народов, населяющих земли, по которым проходит Транссиб.
Помимо предметов из фондов Музея железных дорог России, на выставке представлены народные костюмы, предметы быта, ремесел и религиозных верований русских, удмуртов, татар, бурят и эвенков из собрания Российского этнографического музея, а также фотографии начала ХХ века, представляющие эти народы. Посетители увидят фрагмент избы крестьянина-переселенца, фотоснимки, сделанные в 1990 году на Всемирной выставке в Париже, где Великий Сибирский путь удостоился Гран-при.
По словам Ольги Александровны Корневой, первого заместителя директора Музея железных дорог России, идея создания выставки «Великий Сибирский путь и народы России» родилась в октябре 2017 года – вскоре после открытия музея. Выставка отражает период со второй половины 1850-х годов по 1917 год. Помощь в организации выставки оказали также Российская Национальная библиотека, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, Центр по сохранению исторического наследия, действующий на сети РЖД, Южно-Уральская и Восточно-Сибирская железные дороги, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Воочию увидеть масштабы страны, которой ему предстояло управлять, и познакомиться с жизнью разных народов великой Российской Империи Наследник престола смог во время своего грандиозного Восточного путешествия, к сожалению, недостаточно оцененного нашими современниками.
Чтобы устранить эту несправедливость, 26 марта, 11 августа и 28 сентября 2021 года Комитет по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга провел три конференции, посвященные 130-летию Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича. Вел конференции заместитель председателя Комитета Вячеслав Калганов. Первые две из них были посвящены знакомству Наследника Российского престола с Индией, Таиландом, Сингапуром, Китаем, Японией и другими восточными странами.
Участники третьей конференции (она состоялась в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, который выступил ее соорганизатором) рассказали о российской части маршрута Цесаревича от Владивостока до Санкт-Петербурга. От имени ректора университета Игоря Анатольевича Максимцева с приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по международным связям Дмитрий Вадимович Василенко. Он напомнил о путешествиях Императора Петра Первого и Императрицы Екатерины Второй, пожелавших на практике узнать, как живет страна. (См.: https://kvs.gov.spb.ru/news/63655/?category=131 и видео на канале Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга по ссылке: https://kvs.gov.spb.ru/news/63655/?).
Комитет по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, не ограничиваясь взаимодействием с иностранными представительствами, расположенными в Санкт-Петербурге и зарубежными партнерами, занимается активной просветительской и образовательной деятельностью. При Комитете существует Экспертно-аналитический клуб – открытая дискуссионная площадка, куда приглашаются студенты вузов, интересующиеся международной тематикой.
«Во время одной из встреч родилась идея вспомнить о том, как начиналось знакомство Российского государства с такими регионами Юго-Восточной Азии, как Батавия, Бангок, Вьетнам и другие, которые курирует наше подразделение, – сказал Вячеслав Калганов. – Это особенно актуально в год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, заветом которого было защищать границы России на Западе и искать друзей на Востоке».
Предпринятый Императором Александром III (почившим 20 октября (2 ноября по н.с.) 1894 г.) разворот на Восток как новый геополитический приоритет Российской Империи актуален и в XXI веке. Отправляя сына в путешествие не на Запад, а на Восток, Император хотел показать всему цивилизованному миру, что такое Восток для России и что такое Россия как часть Востока. Главный историограф Восточного путешествия князь Э.Э. Ухтомский назвал Восток «той стороной, куда лежит историческая дорога, по которой продвигается русский народ».
Первая тачка Цесаревича Николая Александровича
Во Владивостоке Наследника престола ждал подписанный Императором 17 апреля 1891 года именной рескрипт, в котором говорилось: «Ваше Императорское Высочество. Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую мою волю по вступлению вновь на русскую землю, после обозрения иностранных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к строительству на счет казны и непосредственно распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Александр».
С апреля в Приморье велись подготовительные работы. К визиту высочайшего гостя были проложены две с половиной версты железнодорожного полотна. 19 мая, выполняя волю своего державного родителя, после молебна и салюта в присутствии трехсот человек Цесаревич Николай Александрович «лично изволил положить в тачку землю и свезти ее на полотно строящейся железной дороги». Так было начато строительство самой длинной в мире железнодорожной артерии, связывающей восток и запад России.
