itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Брачном Пире (Лк. 14:16-24)

Проповедь, произнесенная на воскресной службе 27 декабря 2020 г. в Свято-Никольском храме Лесного массива Киева

0
885
Время на чтение 4 минуты

Дорогие, братья и сестры! На прочитанное из сегодняшнего Евангелия место о Брачном Пире написано достаточно много толкований, как в святоотеческой литературе, так этот текст прокомментирован и у большого числа современных богословов. Например, св.Феофилакт Болгарский сразу дает разъяснение, что человек царь – это Бог; брачный пир – соединение со Христом; сын (жених) – это Христос; невеста – всякая душа человеческая (или в христианской интерпретации – Церковь); рабы, посланные вначале – ветхозаветные пророки; званные на пир – евреи «ушедшие на поле свое», т.е. предавшиеся корыстолюбию и мирским занятиям; рабы, второй раз посланные Хозяином – пророки, погибшие от руки обличаемого ими народа (Исайя, Иеремия); войска, истребившие званных – римляне; рабы, посланные в третий раз – апостолы; званные на распутиях – язычники (то бишь, мы с вами); человек, одетый не в брачную одежду – еретики и сектанты, самочинно вошедшие на пир и обольщающие себя тщетными надеждами на получение Царства Небесного, но высоко о себе мнящие; скрежет зубовный – позднее и бесплодное раскаяние.

Все выше сказанное сразу становится на свои места в ретроспективе истории еврейского народа. Материальные узы связали еврейский народ пристрастием к стяжательству, мшелоимству, наслаждениям мира сего, что не дало ему вступить на путь духовного подвига, на путь искреннего и глубокого покаяния, подобно жителям Ниневии. Мы видим здесь, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые, будучи призваны на Его вечерю, отвратились к снисканию радостей мира сего, его славы, к богатству, угождению плоти и поиску «сокровищ земных», сиюминутных… прочего безумства. Безусловно, нет ничего худого в том, чтобы построить коттедж, испытать новую технику, приобретенную долгим упорным трудом, оценить свой дачный участок, вступить в брак… Просто, скажем так: люди занялись нужными делами не вовремя. «Время разбрасывать камни и время их собирать» - говорит нам книга Экклезиаста (3:5). Когда эти люди были призваны к Горнему Самим Богом, то именно тогда начали упорно «копаться в земле»… Они вдруг «забыли» свое избранничество и высокую миссию в народах. Их действия прозвучали как вызов Творцу миров!

Притча о Брачном Пире – это, собственно, продолжение притчи «О Злых Виноградарях». Обе притчи направлены против иудеев, а развязкой драмы служит разрушение Иерусалима в 70-м году и изгнание евреев из благодатных земель Палестины.

Несмотря на то, что в современной науке принято списывать обвинения в адрес иудеев за счет «антисемитизма», которым якобы были заражены Отцы Церкви, следует все же подчеркнуть, что в традиционном понимании в притче О Брачном Пире нет ничего «антисемитского» (ибо такой порядок вещей может касаться любого верующего нееврея, «сеющего в плоть» Гал. 6:8). Однако антииудейский подтекст притчи все же бросается в глаза. Анти-иудаизм и анти-семитизм – это совершенно разные вещи. Антисемитизм осуждается мировым сообществом как разновидность экстремизма, а антииудаизмом (в частности, его собирательным образом как «лицемерным фарисейством») пропитана вся тематика книг Нового Завета, и это же отражено в раннехристианском богословии, а также в наших православных литургических текстах.

Безусловно и то, что нельзя судить о всем еврейском народе лишь только через призму его восприятия как исключительно народа «фарисейской закваски», ибо в этом народе были и Апостолы, была Божия Матерь, был великий учитель Израиля Гамалиил, святая Анна, Симеон, Иоанн Креститель… На праздник Суккот – Праздник Кущей, в их народе было принято поднимать вверх и благословлять букет из четырех трав: этрога, листа финиковой пальмы, мирта и ивы. Этрог (который имеет и вкус и запах) олицетворяет собой евреев, знающих Тору и совершающих добрые дела. Финик (сладкий плод, но без запаха) олицетворяет евреев, знающих Тору, но не совершающих дел добрых. Мирт (прекрасно пахнет, но не съедобен) – это евреи, не знающие Тору, но делающие добрые дела. Ива (не имеющая ни вкуса, ни запаха) – конечно же, это евреи не знающие Тору и не делающие никаких добрых дел. Но, как утверждает вероучительная концепция иудаизма, букет такой – это единый народ, чтобы помогать друг другу и носить тяжести и немощи друг друга в этой жизни.

Однако, что же мы читаем в Священном Писании, дорогие братья и сестры? «Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне», но она не возвратилась…» (Иер. 3:6-7). Все, к чему мы привязываем сердце свое более, чем к Богу – становится для нас идолом, а Бог ревнитель и наказывает за это: «Где же боги твои, которых ты сделала себе? Пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего, ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда…Вотще поражал Я детей ваших, но они не приняли вразумления, пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев, и вы не убоялись» (Иер. 2:28-30).

Прообразовательно, на примере Израиля мы видим и нашу часто неверность и тяготимся той свободой, которую даровал нам Христос, украдкой покидая Его Брачный пир, чтобы снова надеть на себя ярмо рабства непослушания Ему и тем навлечь гнев Божий. Из брачных чертогов, поменяв царскую одежду на рабскую хламиду, тайком устремляемся за суетой века сего, снова и снова поспешая к той грязной луже, чтобы наперегонки вывалиться в ней, подобно псу из притчи (2Пет. 2:22), забывая слова Писания, что «сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Попробуем же, братья и сестры, быть верными гостями на трапезе Господней – Святой Евхаристии, и не остаться в той безнадежной ночной мгле, где «будет вой и скрежет зубовный». Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04