Дорогие, братья и сестры! На прочитанное из сегодняшнего Евангелия место о Брачном Пире написано достаточно много толкований, как в святоотеческой литературе, так этот текст прокомментирован и у большого числа современных богословов. Например, св.Феофилакт Болгарский сразу дает разъяснение, что человек царь – это Бог; брачный пир – соединение со Христом; сын (жених) – это Христос; невеста – всякая душа человеческая (или в христианской интерпретации – Церковь); рабы, посланные вначале – ветхозаветные пророки; званные на пир – евреи «ушедшие на поле свое», т.е. предавшиеся корыстолюбию и мирским занятиям; рабы, второй раз посланные Хозяином – пророки, погибшие от руки обличаемого ими народа (Исайя, Иеремия); войска, истребившие званных – римляне; рабы, посланные в третий раз – апостолы; званные на распутиях – язычники (то бишь, мы с вами); человек, одетый не в брачную одежду – еретики и сектанты, самочинно вошедшие на пир и обольщающие себя тщетными надеждами на получение Царства Небесного, но высоко о себе мнящие; скрежет зубовный – позднее и бесплодное раскаяние.
Все выше сказанное сразу становится на свои места в ретроспективе истории еврейского народа. Материальные узы связали еврейский народ пристрастием к стяжательству, мшелоимству, наслаждениям мира сего, что не дало ему вступить на путь духовного подвига, на путь искреннего и глубокого покаяния, подобно жителям Ниневии. Мы видим здесь, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые, будучи призваны на Его вечерю, отвратились к снисканию радостей мира сего, его славы, к богатству, угождению плоти и поиску «сокровищ земных», сиюминутных… прочего безумства. Безусловно, нет ничего худого в том, чтобы построить коттедж, испытать новую технику, приобретенную долгим упорным трудом, оценить свой дачный участок, вступить в брак… Просто, скажем так: люди занялись нужными делами не вовремя. «Время разбрасывать камни и время их собирать» - говорит нам книга Экклезиаста (3:5). Когда эти люди были призваны к Горнему Самим Богом, то именно тогда начали упорно «копаться в земле»… Они вдруг «забыли» свое избранничество и высокую миссию в народах. Их действия прозвучали как вызов Творцу миров!
Притча о Брачном Пире – это, собственно, продолжение притчи «О Злых Виноградарях». Обе притчи направлены против иудеев, а развязкой драмы служит разрушение Иерусалима в 70-м году и изгнание евреев из благодатных земель Палестины.
Несмотря на то, что в современной науке принято списывать обвинения в адрес иудеев за счет «антисемитизма», которым якобы были заражены Отцы Церкви, следует все же подчеркнуть, что в традиционном понимании в притче О Брачном Пире нет ничего «антисемитского» (ибо такой порядок вещей может касаться любого верующего нееврея, «сеющего в плоть» Гал. 6:8). Однако антииудейский подтекст притчи все же бросается в глаза. Анти-иудаизм и анти-семитизм – это совершенно разные вещи. Антисемитизм осуждается мировым сообществом как разновидность экстремизма, а антииудаизмом (в частности, его собирательным образом как «лицемерным фарисейством») пропитана вся тематика книг Нового Завета, и это же отражено в раннехристианском богословии, а также в наших православных литургических текстах.
Безусловно и то, что нельзя судить о всем еврейском народе лишь только через призму его восприятия как исключительно народа «фарисейской закваски», ибо в этом народе были и Апостолы, была Божия Матерь, был великий учитель Израиля Гамалиил, святая Анна, Симеон, Иоанн Креститель… На праздник Суккот – Праздник Кущей, в их народе было принято поднимать вверх и благословлять букет из четырех трав: этрога, листа финиковой пальмы, мирта и ивы. Этрог (который имеет и вкус и запах) олицетворяет собой евреев, знающих Тору и совершающих добрые дела. Финик (сладкий плод, но без запаха) олицетворяет евреев, знающих Тору, но не совершающих дел добрых. Мирт (прекрасно пахнет, но не съедобен) – это евреи, не знающие Тору, но делающие добрые дела. Ива (не имеющая ни вкуса, ни запаха) – конечно же, это евреи не знающие Тору и не делающие никаких добрых дел. Но, как утверждает вероучительная концепция иудаизма, букет такой – это единый народ, чтобы помогать друг другу и носить тяжести и немощи друг друга в этой жизни.
Однако, что же мы читаем в Священном Писании, дорогие братья и сестры? «Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне», но она не возвратилась…» (Иер. 3:6-7). Все, к чему мы привязываем сердце свое более, чем к Богу – становится для нас идолом, а Бог ревнитель и наказывает за это: «Где же боги твои, которых ты сделала себе? Пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего, ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда…Вотще поражал Я детей ваших, но они не приняли вразумления, пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев, и вы не убоялись» (Иер. 2:28-30).
Прообразовательно, на примере Израиля мы видим и нашу часто неверность и тяготимся той свободой, которую даровал нам Христос, украдкой покидая Его Брачный пир, чтобы снова надеть на себя ярмо рабства непослушания Ему и тем навлечь гнев Божий. Из брачных чертогов, поменяв царскую одежду на рабскую хламиду, тайком устремляемся за суетой века сего, снова и снова поспешая к той грязной луже, чтобы наперегонки вывалиться в ней, подобно псу из притчи (2Пет. 2:22), забывая слова Писания, что «сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).
Попробуем же, братья и сестры, быть верными гостями на трапезе Господней – Святой Евхаристии, и не остаться в той безнадежной ночной мгле, где «будет вой и скрежет зубовный». Аминь.