Сегодня на 16 железных дорогах России работают 408 ведомственных музеев. 19 экспозиций посвящены строительству и эксплуатации отдельных участков, узлов или объектов Великого Сибирского рельсового пути. Подробно об истории его строительства рассказала на конференции начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Ирина Паршакова. Выступив с докладом «Великий Сибирский путь. Сохранение истории Транссиба в железнодорожных музеях», она сказала, что сегодня Транссибирская магистраль по-прежнему играет ведущую роль в обеспечении экспорта российских товаров на мирные рынки. «Мы уверены, что его строители и организаторы были бы поражены достигнутыми к началу XXI века технологическими высотами и с удовольствием отметили бы, насколько верно была оценена роль железной дороги в становлении и развитии Сибири», – подчеркнула Ирина Викторовна.
Добавим – не только Сибири, а всей Российской Империи!
Место закладки Уссурийской железной дороги (ныне район Первой речки). Фото: портал «Старый Владивосток».
Цесаревич везет первую тачку на место закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Фото: портал «Старый Владивосток».
Открытие движения у Владивостока (рисунок Н.Н. Каразина). Фото из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича».
130 лет тому назад под крики «ура!» Цесаревич Николай Александрович сел в подготовленный вагон вместе с Приамурским генерал-губернатором, военным губернатором, адмиралами и свитой, и поезд медленно тронулся по свежей насыпи к месту закладки станции Владивосток, убранному зеленью и флагами. Собравшийся вдоль полотна народ бежал за поездом.
После молебна Наследник лично совершил закладку здания Владивостокского железнодорожного вокзала. В специальную каменную нишу он положил и тщательно замуровал серебряную доску с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра III в г. Владивостоке заложен сей первый камень строящегося конечного участка Сибирской железной дороги (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я. Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенанте Н.П. Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф. Унтербергере и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И. Урсати».
Сейчас слово «тачка» обозначает машину. И современные дети, услышав выражение «первая тачка Цесаревича», представят себе «крутой» автомобиль, но никак не тачку с землей, которую будущий Император России Николай II своими собственными руками толкал впереди себя.
А вот Цесаревич Алексий, наследник Императора Николая II, возможно, не раз слышал от отца про эту тачку, когда играл со своей любимой электрической железной дорогой, с паровозом и вагончиками, проезжавшими сквозь игрушечные тоннели мимо станций, на которых сидели куклы, одетые в разные национальные костюмы, в одежду крестьян и других сословий. Всем царским детям родители прививали чувство любви и уважения к народам огромной Российской Империи, в том числе и с помощью игрушек. Поэтому Алексий, день именин которого отмечается 18 октября, с раннего детства знал, что Россия – многонациональная страна. Он любил играть в историческое лото с портретами Государей Земли Русской, в настольный детский театр «Жизнь за Царя» и другие игры, помогавшие изучать свою родословную, географию и историю Отечества. Вот только отправиться в кругосветное путешествие, подобное тому, которое совершил его отец, престолонаследнику не удалось.
Но, думается, он любил слушать рассказы отца о том, как восторженно встречали его представители разных народов, как женщины кидали ему под ноги шелковые и пуховые платки, как угощали хлебом-солью, как он вез тачку с землей и цементировал закладную доску в здание будущего вокзала в далеком Владивостоке.
Это здание было построено и открыто 1 июля 1894 года (незадолго до смерти Императора Александра III и восшествия на престол Николая Александровича). Через 18 лет оно было реконструировано по проекту архитектора В. Плансона и 7 февраля 1912 года торжественно открыто вновь. В таком виде Владивостокский вокзал существует и по сей день.
Владивостокский железнодорожный вокзал, закладку которого производил цесаревич Николай Александрович. Фото: портал «Старый Владивосток»
О том, как во Владивостоке и во многих других городах России до сих пор чтут память посетившего их Цесаревича Николая Александровича, рассказали участники конференции. Доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Сибирского Федерального Университета Николай Новосельцев сделал доклад на тему «Цесаревич Николай Александрович (Будущий Николай II) в Красноярске». О пребывании цесаревича в Самарской Губернии рассказала Оксана Ларешина – ведущий специалист службы по связям с общественностью ООО «Газпром трансгаз Самара» и представитель Самарского областного отделения РГО.
Директор центра изучения Китая и стран АТР Татьяна Уржумцева представила книгу «Великие пути Сибири», изданную Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Составители бережно адаптировали воспоминания, дневники, документы людей, которые осваивали Сибирь. Книга, иллюстрированная множеством исторических и современных фотографий, рассказывает о государственных деятелях, ученых и исследователях – первопроходцах.
«Святая Русь – по пути Цесаревича»
О малоизвестных фактах, связанных с пребыванием Цесаревича Николая Александровича во многих уголках России, рассказал Василий Кухарь, председатель правления Национального общества ревнителей светлой памяти императора Павла I, инициатор празднования 130-летия Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Вместе с другими участниками автомобильного крестного хода «Святая Русь – по пути Цесаревича», организованного главой Магаданского общества инвалидов Виталием Даниленко, Василий Кухарь проехал по всей российской части маршрута Цесаревича – от Владивостока до Санкт-Петербурга. По его словам, во многих регионах России наши современники бережно хранят экспонаты, рассказывающие о Восточном путешествии будущего самодержца, пишут статьи и книги о нем, восстанавливают разрушенные Триумфальные арки, построенные 130 лет тому назад в его честь.
К сожалению, регламент конференции не позволил Василию Кухарю рассказать обо всем увиденном во время крестного хода. Более подробный рассказ с показом видеороликов и фотографий ждал 7 октября посетителей гостеприимного Дома дружбы Ленинградской области (https://epoha-nikolaya-2.ru/v-peterburge-proshel-kruglyj-stol-priurochennyj-k-130-letiju-vostochnogo-puteshestvija-cesarevicha-nikolaja-aleksandrovicha/), где с 25 июня по 9 августа 2021 года была открыта передвижная фотовыставка «Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича. 1890-1891 гг.» (https://tv-soyuz.ru/V-Severnoy-stolice-otkrylas-fotovystavka). В рамках работы выставки состоялось несколько круглых столов о знаменитом путешествии будущего Императора России (https://ruskline.ru/politnews/2021/06/23/k_130letiyu_vostochnogo_puteshestviya), которому в этом году радио «Радонеж» посвятило много передач (https://radonezh.ru/radio/2021/07/27/20-01).
Союз русских землячеств Санкт-Петербурга и Ленинградской области и другие организаторы фотовыставки «Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича» выражают благодарность за помощь в ее проведении директору Дома дружбы Ленинградской области Владимиру Викторовичу Михайленко и всем его сотрудникам (https://gtn-pravda.ru/2021/07/05/k-130-letiju-vostochnogo-puteshestvija-nikolaja-ii.html).
В настоящее время выставка «Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича» работает в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры вместе с другой прекрасной выставкой «Царская семья» (https://radonezh.ru/radio/2021/07/15/19-43). Обе выставки открылись здесь в тот же день, что и новая выставка Музея железных дорог России.
Есть надежда, что выставкой о восточном путешествии заинтересуются Дома дружбы и русские землячества других регионов России, а также Российский этнографический музей, Музей железных дорог России, библиотеки, школы, вузы и другие учреждения образования и культуры Санкт-Петербурга, Гатчины, Тосно, Красного села, Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Читы, Иркутска, Красноярска, Томска, Тобольска, Омска, Оренбурга, Самары, Пензы, Рязани и Москвы – городов, жители которых овациями встречали Наследника Российского престола 130 лет тому назад.
Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке к празднованию 135-летия Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича. Присылайте имеющиеся у вас экспонаты для выставки, готовьте в своих городах мероприятия всероссийской программы – фестивали, ярмарки, концерты, туристические железнодорожные маршруты по некогда славной Императорской России. Давайте создадим всенародный музей, посвященный Восточному путешествию Цесаревича Николая Александровича. Сбор экспонатов для него уже начат.